2.3. Кадровые условия и ресурсы. Подготовка педагогов

При реализации Единой модели профориентации могут быть активно задействованы: заместители директора, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, тьюторы, педагоги дополнительного образования.

В рамках реализации и сопровождения профориентационной работы в общеобразовательной организации, реализующей Единую модель профориентации на основном или продвинутом уровне, рекомендуется ответственным специалистам пройти специализированное обучение по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) профориентационной направленности в общем объеме не менее 36 академических часов. Программа может быть выбрана на усмотрение образовательной организации. Для реализации базового уровня Единой модели профориентации педагогическим работникам достаточно пройти онлайн-инструктаж, размещенный на платформе bvbinfo.ru.

Следует обратить внимание, что для образовательных организаций, которые являются участниками Всероссийского профориентационного проекта "Билет в будущее", доступна для обучения педагогов-навигаторов бесплатная образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) с выдачей удостоверения о повышении квалификации установленного образца при успешном завершении программы.

Содержание программы включает знакомство с методологическими и практическими принципами, технологиями и инструментами профориентационной работы. Она реализуется в онлайн-формате и построена на основе современных образовательных подходов, а именно:

1. мультиформатного обучения (видеоролики, чек-листы, дополнительные вспомогательные материалы);

2. фокусного и динамичного обучения в минимальные промежутки времени в комфортном режиме;

3. ориентации на применение знаний (прикладной характер обучения);

4. разбора сложных практических случаев;

5. информационно-организационного и методического сопровождения от экспертов;

6. раскрытия перед слушателями практических возможностей в результате освоения новых умений и навыков;

7. участия в сообществе профессионалов (комьюнити и нетворкинг);

8. неограниченного времени доступа к образовательным материалам.

Подготовка педагогов к реализации Единой модели профориентации должна быть комплексной и охватывать как теоретические аспекты, так и практические навыки для успешной работы с обучающимися в вопросах профессионального самоопределения.

Следует отметить складывающийся положительный опыт субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, образовательных сетей и организаций по проведению различных обучающих и поддерживающих форматов для педагогов:

1. Тематические курсы и семинары, конференции. Педагоги могут проходить специальные курсы или семинары, организуемые на уровне субъекта Российской Федерации, муниципалитета. На таких курсах обычно предоставляется информация о Единой модели профориентации или ее отдельных направлениях и методиках работы с подростками, а также изучается практический опыт и инструменты для проведения профориентационной работы.

2. Межшкольные и внутришкольные занятия и мастер-классы, наставничество по модели "педагог-педагог". Общеобразовательные организации могут организовывать внутренние занятия и мастер-классы для педагогов, посвященные работе в рамках Единой модели профориентации. Также соответствующая поддержка и обмен опытом может быть частью программы взаимного наставничества педагогов.

Возможности подготовки педагогов к реализации Единой модели профориентации продолжают развиваться.

Кроме того, при реализации Единой модели профориентации используются разнообразные формы наставничества с участием обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, включая формы "ученик - ученик", "студент - ученик", "работодатель - ученик", "работодатель - студент", реализуемые согласно распоряжению Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".

Проведение профессиональных проб и посещение предприятий сопровождается деятельностью их представителей - наставников молодежи.

Характеристики наставников в профессиональных пробах:

1. У наставника должна быть подтвержденная квалификация по выбранной теме практического мероприятия (профессиональной пробы) на выбор:

- опыт работы по профилю, связанному с тематикой профориентационного мероприятия, не менее одного года;

- профессиональные сертификации по компетенции или дипломы победителей или призеров конкурсов профессионального мастерства.

2. На момент проведения мероприятий с обучающимися наставник должен быть трудоустроен в штат предприятия-партнера Единой модели профориентации или иметь с ним договор гражданско-правового характера о выполнении работ по проведению практических мероприятий в рамках реализации того или иного профориентационного проекта (программы).

3. Рекомендуется наличие у наставника допуска к педагогической деятельности (обязательным требованием не является).

4. Наставник, работающий с участниками с ОВЗ и инвалидностью, а также с их родителями (законными представителями), должен обладать определенной квалификацией и компетенциями:

- наличие подтверждающего документа о повышении квалификации установленного образца (в объеме не менее 72 часов) для работы с участниками с ОВЗ и инвалидностью;

- практический опыт работы с участниками с ОВЗ и инвалидностью.

Для подготовки наставников Единой модели профориентации проводятся специальные мероприятия - семинары (вебинары), консультации, курсы повышения квалификации.