II. Современное состояние, основные проблемы, перспективы развития российской культуры и государственной культурной политики

II. Современное состояние, основные проблемы,

перспективы развития российской культуры и государственной

культурной политики

Как отмечается в Основах государственной культурной политики, обеспечение дальнейшего развития страны как социального государства возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в сохранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, научной обоснованности предпринимаемых преобразований, приоритетного развития социальных и гуманитарных наук, тесного взаимодействия государства и общества.

В целях достижения национальных целей развития Российской Федерации на системной, комплексной основе разработаны и действуют государственные программы, национальные проекты, федеральные проекты, ведомственные и региональные программы и проекты, направленные на обеспечение всех видов культурной деятельности, развитие культуры, укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, поддержку российской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, развитие образования и гуманитарных наук, просвещение, воспитание и самовоспитание граждан, развитие детского и молодежного движения, формирование медийного и информационного пространства страны, патриотическое воспитание молодежи.

По состоянию на конец 2023 года в Российской Федерации действуют организации культуры различной ведомственной принадлежности: театры - 718, в том числе 204 - детские (театры юного зрителя и театры кукол), музеи - 3177, библиотеки - 42034, цирки - 69, учреждения культурно-досугового типа - 42376, концертные организации и самостоятельные коллективы - 380, научные организации - 5, образовательные организации высшего образования - 75, среднего профессионального образования - 270, детские школы искусств - 5123, парки культуры и отдыха - 299, зоопарки - 34, кинотеатры - 2818 с 6429 кинозалами. В 76 регионах созданы и действуют 439 виртуальных концертных залов.

Количество учреждений культуры, действующих в сельской местности, в 2023 году составило около 72,7 тыс., или 78 процентов общего количества учреждений культуры. При этом за период с 1995 по 2023 год количество сельских клубных учреждений уменьшилось на 39,1 процента (с 59,9 тыс. учреждений в 1995 году до 36,5 тыс. учреждений в 2023 году), что объясняется следующими объективными причинами: сокращение числа сельских поселений (за последние 12 лет - на 4,4 тыс.); укрупнение сельских населенных пунктов и объединение в рамках реформы местного самоуправления нескольких сел в сельские поселения на фоне снижения числа сельских населенных пунктов с численностью населения менее 2 тыс. человек; оптимизация части сельских учреждений культуры путем объединения клубов, музеев и библиотек в единые многофункциональные учреждения; слабая материально-техническая база сельских учреждений культуры, являющихся муниципальными (значительная часть из них была сформирована в 1970 - 1980-е годы - здания, помещения, строения, досуговые объекты) и находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта.

Численность работников в сфере культуры по состоянию на 2023 год составляет 763,6 тыс. человек.

Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2023 г. в Российской Федерации находятся 154,2 тыс. объектов культурного наследия, из них объектов федерального значения - 71,6 тыс. (в том числе объектов археологического наследия - 56 тыс.), объектов регионального значения - 78,5 тыс., объектов местного (муниципального) значения - 4 тыс.

На период до 2024 года включительно одним из ключевых инструментов достижения целей и задач государственной культурной политики остается национальный проект "Культура", состоящий из 3 федеральных проектов - "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура".

Данные федеральные проекты направлены на обеспечение доступности культурных благ, развитие творческого потенциала, в том числе через модернизацию инфраструктуры культуры, развитие гастрольной и выставочной деятельности, поддержку самодеятельного народного творчества, гражданских творческих инициатив, добровольческого движения в сфере культуры, непрерывное повышение квалификации, внедрение цифровых технологий в культурное и образовательное пространство страны.

Федеральный проект "Культурная среда" является основой для комплексной модернизации сферы культуры, создания современных учреждений культуры, строительства и проведения капитального ремонта федеральных, региональных и муниципальных учреждений культуры, оборудования новых культурных пространств в уже существующих учреждениях культуры, приобретения передвижных многофункциональных культурных центров (автоклубов), оснащения модельных библиотек, муниципальных музеев и кинозалов специальным оборудованием, а также детских школ искусств и училищ музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.

В рамках реализации федерального проекта "Творческие люди" создаются условия для творческой самореализации, развития знаний и компетенций в сфере культуры и искусства, большое внимание уделяется разработке и продвижению различных творческих проектов, создаваемых в том числе некоммерческими организациями, оказанию государственной поддержки лучшим сельским учреждениям культуры и их работникам.

Федеральный проект "Цифровая культура" направлен на развитие цифровых сервисов в сфере культуры и предполагает создание виртуальных концертных залов, интерактивных выставок и мультимедийных гидов, онлайн-трансляцию мероприятий ведущих учреждений культуры, оцифровку книжных памятников и фильмовых материалов.

В целях расширения возможностей для использования потенциала культуры в достижении национальных целей развития действует программа социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры "Пушкинская карта". По состоянию на 1 января 2024 г. участниками программы являются более 11 тыс. организаций культуры. Возможностями, предоставляемыми "Пушкинской картой", воспользовались 7,6 млн. молодых людей указанной категории.

В 2024 году завершается реализация федерального проекта "Придумано в России", в рамках которого в субъектах Российской Федерации будет создано более 90 школ креативных индустрий, 26 центров прототипирования на базе подведомственных Министерству культуры Российской Федерации образовательных организаций, 420 творческих лабораторий "Гений места" на базе библиотек.

В Российской Федерации в целях приобщения и расширения доступа к культурному наследию, произведениям культуры и искусства созданы мультимедийные порталы и сервисы, включая базовые информационные ресурсы "Культура.РФ", "История.РФ", "Госкаталог", "АРТЕФАКТ".

Для осуществления максимально быстрого и полного доступа к информации, а также сохранения национального культурного наследия, находящегося в библиотеках, создана федеральная государственная информационная система "Национальная электронная библиотека" (далее - Национальная электронная библиотека). В настоящее время в нее включено более 5 млн. документов, действуют более 15 тыс. электронных читальных залов на базе региональных библиотек (за последние годы число региональных пользователей ресурсами Национальной электронной библиотеки возросло в 3 раза).

Ежегодно за счет средств федерального бюджета поддерживается выпуск порядка 300 наименований социально значимой литературы (художественная литература, литература для детей и юношества, справочно-энциклопедическая литература, литература по культуре и искусству, учебная и учебно-методическая литература, научная и научно-техническая литература, литература на языках народов Российской Федерации и прочее), осуществляются переводы на иностранные языки произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, реализуются проекты, направленные на продвижение российской художественной литературы за рубежом, поддерживается выпуск очередных томов многотомной Православной энциклопедии, осуществляются подготовка и выпуск серии антологий литератур народов Российской Федерации, выпуск порядка 1500 наименований книг и учебных пособий, а также номеров периодических печатных изданий для инвалидов по зрению, реализуются проекты, направленные на повышение востребованности за рубежом русского языка и отечественной литературы.

Реализуются следующие мероприятия по модернизации кинозалов: в 81 субъекте Российской Федерации открыто 1277 кинозалов (487 в рамках национального проекта "Культура"), которые посетили более 50 млн. зрителей, создано свыше 260 тыс. новых зрительских мест, более 20 млн. человек получили доступ к услугам современного цифрового кинопоказа.

Расширяется география Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации.

В целях дальнейшего развития театрального, музыкального, циркового и других видов исполнительских искусств принимаются меры по поддержке выдающихся деятелей культуры и искусства, созданию дополнительных условий для их работы в России, включающих формирование диверсифицированной системы государственной поддержки через конкурсные программы и субсидии на реализацию творческих проектов различных уровней: международных, всероссийских, региональных и муниципальных.

При характеристике современного состояния российской культуры и реализации государственной культурной политики необходимо выделить следующие основные проблемы:

неравномерное социально-экономическое развитие территорий, различные уровни обеспеченности населения субъектов Российской Федерации учреждениями и организациями культуры, в том числе экспозиционно-выставочными пространствами. В настоящее время подавляющее количество масштабных выставочных проектов реализуется в основном в гг. Москве (не менее 60 процентов общего числа выставок федеральных музеев, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации) и Санкт-Петербурге (не менее 10 процентов), что обусловлено наличием в этих регионах большого количества современных экспозиционно-выставочных пространств;

недостаточные темпы модернизации и развития инфраструктуры культуры, а также недостаточная ресурсная обеспеченность учреждений и организаций культуры, в том числе современным технологическим оборудованием;

недооценка роли и значения детских школ искусств в системе художественного образования;

наблюдаемое снижение расходов на потребление культурных ценностей и благ, которые становятся все менее значимой величиной в структуре семейного бюджета, что в определенной мере оказывает влияние на сокращение в последующем числа активных участников культурных и общественных процессов;

недостаточная эффективность межведомственной координации и взаимодействия органов власти всех уровней (федерального, регионального, муниципального) по вопросам реализации государственной культурной политики;

осуществление недружественными государствами деятельности, направленной на разрушение базовых моральных и культурных норм, религиозных устоев, института брака, семейных ценностей, подрыв культурного суверенитета Российской Федерации.

В целях преодоления этих и других выявленных проблем, повышения эффективности межведомственной координации и взаимодействия органов власти всех уровней, в том числе при реализации планов мероприятий по реализации Стратегии, предусматриваются:

совершенствование применяемых механизмов координации деятельности субъектов государственной культурной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

разработка механизмов по противодействию подрывной деятельности недружественных государств в российском культурном пространстве;

создание условий для формирования безопасной информационной среды путем популяризации информационных ресурсов, с использованием которых будет распространяться достоверная информация, способствующая культурно-историческому просвещению и воспитанию на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

разработка мер, направленных на сокращение региональных диспропорций в сфере культуры, в том числе посредством приведения в соответствие с нормативами и нормами оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения субъектов Российской Федерации услугами организаций культуры по различным видам культурной деятельности, а также развития гастрольной деятельности, направленной на выравнивание возможностей доступа граждан к культурным ценностям и благам;

обеспечение условий для создания новых и развития существующих современных экспозиционно-выставочных пространств в регионах в целях проведения масштабных выставочных проектов, расширения их культурно-просветительских и образовательных возможностей. Для дальнейшего развития музейной экспозиционно-выставочной деятельности в целом, а также межрегиональной выставочной деятельности субъекты Российской Федерации должны обеспечить создание современных выставочных площадок. Новые точки культурного притяжения в регионах будут способствовать приобщению населения к культурному наследию, в том числе за счет проведения крупных федеральных и региональных выставок, других культурно-просветительных мероприятий, использования этих площадок на постоянной, а не сессионной основе;

развитие театрального искусства, сети государственных и муниципальных театров, совершенствование и укрепление их материально-технической базы, в первую очередь театров юного зрителя и театров кукол;

развитие циркового искусства, в том числе посредством технологического и организационного совершенствования цирковой системы, способствующей созданию качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусства (театра, кино и др.), применением современных технологий, принятия мер, направленных на увеличение посещаемости цирковых представлений различными категориями и возрастными группами населения, расширение международных позиций российского цирка;

разработка мер, направленных на увеличение числа мест в концертных залах;

развитие библиотечного дела, в том числе путем создания общероссийской системы координационных центров по работе с фондами библиотек различной ведомственной принадлежности, а также сети региональных центров консервации и реставрации, их материальное и ресурсное обеспечение, усиление федеральной поддержки региональных центров по работе с книжными памятниками;

принятие мер, направленных на преодоление тенденции сокращения количества организаций профессионального образования в сфере культуры и искусства, а также детских школ искусств и сокращения численности обучающихся в данных организациях;

обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий в интересах настоящего и будущих поколений населения Российской Федерации.

На всех этапах реализации Стратегии будут предусматриваться инвестиции, направляемые:

на реставрацию и приспособление для современного использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

на сохранение, развитие и популяризацию нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, являющегося одним из самых притягательных средств сближения народов России и этнических групп, способствующего утверждению их культурной самобытности, повышению духовно-нравственного уровня подрастающего поколения, формированию национального самосознания, привитию знаний о традициях и культуре народов Российской Федерации;

на сохранение и развитие малых городов и исторических поселений Российской Федерации, в рамках которых предусматриваются установление и утверждение предмета охраны, границ территорий и требований к градостроительным регламентам в границах исторических поселений, комплексные меры по разработке градостроительной документации по вопросам строительства и проектов приспособления и использования исторически ценных зданий на их территориях;

на совершенствование мер поддержки и развития сельской культуры, исторически выполняющей роль хранительницы традиционной культуры и нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Кроме того, в рамках реализации Стратегии будет осуществляться комплекс мер, предусматривающих создание модельных библиотек, комплектование книжных фондов, ремонт и реконструкцию, оснащение оборудованием детских школ искусств, приобретение автоклубов, техническое оснащение музеев, развитие сети учреждений культурно-досугового типа, создание кинозалов, проведение выставочных и обменных гастролей творческих коллективов и организаций в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации.

Следует отметить, что признание культуры значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире благодаря привлекательности российской системы ценностей, позволило за последнее десятилетие существенно увеличить в абсолютных значениях расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета Российской Федерации: в номинальных или текущих ценах они возросли почти в 21,5 раза, в расчете на душу населения расходы на культуру и кинематографию за этот же период выросли с 194 рублей до 4174 рублей.

В то же время возможности для роста внебюджетных доходов учреждений и организаций культуры по-прежнему ограничены (вместительность и пропускная способность, а также рост цен могут привести к сокращению доступности культурных благ для широких слоев населения).

При этом стремление добиться максимальных внебюджетных доходов сети учреждений и организаций культуры не должно вступать в противоречие с заявленной целью по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.

Вместе с тем остается незначительной доля благотворительных и иных пожертвований в общем объеме финансовых поступлений в учреждения и организации культуры (в театры - 1,1 процента, музеи - 1,5 процента, концертные организации - 1 процент, культурно-досуговые учреждения - 0,9 процента, детские школы искусств - 0,2 процента, библиотеки - 0,2 процента).

В связи с этим предстоит разработать дополнительные правовые и институциональные инструменты, направленные на привлечение внебюджетных средств в сферу культуры, с использованием опыта Большого театра России, Мариинского театра, Государственного Эрмитажа и других ведущих учреждений культуры.

В рамках реализации Стратегии будут предоставляться субсидии из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества, оказываться государственная поддержка проведению крупных международных музыкальных и театральных конкурсов, фестивалей, таких как Международный конкурс имени П.И. Чайковского, Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова, Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова, Фестиваль музыкальных театров "Видеть музыку" с вручением Всероссийской премии "Легенда", Московский Пасхальный фестиваль, Зимний международный фестиваль искусств, Международный фестиваль "Звезды белых ночей", Международный Тихоокеанский театральный фестиваль.

Кроме того, продолжится практика предоставления субсидий некоммерческим организациям на оказание государственной поддержки (грантов) независимым театральным и музыкальным коллективам для реализации творческих проектов (от 10 до 15 грантов по каждому из направлений - театр, музыка), а также субсидий (грантов) на оказание государственной поддержки творческой деятельности организаций отдельных видов искусств (не менее 10 и не более 15 грантов на реализацию творческих проектов в сфере циркового искусства).

С целью восполнения дефицита профессиональных, творческих и управленческих кадров учреждений и организаций отрасли культуры будет осуществляться подготовка специалистов в образовательных организациях профессионального образования и творческих вузах, сохраняться и развиваться уникальная российская национальная система образования, воспитания и обучения детей, подростков и молодежи в области искусств.

Совместно с субъектами Российской Федерации продолжится работа по проведению мониторинга кадровой потребности отрасли культуры, целевой подготовке специалистов на основе прогнозных значений результатов исследований в этой области, предложений образовательных организаций профессионального образования и творческих вузов, учитываемых при формировании общих объемов контрольных цифр приема на очередной учебный год.

В целях дальнейшего развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, будут поддерживаться творческие инициативы образовательных организаций отрасли культуры, профильных творческих союзов и общественных организаций - Всероссийского хорового общества, Всероссийского духового общества, Союза композиторов России, Союза театральных деятелей Российской Федерации и других организаций, в приоритетном порядке реализующих конкурсные и фестивальные мероприятия с участием детей и молодежи.

Дальнейшее развитие получит позитивный опыт Образовательного Фонда "Талант и успех", образовательных организаций высшего образования в области искусства в части повышения квалификации педагогических работников в области искусств, организации и проведения международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, таких как Всероссийский конкурс молодых музыкантов "Созвездие", Международный студенческий фестиваль ВГИК, Театральный фестиваль стран СНГ "ГИТИС - мастер-класс", Международный студенческий фестиваль дипломных спектаклей "GITIS-fest", Международный фестиваль студенческих фильмов "ПитерКиТ" и другие.

Научными организациями, осуществляющими научные исследования и разработки в сфере культуры и искусства, будут реализовываться мероприятия по приоритетным направлениям государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности по реализации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой 16 ноября 1972 г. в г. Париже, по вопросам сохранения культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по подготовке научных кадров, по проведению исследований в области культурологии и искусствоведения, народной культуры, национальных традиций и фольклора, по разработке теоретических и методических принципов научной реставрации памятников истории и культуры, а также научных принципов и технологий обеспечения их сохранности и безопасности.

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" продолжатся ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия, а также работы по комплексному улучшению внешнего облика памятников истории и культуры, в том числе в новых регионах Российской Федерации, где за счет средств резервного фонда Президента Российской Федерации уже восстановлены мемориальный комплекс "Саур-Могила", памятник князю Игорю и другие мемориальные объекты.

Важнейшей задачей является интеграция новых субъектов Российской Федерации - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в российское культурно-гуманитарное пространство.

С начала проведения специальной военной операции украинскими войсками нанесены серьезные повреждения знаковым учреждениям культуры, уникальным памятникам истории и архитектуры, религиозным объектам. Среди них здания Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М.М. Бровуна, Донецкой государственной академической филармонии, Донецкого республиканского художественного музея, Мариупольского республиканского академического ордена "Знак Почета" русского драматического театра, Донецкого государственного академического театра оперы и балета, Луганского краеведческого музея и многие другие.

Кроме того, властями Украины был организован массовый вывоз культурных ценностей из музейных фондов учреждений культуры, а игнорирование базовых нужд сферы культуры привело к хронической их недооснащенности оборудованием, истощению материальных фондов, спровоцировало критический дефицит культурных благ на русском языке, в первую очередь литературы всех жанров и возрастных категорий, что явилось следствием целенаправленной политики украинских властей по "дерусификации" культурной сферы.

Преодоление последствий этой политики будет способствовать скорейшей интеграции новых регионов в российское культурно-гуманитарное пространство при деятельном участии гражданского общества, профессиональных сообществ, творческих союзов и добровольческих (волонтерских) движений в сфере культуры.