1.6.4. Практико-ориентированный модуль

Практико-ориентированный модуль Единой модели профориентации предполагает участие обучающихся в профессиональных пробах разных видов, мастер-классах, мультимедийных выставках-практикумах "Лаборатория будущего", интерактивных экскурсиях и иных мероприятиях, где предполагается непосредственный контакт с условиями, средствами или предметами труда, а также представителями профессий. Отличительной особенностью практико-ориентированного модуля является взаимодействие обучающихся с наставниками - представителями организаций-работодателей, а также организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования для формирования у обучающихся представления об образовательных и профессиональных возможностях развития в регионе.

Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения обучающегося. Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта реализации элементов профессиональной деятельности. Одной из основных характеристик данного процесса является преобладание познавательного эффекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством выявления индивидуальных качеств, инструментарием к познанию профессиональной деятельности.

Особенностями профессиональной пробы являются:

1. диагностический характер - в ходе профессиональной пробы осуществляется выявление общих и специальных профессионально-значимых качеств обучающихся;

2. получение завершенного продукта деятельности (изделия, узла, решения кейса), выполнение функциональных обязанностей профессионала как результат каждого этапа и профессиональной пробы в целом;

3. формирование у обучающегося в процессе выполнения пробы представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, области профессиональной деятельности, их включающей;

4. развивающий характер профессиональной пробы, направленный на развитие интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств личности обучающегося, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающегося к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;

5. системообразующая функция при формировании готовности обучающегося к выбору профессии: она интегрирует его знания о мире профессий в рамках данной области профессиональной деятельности, психологических особенностях деятельности профессионала и создает условия для практической проверки собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к области профессиональной деятельности.

Для проведения профессиональных проб (далее - профпроба) возможны следующие форматы:

1. организация площадки для приема обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования (очный формат) в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и образовательных организациях дополнительного образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п.;

2. организация выездной площадки (очный формат) - приезд площадки профпробы с необходимыми материалами и инструментами в сопровождении наставников в организацию, которая реализует программы основного общего и среднего общего образования, либо в иное установленное место, в т.ч. в рамках районных, городских, региональных тематических выставок и фестивалей;

3. организация онлайн-профпробы для обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, что означает, как правило, дистанционное подключение наставника к сопровождению деятельности, которую обучающиеся выполняют на месте (например, пишут компьютерную программу).

Профпроба может быть реализована на двух уровнях:

- Моделирующем, когда для организации деятельности обучающихся используется модель. Модель может быть виртуальной (компьютерной), игровой (деловая игра и т.п.), имитационной (тренажер).

- Практическом, который предполагает реальную деятельность с использованием средств труда и в условиях, характерных для данной профессии.

При составлении профессиональной пробы, которая моделирует или воспроизводит элементы конкретного вида профессиональной деятельности, учитываются возрастные особенности обучающихся.

По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся должны знать:

- содержание и характер труда в данной области профессиональной деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;

- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

- технологию выполнения профессиональной пробы;

- правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

- инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере пробы.

Также он должен уметь соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Отдельно отметим, что решение реальных профессиональных задач (кейсов) от работодателей - это форма реализации профессиональных проб, при которой работодатели создают для обучающихся задачи (кейсы), актуальные для своей отрасли. Обучающиеся (в команде или индивидуально) выбирают кейс и готовят по нему решение, которое в дальнейшем могут рассматриваться в конкурсном формате. Таким образом, у обучающихся появляется возможность познакомиться с актуальными задачами работодателей, а у работодателей - увидеть возможные новаторские решения своих задач.

Требования к программам профессиональных проб представлены в приложении N 1.

Еще одним типом практико-ориентированных профориентационных мероприятий являются экскурсии на предприятия (организации-работодатели), в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

Описание этого типа профориентационных мероприятий представлено в приложении N 2.