Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единых подходов и методов реализации Единой модели профориентации в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Методические рекомендации разработаны на основании положений следующих нормативно-правовых актов и документов:

- Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы",

- Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. N 529 "Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. N 529),

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ),

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2023 г. N 2894-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации",

- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования",

- Порядок осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок), утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. N 650 (зарегистрирован Минюстом России от 5 октября 2023 г. N 75467),

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287,

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413,

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минпросвещения России от 19 декабря 2014 г. N 1599,

- Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее - ФОП ООО), утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. N 370,

- Федеральная образовательная программа среднего общего образования (далее - ФОП СОО), утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. N 371,

- Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1025,

- Приказ Минтруда России от 30 декабря 2022 г. N 831 "Об утверждении списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования",

- Приказ Минпросвещения России N 391, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N 882 от 5 августа 2020 г. "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ",

- Приказ Минпросвещения России N 369, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N 845 от 30 июля 2020 г. "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющих образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность",

- Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися",

- Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5 - 11 классов по индивидуальному учебному плану, направленные письмом Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. N 03-205 "О методических рекомендациях",

- Методология и показатели оценки качества общего образования в Российской Федерации, утвержденная Минпросвещения России и Рособрнадзором 22 декабря 2023 г.,

- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (разработан Минэкономразвития России) (далее - Прогноз социально-экономического развития).

Настоящие методические рекомендации предназначены для использования региональными и муниципальными органами исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, а также региональными операторами Единой модели профориентации.

Кроме того, методические рекомендации окажут помощь руководителям образовательных организаций, реализующие образовательные программы основного общего и среднего общего образования, советникам директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, лицам, ответственным за организацию профориентационной работы, учителям-предметникам, классным руководителям, иным педагогическим работникам, а также партнерским организациям в планировании, организации и оценке профориентационно значимых мероприятий.

Документ может быть использован организациями системы дополнительного профессионального (педагогического) образования (Институты развития образования/Институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования), а также педагогическими вузами в целях подготовки педагогических кадров, обеспечивающих реализацию Единой модели профориентации, иными заинтересованными организациями.

Актуальность Единой модели профориентации обусловлена задачами Прогноза социально-экономического развития. Приоритетом для государства является целенаправленное формирование кадрового потенциала, непрерывная профориентация граждан, поскольку, согласно Прогнозу социально-экономического развития: "уровень конкурентоспособности инновационной экономики будет все в большей степени определяться качеством профессиональных кадров".

В свою очередь, согласно Прогнозу социально-экономического развития, развитие сферы образования предполагает, что к 2036 году будет сформирована эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанная на принципах справедливости, всеобщности и направленная на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Соответственно, ключевым элементом оценки качества общего образования становится степень достижения обучающимися образовательных результатов, которые являются основой успешной социализации каждого человека в быстро развивающемся обществе и продолжения обучения на следующих уровнях образования, а также позволяют обеспечить государство высокопрофессиональными кадрами в интересах национальной безопасности, государственного суверенитета и международного лидерства Российской Федерации согласно Методологии и показателям оценки качества общего образования в Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, на уровне основного и среднего общего образования предусмотрено осуществление мероприятий по профессиональной ориентации на основе Единой модели профориентации для учащихся 6 - 11 классов в качестве эффективного доступного и бесплатного инструмента, направленного на формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на основе актуальных профориентационных программ с учетом развития современных производств и внедрения интерактивных образовательных технологий, а также с учетом кадровых запросов экономики Российской Федерации, специфики регионального рынка труда, а также прогнозов его развития, для реализации потенциала молодежи в регионе.