1.6.1. Урочная деятельность

Урочная деятельность (наравне с внеурочной и воспитательной) является одним из основных средств реализации ФГОС ООО и СОО, направленным на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программ основного общего и среднего общего образования, в т.ч. в части профориентации. Важно осознавать, что на уроке создаются условия для формирования личностных результатов образования, в первую очередь, в части трудового воспитания обучающихся (Таблица 4).

Направление Единой модели профориентации "Урочная деятельность" не предполагает проведение дополнительных уроков, т.е. реализуется в рамках учебного плана, в том числе за счет тематических модулей и фрагментов уроков различной продолжительности, с использованием соответствующих форм и методов обучения.

Таблица 4 - Примеры личностных результатов трудового воспитания, формируемых учебными предметами

N п/п

Учебный предмет

Результаты освоения федеральной рабочей программы по учебному предмету

ФГОС ООО

1.

Русский язык

Личностные результаты трудового воспитания:

- установка на активное участие в решении практических задач

(в рамках семьи, общеобразовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

- умение рассказать о своих планах на будущее.

2.

Математика

Личностные результаты трудового воспитания:

- установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных интересов и общественных потребностей.

ФГОС СОО

1.

Русский язык

Личностные результаты трудового воспитания:

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы

2.

Математика

Личностные результаты трудового воспитания:

- умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы

Направление Единой модели профориентации "Урочная деятельность" не предполагает проведение дополнительных уроков, т.е. реализуется в рамках учебного плана, в том числе за счет тематических модулей и фрагментов уроков различной продолжительности, с использованием соответствующих форм и методов обучения.

Реализовать профориентационный потенциал урочной деятельности помогают:

- Обоснование связи изучаемого предмета с отраслями и профессиями, укрупненными группами специальностей и направлений подготовки высшего образования, укрупненными группами профессий и специальностей среднего специального образования.

- Использование в ходе организации и проведения уроков профориентационно значимого учебного материала, который помогает обучающимися познакомиться с теми или иными профессиями, видами и условиями труда, значимыми профессиональными качествами личности, создавать и поддерживать образы профессионала и человека труда.

На практике рекомендуется применение на уроке профориентационно-ориентированных заданий - упражнений, кейсов, проектов и мини-проектов, деловых игр, позволяющих учителю в рамках решения предметных задач показывать их связь с той или иной трудовой деятельностью, отраслью, профессией (например, деятельностью инженера, архитектора, медика, программиста и пр.).

Важно, чтобы профессиональный контекст был заложен в формулировке учебного задания и подлежал на том или ином этапе урока обсуждению, подтверждению или опровержению, рефлексии по итогам выполнения задания.

Аналогично, могут быть использованы межпредметные практические задания, отражающие профессиональную деятельность, например, произвести расчеты при строительстве (математика и физика), провести интервью и подготовить публикацию (русский язык и литература) и т.п.

Отдельно можно выделить учебные исследования и проекты, при проведении которых обучающиеся знакомятся с производственными процессами, посещают предприятия, берут интервью у профессионалов.

Также работа с кейсами и проведение деловых игр помогает учащимся развивать аналитические навыки, принятие решений и командную работу, что является важным для будущей профессиональной деятельности.

Особые возможности предоставляет расширение профориентационного пространства урока, когда с помощью интерактивных методов и приемов (например таких, как виртуальная экскурсия, видеоинтервью, профориентационный видеоролик) или за счет приглашения на урок специалистов, наставников, родителей - носителей профессии, в т.ч. представителей профессиональной династии, мы расширяем представление об учебном материале и реально решаемых на производстве (в науке, культуре) задачах и даем обучающимся возможность напрямую задать вопрос специалисту. Сюда же относится проведение выездных уроков (на предприятиях, производственных площадках, в образовательных организациях дополнительного образования, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования). Например, проведение урока географии с использованием ресурсов минералогического музея вуза.

Для 6 - 9 классов следует особо отметить профориентационный потенциал предмета "Труд (Технология)", который определяется следующими факторами:

- освоение технологий (технологических процессов), отдельных трудовых и технологических операций, соблюдение условий организации труда и изготовление изделий (продуктов), а также контроль качества работы, что соотносится с той или иной профессией или компетенцией, в которых применимы эти операции и технологии;

- организация проектной деятельности, когда в процессе выполнения проектов обучающиеся участвуют в целостном цикле производства продукции и решении спектра производственно-технологических задач, где требуется осваивать или проявлять умения и навыки разных профессий, а в случае реализации командного проекта - и разных социально-профессиональных ролей.

Несмотря на то, что каждый урок предмета "Труд (Технология)" имеет профориентационный потенциал и решает задачи трудового воспитания и профессионального самоопределения обучающихся, необходимо обратить внимание на постановку учителем профориентационной задачи на уроке и выборе соответствующих форм и методов работы (Таблица 5).

Таблица 5 - Примеры реализация профориентационного потенциала предмета "Труд (Технология)"

Профориентационная задача урока

Содержание учебной деятельности

Вопросы и задания учителя

Уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей)

Изучение истории достижений российских ученых, изобретателей, предпринимателей

Насколько эти достижения меняли мир труда и базовые технологии производства того времени?

К какой сфере профессиональной деятельности, отрасли относятся эти изобретения?

Как менялся характер труда человека, работающего в этой отрасли, при внедрении этого изобретения?

Знакомство с современными, перспективными, сквозными технологиями

Как эти технологии могут изменить характер труда человека в XXI веке?

Какие новые профессии/компетенции могут появиться благодаря внедрению этих технологий?

Какими новыми знаниями, умениями, навыками должен будет обладать специалист, работающий с этими технологиями?

Выполнение тренировочных упражнений, освоение трудовых и технологических операций

Показать роль и место данной операции в технологическом процессе изготовления изделия (продукта).

Напомнить/обсудить, для каких профессий актуально владеть данной технологической операцией.

Материалы для включения в урочную деятельность по ряду учебных предметов и предметных областей представлены на платформе Единой модели профориентации bvbinfo.ru.