Ожидаемым результатом профориентационной деятельности является формирование и рост готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
Готовность к профессиональному самоопределению, формируемая средствами профориентационной работы, имеет многосторонний характер. Поэтому ее оценка носит комплексный характер, включая следующие критерии <2>:
--------------------------------
<2> Подробное описание критериев приведено в статье: Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению//Профессиональное образование. Столица. - 2016. - N 8. - С. 10 - 16.
- целевой (наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения);
- мотивационный (сформированность профессионально-трудовой мотивации и ценностных ориентаций);
опыт профориентационно значимой деятельности (включая наличие профориентационно значимых продуктов)
Рефлексивный:
осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов
Младшие подростки
(6 - 7 кл.)
Актуализация целей предстоящего профессионального выбора и определения своего места в обществе
Нахождение личностного смысла в планировании профессионального выбора. Понимание и принятие ценности профессионально-трудовой деятельности как основы личностного развития человека
Знание многообразия трудовых ролей; основных сфер и типов профессий; условий труда; характера и степени влияния профессионального выбора на будущее человека; своих склонностей и интересов, значимых для будущего профессионального выбора
Вовлечение в специально организованную практическую, проектно-исследовательскую, познавательную, игровую, творческую деятельность профориентационной направленности. Опыт прохождения игровых профессиональных проб
Самооценка своих склонностей и интересов как основы профессионально го выбора; осознание образа "я" в контексте профессионального самоопределения. Самооценка своих учебно-предпрофессиональных достижений
Старшие подростки
(8 - 9 кл.)
Целенаправленность, осознанность и самостоятельность в профессионально-образовательном выборе и в построении личного профессионального плана
Соотнесение своих потребностей и возможностей с реальными требованиями профессиональных направлений. Принятие в качестве личностно значимой ценности продуктивности (производительности, эффективности) человека и его деятельности
Понимание современных особенностей и тенденций развития профессионально-трудовой сферы, выступающих факторами профессионального самоопределения, и их учет при построении собственной профессионально-образовательной траектории. Знание: своих способностей и внутренних ограничений, значимых для профессионального выбора, в т.ч. - медицинских противопоказаний к выбору профессии; внутренних и внешних ресурсов выбора; внешних ограничителей выбора; местного рынка профессионально-образовательных услуг; особенностей региональной экономики и рынка труда, степени востребованности различных профессий в районе, городе, регионе, стране
Опыт успешного поиска необходимых профориентационно-значимых внешних ресурсов (информация, люди) и использования их в процессе своего самоопределения. Опыт прохождения профессиональных практик, предполагающих погружение в социально-профессиональный контекст, решение профессиональных задач и изготовление продукта, типичного для данной профессии. Опыт успешного преодоления препятствий, затрудняющих процесс самоопределения. Опыт построения личного профессионального плана (как набора альтернатив). Опыт презентации себя, своих сильных сторон, достижений, целей и профессионально-карьерных намерений
Самооценка комплекса своих возможностей и потребностей в контексте потребностей территориального рынка труда - как основы профессионально го выбора.
Сравнительная оценка альтернатив с целью выбора наиболее приемлемой. Распознавание и оценка внешних негативных факторов и рисков (в т.ч. манипулятивных воздействий), препятствующих успешному самоопределению. Самостоятельное разрешение внутренних и внешних противоречий, возникающих в процессе самоопределения. Самооценка промежуточных (частных) результатов процесса своего профессионально го самоопределения в контексте своего профессионально го выбора и "дальних целей" личного профессионально го плана
Старшеклассники
(10 - 11 кл.)
Уточнение своего профессионального выбора. Нацеленность на развитие профессионально важных качеств в соответствии с избираемым профилем обучения и избираемой сферой профессиональной деятельности
Нахождение личностного смысла профессионально-трудовой деятельности. Принятие ценности личной продуктивности в профессионально-трудовой деятельности. Потребности в соотнесении своих профессионально важных качеств с требованиями профиля обучения и планируемой будущей профессиональной карьеры
Знание своих профессионально важных качеств в соответствии с избранным профилем обучения, путем продолжения образования и будущей профессиональной карьеры; основ правового регулирования в сфере труда (трудоустройство и увольнение, обязанности и права работников); мифов, стереотипов и социальных деформаций в мире труда и профессий
Участие в социальных и профессиональных практиках в контексте избранной области профессиональной деятельности. Выбор и освоение очных или дистанционных курсов ДО, имеющих профориентационную/предпрофессиональную направленность
Адекватное самооценивание уровня своей готовности к получению профессионально го образования и последующей профессиональной деятельности
Кроме того, к долгосрочным эффектам профориентации можно отнести выработку у обучающихся определенного личностного отношения к процессу и задачам самоопределения (причем не только в сфере выбора профессии, но и в общем жизненном смысле), готовности к активному и самостоятельному изучению спектра потенциальных профессий и средств их освоения, а также понимание того, что в определенных условиях и контекстах может быть важно не просто выбирать из уже готовых, заранее представленных вариантов образовательно-профессиональной траектории, но и формировать ее самостоятельно, соотнося с общественными задачами.