Урочная деятельность (наравне с внеурочной и воспитательной) является одним из основных средств реализации ФГОС ООО и СОО, направленным на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программ основного общего и среднего общего образования, в т.ч. в части профориентации. Важно осознавать, что на уроке создаются условия для формирования личностных результатов образования, в первую очередь, в части трудового воспитания обучающихся (Таблица 4).
Направление Единой модели профориентации "Урочная деятельность" не предполагает проведение дополнительных уроков, т.е. реализуется в рамках учебного плана, в том числе за счет тематических модулей и фрагментов уроков различной продолжительности, с использованием соответствующих форм и методов обучения.
Таблица 4 - Примеры личностных результатов трудового воспитания, формируемых учебными предметами
Направление Единой модели профориентации "Урочная деятельность" не предполагает проведение дополнительных уроков, т.е. реализуется в рамках учебного плана, в том числе за счет тематических модулей и фрагментов уроков различной продолжительности, с использованием соответствующих форм и методов обучения.
Реализовать профориентационный потенциал урочной деятельности помогают:
- Обоснование связи изучаемого предмета с отраслями и профессиями, укрупненными группами специальностей и направлений подготовки высшего образования, укрупненными группами профессий и специальностей среднего специального образования.
- Использование в ходе организации и проведения уроков профориентационно значимого учебного материала, который помогает обучающимися познакомиться с теми или иными профессиями, видами и условиями труда, значимыми профессиональными качествами личности, создавать и поддерживать образы профессионала и человека труда.
На практике рекомендуется применение на уроке профориентационно-ориентированных заданий - упражнений, кейсов, проектов и мини-проектов, деловых игр, позволяющих учителю в рамках решения предметных задач показывать их связь с той или иной трудовой деятельностью, отраслью, профессией (например, деятельностью инженера, архитектора, медика, программиста и пр.).
Важно, чтобы профессиональный контекст был заложен в формулировке учебного задания и подлежал на том или ином этапе урока обсуждению, подтверждению или опровержению, рефлексии по итогам выполнения задания.
Аналогично, могут быть использованы межпредметные практические задания, отражающие профессиональную деятельность, например, произвести расчеты при строительстве (математика и физика), провести интервью и подготовить публикацию (русский язык и литература) и т.п.
Отдельно можно выделить учебные исследования и проекты, при проведении которых обучающиеся знакомятся с производственными процессами, посещают предприятия, берут интервью у профессионалов.
Также работа с кейсами и проведение деловых игр помогает учащимся развивать аналитические навыки, принятие решений и командную работу, что является важным для будущей профессиональной деятельности.
Особые возможности предоставляет расширение профориентационного пространства урока, когда с помощью интерактивных методов и приемов (например таких, как виртуальная экскурсия, видеоинтервью, профориентационный видеоролик) или за счет приглашения на урок специалистов, наставников, родителей - носителей профессии, в т.ч. представителей профессиональной династии, мы расширяем представление об учебном материале и реально решаемых на производстве (в науке, культуре) задачах и даем обучающимся возможность напрямую задать вопрос специалисту. Сюда же относится проведение выездных уроков (на предприятиях, производственных площадках, в образовательных организациях дополнительного образования, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования). Например, проведение урока географии с использованием ресурсов минералогического музея вуза.
Для 6 - 9 классов следует особо отметить профориентационный потенциал предмета "Труд (Технология)", который определяется следующими факторами:
- освоение технологий (технологических процессов), отдельных трудовых и технологических операций, соблюдение условий организации труда и изготовление изделий (продуктов), а также контроль качества работы, что соотносится с той или иной профессией или компетенцией, в которых применимы эти операции и технологии;
- организация проектной деятельности, когда в процессе выполнения проектов обучающиеся участвуют в целостном цикле производства продукции и решении спектра производственно-технологических задач, где требуется осваивать или проявлять умения и навыки разных профессий, а в случае реализации командного проекта - и разных социально-профессиональных ролей.
Несмотря на то, что каждый урок предмета "Труд (Технология)" имеет профориентационный потенциал и решает задачи трудового воспитания и профессионального самоопределения обучающихся, необходимо обратить внимание на постановку учителем профориентационной задачи на уроке и выборе соответствующих форм и методов работы (Таблица 5).
Таблица 5 - Примеры реализация профориентационного потенциала предмета "Труд (Технология)"
Материалы для включения в урочную деятельность по ряду учебных предметов и предметных областей представлены на платформе Единой модели профориентации bvbinfo.ru.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей