Стратегия позволяет при разных экономических, нормативно-правовых условиях реализовать один из 3 сценариев.
Инерционный сценарий реализации Стратегии предусматривает сохранение основных тенденций в культурной сфере, проблем и уровня финансирования. При этих условиях положение сферы культуры будет относительно стабильным и устойчивым.
Вместе с тем при реализации инерционного сценария существует вероятность сокращения к 2030 году численности занятых в сфере культуры. Кроме того, инерционный сценарий не позволит качественно изменить ситуацию в области сохранения объектов культурного наследия: фактор значительного физического износа как культурной инфраструктуры, так и объектов культурного наследия будет носить постоянный, самовоспроизводящийся характер.
При реализации данного сценария к 2030 году долю учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, можно будет увеличить по сравнению с 2014 годом только на 16 процентов, а долю объектов культурного наследия федерального значения, состояние которых является удовлетворительным, - на 12 процентов. Одновременно при существующих объемах финансирования и количестве проводимых мероприятий будет сохраняться тенденция к снижению количества объектов, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии.
Без существенного увеличения финансирования мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия можно прогнозировать дальнейшее ухудшение состояния объектов культурного наследия вплоть до их утраты.
Инерционный сценарий в целом не ухудшит положения федеральных учреждений и организаций культуры и существенно не повлияет на осуществляемую ими культурную деятельность.
Однако в регионах и муниципальных образованиях реализация инерционного сценария может привести к сокращению числа сетей учреждений культурно-досугового типа, библиотек, в первую очередь в сельской местности. Кроме того, региональная обеспеченность организациями культуры в соответствии с нормативами и нормами оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры будет оставаться на уровне около 40 процентов, а доля региональных объектов культурного наследия, находящихся в руинированном и неудовлетворительном состоянии, будет увеличиваться.
При этом сценарии региональные диспропорции будут сохранять тенденцию к росту, продолжится отток профессиональных кадров из села и малых городов в центральные регионы.
Базовый сценарий определяется постепенным развитием имеющихся позитивных тенденций и постепенным преодолением существующих проблем, увеличением совокупных расходов на культуру за счет всех источников, в которых доля внебюджетных поступлений будет постепенно возрастать, повышением эффективности государственного управления и привлечением к реализации государственной культурной политики иных субъектов культурной политики, обеспечением приоритетного культурного и гуманитарного развития.
При базовом сценарии не произойдет взрывного роста, но продвижение культуры как стратегического национального приоритета, концентрация имеющихся ресурсов и постепенное подключение элементов многоканальной системы финансирования культуры будут способствовать заметному улучшению положения в этой области, повышению качества человеческого капитала и модернизации материально-технической базы сферы культуры.
Базовый сценарий позволит к 2030 году увеличить до 90 процентов долю учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых будет являться удовлетворительным. При этом рост доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, за указанный период составит 59 процентов.
Базовый сценарий предполагает реализацию мер, направленных на стимулирование государственно-частного партнерства, существенное увеличение финансирования мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия.
При этом сценарии можно прогнозировать вывод объектов культурного наследия из аварийного и руинированного состояния, увеличение количества объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, и соответствующее сокращение количества памятников, находящихся в неудовлетворительном или руинированном состоянии.
К 2025 году должны быть утверждены границы территорий и предметы охраны 45 процентов объектов культурного наследия, мероприятия по государственной охране которых осуществляются на федеральном уровне, а также границы территорий, предметы охраны и градостроительные регламенты 50 процентов исторических поселений федерального значения.
При реализации базового сценария к 2030 году ожидаются следующие результаты.
В области выявления одаренных детей, развития их творческих способностей:
увеличение контингента обучающихся в детских школах искусств по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств;
доведение до 80 процентов количества мест для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств в детских школах искусств в общем количестве мест, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В отношении инфраструктуры культуры базовый сценарий позволит:
обеспечить регионы Российской Федерации организациями культуры на уровне 80 - 90 процентов показателей, установленных нормативами и нормами оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры;
реализовать комплекс программных мер по поддержке культурной инфраструктуры села и малых городов;
утвердить границы территорий, предметы охраны и градостроительные регламенты 100 процентов исторических поселений федерального значения;
обеспечить развитие инфраструктуры современного искусства, включая создание в регионах центров современного искусства;
реализовать комплекс программных мер по улучшению материально-технической базы театров юного зрителя и театров кукол;
организовать виртуальные театральные площадки, виртуальные концертные залы и виртуальные музеи во всех субъектах Российской Федерации.
В области поддержки и продвижения русского языка, языков народов Российской Федерации, российской культуры и литературы базовый сценарий предполагает:
увеличение численности специалистов, прошедших профессиональную переподготовку по программе перевода произведений, созданных на языках народов России, в 3 раза;
увеличение количества качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющих изучать и получать информацию о русском языке, языках народов Российской Федерации, образовании, российской культуре и литературе, в 20 раз к 2030 году;
увеличение доли русских школ (классов) за рубежом, получивших адресную поддержку, включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях, в общем количестве русских школ (классов) за рубежом;
увеличение по сравнению с 2014 годом объема продажи книг в Российской Федерации на душу населения (в печатном и электронном виде) с 3 до 5;
сохранение количества книжных магазинов на 1 млн. человек на уровне 14,5;
сохранение количества специализированных объектов розничной торговли периодической печатью на уровне 9,9 тыс. объектов.
В области кинематографии и кинопроката базовый сценарий предполагает сохранение объема производства национальных фильмов для широкой аудитории, увеличение количества кинозалов, оснащенных современным оборудованием, а также доли зрителей российских фильмов в отечественном прокате.
В области циркового искусства базовый сценарий позволит достичь:
повышения до 50 процентов доли федеральных государственных цирков, имеющих современную материально-техническую базу, в общем количестве федеральных государственных цирков;
постановки более 90 новых цирковых программ независимыми прокатчиками (частными цирками).
Инновационный сценарий реализации Стратегии предполагает быстрое достижение качественно нового уровня развития сферы культуры, кратное увеличение совокупных расходов на культуру, в том числе за счет развития государственно-частного партнерства, меценатства, а также использования альтернативных источников финансирования культуры.
Отличительными особенностями инновационного сценария станут значительные инвестиции в человеческий капитал и систему профессионального образования, обеспечивающие лидирующие позиции российского профессионального образования в области культуры, существенные государственные и частные инвестиции в развитие материально-технической базы и инфраструктуру федеральных и региональных учреждений культуры, реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
При реализации этого сценария доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, к 2030 году составит 100 процентов, а доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, - 90 процентов.
При этом численность занятых в сфере культуры и креативных (творческих) индустриях будет возрастать.
Реализация этого сценария позволит достигнуть прорывных результатов фактически на всех ключевых проблемных направлениях, кардинальным образом изменить ситуацию с сохранением объектов культурного наследия и культурной инфраструктурой, в том числе в регионах Российской Федерации, к 2030 году достигнуть, а в ряде регионов превысить показатели нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в субъектах Российской Федерации, существенно расширить сеть учреждений культуры и искусства (включая профессиональное образование) с учетом меняющихся демографических, социально-экономических особенностей и сокращающихся региональных диспропорций, а также обеспечить распространение русского языка и российской культуры в мире.
Наиболее реалистичным и обеспечивающим приоритетность развития сферы культуры является базовый сценарий.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей