Родители (законные представители) ребенка (далее - родители) могут влиять как на формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, так и на совершение самого профессионального выбора. Социальная ситуация профессионального выбора такова, что обучающимся в подавляющем большинстве случаев нужно выбрать род занятий, профессию. И этот выбор делается во многом совместно с родителями, а в ряде случаев - самими родителями. Активная включенность и помощь родителей восполняет отсутствие у ребенка жизненного и профессионального опыта. Позиция родителей, их готовность или неготовность участвовать в самоопределении ребенка влияет на отношение последнего как к выбору профессионального пути в целом, так и к конкретным профориентационным проектам и мероприятиям. Общеобразовательная организация при осуществлении профориентационной работы помогает родителям более осознанно и грамотно подойти к вопросам профориентации.
Успешное взаимодействие подростка и родителей в области профориентации происходит тогда, когда обе стороны понимают важность процесса профессионального самоопределения и информированы о доступных профориентационных ресурсах.
Согласно Федеральному закону N 273-ФЗ, родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Закон определяет, что образовательные организации "оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей".
В рамках Единой модели профориентации осуществляется:
- организация всероссийских родительских собраний Федеральным оператором Единой модели профориентации, а также организация региональных и локальных родительских собраний региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и общеобразовательными организациями соответственно.
- информационно-консультационное сопровождение родительского сообщества;
- участие родителей (законных представителей) в профориентационной деятельности в качестве представителей различных профессий.
Информационно-консультационное сопровождение имеет следующие формы: проведение тематических родительских собраний и встреч для родительских клубов, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, тематические курсы (в т.ч. в формате онлайн), индивидуальные и групповые консультации. Педагогу, который взаимодействует с родителями, важно лично понимать преимущества профориентации как процесса, чтобы донести основные идеи профориентации как для учащихся, так и до их родителей.
Возможны следующие форматы информирования родителей педагогом:
- Очные групповые и индивидуальные встречи. Для проведения подобных встреч необходимо, в первую очередь, сделать сообщение о профориентационных мероприятиях, которые предусмотрены в школе, на родительском собрании (класса, параллели или средней/старшей школы). Также возможно организовать отдельную встречу для родителей, посвященную профориентации.
- Онлайн-собрание. Альтернативой очным встречам является проведение онлайн-собрания, в рамках которого педагог может представить презентацию о значимости профориентационного сопровождения подростков и доступных профориентационных ресурсах. Для проведения такого мероприятия необходимо написать сообщение в родительский чат, по электронной почте, на школьном портале (для всех или индивидуально). Также можно опубликовать ссылки на материалы для профориентации на сайте школы, в виде подборки для родителей и подростков. Важно сделать объявление на сайте и в социальных сетях школы о том, что школа реализует Единую модель профориентации.
- Информационная рассылка. Еще один эффективный способ - организовать регулярную информационную рассылку для родителей с актуальными материалами, тестами, информацией о проводимых в городе профориентационно значимых мероприятиях. Отслеживать информацию можно на сайте городской администрации, а также в новостях bvbinfo.ru.
Участие родителей в профориентационной работе в качестве представителей профессий является добровольным, безвозмездным и предполагает: выступления на тематических школьных мероприятиях, помощь при организации и проведении мероприятий практико-ориентированного модуля, в т.ч. выездных. Хороший способ включать родителей в профориентационную работу - предложить им организовать экскурсии для подростков на те предприятия и в те организации, где они сами работают.
Для организации работы с родительским сообществом подготовлены методические рекомендации, которые расположены на сайте bvbinfo.ru, на ней же находится раздел "Родителям", содержащий разнообразные материалы просветительского характера (статьи, семейные тесты, записи всероссийских родительских собраний и другие).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей