VI. Новая модель государственной культурной политики

В Российской Федерации существует закрепленное нормами права многообразие субъектов культурной политики. В то же время государство по-прежнему остается основным стратегическим инвестором культуры и культурных институтов в Российской Федерации, и в ближайшие годы ситуация, видимо, кардинально не изменится.

С одной стороны, это делает государство ключевым субъектом культурной политики, обязанным четко формулировать инвестиционные задачи в сочетании с ценностно ориентированным подходом.

С другой стороны, в условиях существующих бюджетных и ресурсных ограничений уже в краткосрочной перспективе потребуется повысить эффективность и адресность инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру культуры.

Таким образом, государство выступает как:

инвестор, для которого важны эффективность инвестиций и управленцев учреждений и организаций культуры;

меценат, финансирующий культурную деятельность исходя из ценностно ориентированного подхода (культура - это ценность и общественное благо, а не услуга) без ожидания экономической отдачи;

соинвестор - в части софинансирования мероприятий и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, если сам механизм субсидий или межбюджетных трансфертов предусматривает показатели эффективности и целевой характер расходов;

соинвестор, выступающий в рамках государственно-частного партнерства, и стратегический партнер, стимулирующий приток инвестиций в важную для государства и общества сферу (охрана объектов культурного наследия, кинематография и др.).

Новая модель государственной культурной политики предусматривает:

проведение регулярного мониторинга состояния общества и его культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей, в которой должны превалировать качественные показатели;

совершенствование системы управления процессами культурного развития, постепенное и целенаправленное включение профессионального сообщества и институтов гражданского общества в реализацию государственной культурной политики;

обеспечение межведомственной координации деятельности органов власти и организаций по выработке, обеспечению реализации и мониторингу достижения целей государственной культурной политики;

создание и применение новых механизмов и инструментов реализации ценностно ориентированной государственной культурной политики, информационно-аналитического обеспечения разработки и реализации государственной культурной политики, а также комплекса мер, связанных с сохранением, укреплением и распространением традиционных для российского общества духовно-нравственных ценностей;

разработку современных механизмов и инструментов, в том числе нормативно-правового характера, расширяющих возможности для привлечения внебюджетных средств, развития государственно-частного партнерства, стимулирования благотворительной деятельности, меценатства, применения иных механизмов финансирования в сфере культуры;

разработку мер, направленных на развитие креативной экономики в области культуры;

формирование информационного пространства знаний с использованием ресурсов Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, обеспечивающих доступ к ним широкого круга пользователей.