2.2. Организационные условия

Общеобразовательная организация:

1. Издает локальные нормативные акты о внедрении и реализации Единой модели профориентации.

2. Осуществляет организационное, учебно-методическое, материально-техническое, инфраструктурное обеспечение Единой модели профориентации на основе принятых нормативов с использованием поддерживаемых на федеральном и региональном уровне проектов и онлайн-сервисов <3>.

--------------------------------

<3> Пример федерального проекта - развитие детских технопарков "Кванториум". Примеры онлайн-сервисов - платформа "Билет в будущее", региональные онлайн-навигаторы дополнительного образования.

3. Является держателем информации о прохождении педагогами тематического инструктажа и (или) программ повышения квалификации.

4. Участвует в мониторингах и оценке функционирования Единой модели профориентации.

Общие руководство и контроль за организацией и реализацией Единой модели профориентации осуществляет руководитель образовательной организации.

На начальном этапе для реализации базового уровня Единой модели профориентации в образовательной организации необходимо создать следующие организационные условия:

1. Назначить в школе ответственного по профориентации (не ниже заместителя руководителя).

2. Утвердить план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

3. Определить ответственных специалистов по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог и др.) в каждом классе.

4. Ответственным специалистам - пройти инструктаж по организации и проведению профориентационной работы в образовательной организации (не менее 6 академических часов).

Для реализации основного уровня Единой модели профориентации рекомендуется выполнить те же первые три пункта, что и для базового, а специалистам пройти подготовку по программе дополнительного профессионального образования профориентационной направленности (повышение квалификации, не менее 36 академических часов).

Для реализации продвинутого уровня Единой модели профориентации в общеобразовательной организации необходимо выполнить те же шаги, что и для основного, но также максимально оперативно заключить соглашения с организациями-партнерами, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления мероприятий по профессиональной ориентации.

Таблица 7 - Первые организационные шаги при реализации Единой модели профориентации в общеобразовательной организации

N

Уровень Единой модели профориентации

Базовый

Основной

Продвинутый

1

Назначить в школе ответственного по профориентации (не ниже уровня заместителя руководителя)

2

Утвердить план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

3

Определить ответственных специалистов по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог и др.) в каждом классе

4

Ответственным специалистам - пройти инструктаж по организации и проведению профориентационной работы в образовательной организации (не менее 6 академических часов)

Специалистам пройти подготовку по программе дополнительного профессионального образования профориентационной направленности (повышение квалификации, не менее 36 академических часов)

5

Заключить соглашения с организациями-партнерами, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления мероприятий по профессиональной ориентации

Отдельно следует обратить внимание на организационное взаимодействие до начала учебного года между общеобразовательной организацией, региональным оператором Единой модели профориентации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования (Таблица 8).

Таблица 8 - Процесс подготовки к реализации Единой модели профориентации и распределение функционала участников на уровне субъекта Российской Федерации

N

РОИВ в сфере образования

Региональный оператор Единой модели профориентации

Организация, реализующая Единую модель профориентации

1.

утвердить перечень организаций, реализующих Единую модель профориентации в новом учебном году (с указанием уровня), и направить соответствующий документ федеральному оператору

подготовить перечень организаций, реализующих Единую модель профориентации в новом учебном году (с указанием уровня), сформировать общий список ответственных по профориентации

назначить ответственного за организацию профориентационной работы (не ниже заместителя директора)

2.

утвердить план мероприятий профориентационной направленности для обучающихся 6 - 11 классов в субъекте РФ на предстоящий учебный год, разработанный в соответствии со стратегией экономического развития субъекта РФ запросами регионального рынка труда, и направить соответствующий документ федеральному оператору

разработать план профориентационной работы на предстоящий учебный год в соответствии с установленным уровнем реализации Единой модели профориентации и региональным планом мероприятий профориентационной направленности

3.

организовать разъяснительную работу с педагогическими и управленческими работниками по реализации Единой модели профориентации

оказать организационную и методическую поддержку разъяснительной работы с педагогическими и управленческими работниками по реализации Единой модели профориентации

провести разъяснительную работу с педагогическими работниками по реализации Единой модели профориентации

4.

разместить на информационных ресурсах перечень программ дополнительного образования и программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, доступных для обучающихся 6 - 11 классов в новом учебном году

разместить на информационных ресурсах перечень программ дополнительного образования и профессионального обучения, доступных для обучающихся 6 - 11 классов в новом учебном году