6.2.3. Применение ЭДО между гражданами и государством

Единый портал государственных услуг (ЕПГУ, портал "Госуслуги")

Заявление и необходимые документы можно подать в бумажной форме в соответствующие органы власти или в электронной форме через ЕПГУ или РПГУ - региональные порталы государственных услуг.

Основные функции ЕПГУ:

- публикация информации о государственных услугах и государственных функциях;

- предоставление формы заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги (функции);

- обеспечение оплаты начислений и госпошлин, формирование статистической информации об оказании госуслуг;

- обеспечение возможности пользования ЕПГУ слабовидящими гражданами и иностранцами;

РПГУ предоставляет следующие возможности:

- подача заявления на государственную или муниципальную услугу;

- получение информации через сервисы портала;

- экспертная система;

- предварительная запись в МФЦ и органы власти;

- информирование о важных и социально значимых событиях;

- обратная связь с органами власти, технической поддержкой и консультированием.

Юридической разницы между способами подачи заявления на получение услуги нет.

Но получить услугу через ЕПГУ/РПГУ проще и быстрее.

Основные удобства:

- не нужно стоять в очередях в ведомствах;

- некоторые услуги можно получить без обращения в ведомства. Например, к ним относятся оплата штрафов ГАИ или судебных задолженностей, получение выписки из лицевого счета Социального фонда России;

- в других услугах ведомство дистанционно проверяет заявление и указывает на ошибки, если они есть. В итоге можно получить услугу быстрее и сократить число личных визитов.

Пример услуг, которые может получить физическое лицо, используя портал "Госуслуги":

- регистрация расторжения брака;

- кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость;

- создание и подписание электронного документа купли-продажи (ЭДКП) авто;

- исправление ошибок в ЕГРН;

- запрет на действия с недвижимостью без личного участия;

- и др.

Также граждане могут обращаться для получения консультационной помощи через официальные порталы государственных органов.

Возможен также обмен документами по электронной почте, так как законодательством это не запрещается. Но необходимо отметить, что документ должен быть подписан КЭП, в случае использования иной электронной подписи требуется соглашение между участниками документооборота, которое установит правомерность и юридическую значимость использования другой электронной подписи. Государственными органами также могут направляться документы, подписанные КЭП, с использованием электронной почты.

Распечатанные электронные документы (в бумажном виде) не являются электронным документом и, в связи с этим, не имеют юридической силы.

Госключ

"Госключ" - это приложение, которое позволяет подписывать с телефона или планшета юридически значимые документы и заявления, заключать договоры в электронном виде.

Ключ электронной подписи создается, хранится и применяется в приложении, поэтому не нужны USB-токены, СМС-пароли и все функции доступны без личной явки и без бумажных документов.

В приложении можно бесплатно получить сертификаты электронной подписи, а также сформировать усиленную неквалифицированную и квалифицированную электронные подписи (НЭП и КЭП). Приложение соответствует требованиям к средствам электронной подписи.

Сертификат НЭП в приложении "Госключ" соответствует сертификату НЭП ЕСИА, то есть создается и используется в инфраструктуре электронного правительства. Приложение "Госключ" сертифицировано по требованиям ФСБ России.

Для использования мобильного приложения "Госключ" необходимы:

- подтвержденная учетная запись на ЕПГУ и указанные в ней СНИЛС (для получения сертификата НЭП);

- номер телефона с кодом "+7", привязанный к учетной записи на ЕПГУ - при регистрации в "Госключе" на него поступает СМС с кодом активации.

Другие способы получения кода для активации приложения "Госключ" на данный момент не предусмотрены.

При получении КЭП в приложении "Госключ" необходимо подтвердить личность одним из способов:

- действующим загранпаспортом нового образца и телефоном или планшетом с NFC;

- подтвержденной биометрией - если зарегистрированы в Единой биометрической системе;

- посетив МФЦ или банк - потребуется паспорт гражданина Российской Федерации.

Госключ можно использовать при:

- получении госуслуг;

- подаче заявления для регистрации бизнеса;

- получении налоговых уведомлений и подать декларацию 3-НДФЛ;

- подаче заявления на расторжение брака при обоюдном согласии супругов;

- подписании кадровых документов;

- заключении договор купли-продажи автомобиля, ипотечного договора или договора с оператором связи и во многих других государственных услугах и коммерческих сервисах.

ВАЖНО: Госключ не обеспечивает хранение документов.

Как применить Госключ?

При помощи Госключа можно подписывать документы на ЕПГУ. Для этого необходимо в поиске на ЕПГУ написать "Подписание документов", выбрать "Подписание документов в Госключе" и нажать "Начать". Затем выбрать подходящую категорию документа, загрузить необходимый документ, в следующем шаге написать название документа, выбрать вид электронной подписи (НЭП или КЭП), с помощью которой подписывается документ, и отправить документ в приложение "Госключ". Далее перейти в приложение "Госключ", где появится уведомление "Получены документы", нажать на кнопку "Подписание документов", откроется документ, далее необходимо его проверить и подписать.

Подписанный документ хранится на портале ЕПГУ.