Посещение экскурсионного типа

Посещение экскурсионного типа.

Посещение экскурсионного типа (экскурсия) - форма совместной деятельности, предполагающая прямое общение экскурсовода с экскурсантами-участниками (посетителями) с целью получения ими комплексной информации об объекте по месту его нахождения. Предполагает наличие трех взаимодействующих компонентов - ведущего (экскурсовода), экскурсионных объектов и экскурсантов.

Экскурсия характеризуется отсутствием строгих форм и наглядностью. В процессе экскурсии ее участники могут непосредственно контактировать с объектом, общаться с экскурсоводом и между собой, обсуждать полученные впечатления и знания.

Экскурсии используются в образовании, туризме, музейной работе и многих других областях. Экскурсия может быть предложена для разных возрастов участников. В случае профориентационной работы объектом является профессия (ее элементы) или организация-работодатель (профессиональная образовательная организаций и образовательная организация высшего образования). В рамках Единой модели профориентации рассматриваются только посещения (экскурсии) профориентационного содержания.

В большинстве случаев объектами профориентационной экскурсии являются:

- общий профессиональный контекст предприятия, корпоративная культура и т.п.;

- новые профессии, передовые технологии, наиболее современное производственное оборудование, инновационные продукты, производимые предприятием, высокая производительность труда;

- отдельные, наиболее впечатляющие, стадии технологического цикла предприятия;

- конкретные производственные ситуации, которые могут представлять интерес, демонстрируя будни работников или, наоборот, необычные случаи;

- условия труда (обеспечение техники безопасности, эргономика рабочих мест, экологическая ситуация, питание и медицинское обслуживание работников предприятия, организации их развивающего досуга и т.п.).

Информация в сочетании с демонстрацией объектов должна быть заранее подготовлена и структурирована. Экскурсия предполагает заранее запланированный маршрут следования экскурсантов.

Важным аспектом пребывания экскурсантов в организации является соблюдение правил безопасности. Экскурсанты должны быть ознакомлены с данными правилами и неукоснительно их соблюдать.

Посещение экскурсионного типа - это:

- посещение производства;

- посещение научно-производственных подразделений (лабораторий и других);

- посещение подразделений, не связанных с основным производством (экономических, юридических и др.);

- посещение музеев организаций (история и достижения организации).

Посещения первых трех видов предполагают непосредственное знакомство с процессом производства, дают наиболее полное представление о большинстве аспектов профессиональной деятельности. Посещение предъявляет повышенные требования к безопасности обучающихся. В роли ведущего (экскурсовода), как правило, выступает представитель профессии, что требует от него дополнительной подготовки в этом качестве.

Посещение музеев организаций позволяет через представленные музейные экспонаты познакомиться с профессиональной деятельностью, в т.ч. в опасных условиях (шахты, электростанции), а также с историей и российскими достижениями в отрасли, профессии.

Экскурсионные посещения могут содержать игровые элементы (игровое задание, элементы состязательности). Однако развлекательный компонент не должен быть преобладающим.

При подготовке и проведении посещения (экскурсии) необходимо учесть следующие аспекты:

- тему (название и содержание посещения);

- цель (предполагаемый результат посещения для ее участников);

- объект (знакомство с объектом, о котором предполагается получить комплексную информацию);

- время (дата и время проведения);

- рефлексию (соотнесение полученных результатов с поставленными целями; оценка результатов) - может носить характер как устного обсуждения, так и текстовой или иной фиксации.

Посещение требует определенных компетенций от организатора и ведущего (экскурсовода). Часто подготовка посещения - это партнерская (совместная) деятельность. Рекомендуется согласовывать содержание и ход посещения с образовательной организацией, которая приводит обучающихся. Работа профессиональных экскурсоводов и наличие утвержденных программ (маршрутов) облегчает организацию экскурсий, однако не отменяет возможности вносить коррективы под конкретную группу.

Ресурсное обеспечение экскурсионного посещения (экскурсии):

- кадры, включающие организатора (одного или нескольких), ведущих (экскурсоводов);

- принимающая организация (предприятие, профессиональная образовательная организация и образовательная организация высшего образования);

- транспорт;

- средства фиксирования информации (фото, видео, записи и т.д.);

- решение вопросов безопасности (перемещение и пребывание на объекте);

- решение правовых вопросов.

Посещения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования также возможны в различных форматах, предполагают знакомство обучающихся с профессиями и образовательными программами, опираются на различные ресурсы принимающих организаций.