1б). Программа профессиональной пробы (онлайн-формат)
- получение знаний о данной профессиональной деятельности и ее роли в современном мире;
- практическое знакомство с ее содержанием и спецификой;
- формирование отношения участника к такого рода деятельности;
- получение обратной связи от наставника.
Создание оформленного продукта - воспринимаемого другими и обладающего значимостью - существенно повышает результативность проб.
Даже промежуточные результаты, полученные участниками в ходе профпробы, представляют отдельную ценность. Они могут способствовать решению задач, не только напрямую, но и опосредованно связанных с собственно профессиональной деятельностью. Имеет значение не только то, что делает участник, но и то, как осуществляется деятельность и где она реализуется.
В рамках практического занятия участники в онлайн-формате через практическую деятельность оценивают и развивают имеющиеся навыки, выполняют практическое задание в рамках определенной профессиональной деятельности. Онлайн-проба предполагает постоянное удаленное присутствие эксперта, который взаимодействует с участниками: инструктирует, демонстрирует выполнение рабочих операций, контролирует процесс выполнения и в режиме реального времени консультирует, оценивает результат, дает обратную связь и организует с участниками рефлексию по итогам пробы.
Взаимодействие происходит через средства видеосвязи или Интернет-площадки для совместной работы: вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п. При выполнении задания могут использоваться инструменты удаленного доступа и специализированное программное обеспечение. Выбор средства связи и инструментов обусловлен характером практических заданий и может подбираться под конкретную программу профессиональной пробы.
- рассказ наставника о конкретной профессиональной области - ее роли в современной экономике, перспективах цифровизации, тенденциях развития, необходимых навыках для освоения профессии, возможных способах получения образования в конкретном городе, регионе;
- выполнение практического задания под руководством наставника. Деятельность должна быть конкретной и продуктивной, прямо соответствовать профессиональной деятельности без игровой адаптации. Позитивным элементом может стать продукт, который участник произведет во время пробы. Пробы должны содержать набор простых практических операций в рамках профессиональной компетенции, пригодных для выполнения участником без предварительного опыта и специальных знаний, выходящих за рамки обычной школьной программы;
- индивидуальную работу наставника с участником, что может выражаться в индивидуализации заданий, контроле и консультировании с помощью инструментов удаленной и совместной работы. По итогам пробы участник получает устную оценку деятельности в рамках пробы, а также общие рекомендации по развитию тех или иных навыков, знаний или умений, выявленных в рамках пробы.
При выборе содержания профпроб необходимо учитывать региональную и территориальную специфику рынка труда, а также спектр профессий и специальностей, по которым реализуются образовательные программы ВО и СПО. При реализации проб важен реальный профессиональный контекст: материальная и человеческая среда, воспроизведение или качественная имитация технологических процессов, востребованность тех или иных профессиональных компетенций, демонстрация норм профессионального поведения, закономерностей профессиональных субкультур.
Информирование (рассказ наставника) и консультирование (получение обратной связи от эксперта) при проведении профпроб не должны занимать большую часть времени и реализовываться в ущерб приобретению опыта практической деятельности. Приоритетная задача профпроб - повышение готовности к профессиональному самоопределению, формирование у участника личной позиции, вовлечение его в активную деятельность, исключающую просто присутствие и пассивное наблюдение.
Важным элементом выполнения профессиональных проб является ее встраивание в другие формы профориентационной работы и осмысление тех проб, которые были у участника в опыте. Важную роль играет сопоставление результатов, впечатлений и ощущений от различных профпроб. Рефлексия подобного опыта является одной из составляющих повышения готовности к профессиональному самоопределению.
3. Материально-технические условия реализации программы
Площадкой для проведения практического занятия в онлайн-формате может выступить сервис видеоконференций или платформа для проведения вебинаров, а также другой Интернет-ресурс или web-приложение, где реализованы возможности прямой видеосвязи, общения через чат, демонстрации рабочего стола или заранее загруженных медиа-материалов. Также возможно скачивание и установка на компьютеры пользователей программного обеспечения, находящегося в бесплатном доступе или заранее приобретенного организатором практического занятия. Вместе с тем работа может вестись с использованием онлайн-сервисов и приложений удаленной и совместной работы, на порталах, платформах и в библиотеках, доступ к которым является открытым и бесплатным (либо заранее оплаченным организатором практического занятия).
Возможные расходы: оплата труда наставников; оплата Интернета; оплата площадок для проведения видеоконференций, вебинаров; оплата доступа к онлайн-сервисам, библиотекам, необходимым в рамках пробы для работы наставника или совместной работы наставника и участников.
4. Оценка качества освоения программы
Итоговая оценка работы участника в рамках программы производится экспертом, проводящим профпробу. Результаты эксперт направляет в электронном виде педагогу-навигатору, который, в свою очередь, обеспечивает внесение оценок каждого участника для дальнейшего формирования индивидуальных рекомендаций по профориентации.
В зависимости от характера профпробы, могут оцениваться: приращение представлений и опыта деятельности в конкретной области, динамика изменения самооценки обучающихся и ее адекватность, общее изменение мотивации школьника по отношению к профессиональному выбору и т.д.
В материалах, используемых для оценки результативности пробы, могут быть отражены как собственно составляющие пробы, так и ход ее рефлексивного осмысления, определения степени ее влияния на готовность к профессиональному самоопределению.
Для осмысления опыта, полученного в ходе профпробы, участнику предлагаются следующие вопросы (примерный перечень):
- что входило в содержание пробы?
- удалось ли проявить инициативу в процессе пробы?
- что вы увидели в действиях сверстников, также выполнявших пробу?
- какой продукт удалось получить в процессе прохождения пробы?
- кто может являться потребителями такого продукта?
- сколько стоит произведенная работа в денежном эквиваленте (если уместно)?
- какие новые знания, умения и навыки были приобретены?
- какие проблемы имеются у представителей данной профессии, специальности?
- возможна ли перспектива выполнения таких или схожих действий?
- что изменилось в ваших представлениях о себе и жизненных планах после прохождения пробы?
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей