5.3.3. КЭП - усиленная квалифицированная электронная подпись

Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) - самый регламентированный вид подписи. Так же, как и НЭП, она создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но отличается от нее тем, что:

- обязательно имеет квалифицированный сертификат, структура которого определена приказом ФСБ России N 795 от 27.12.2011;

- программное обеспечение для работы с КЭП сертифицировано ФСБ России;

- выдавать КЭП может только аккредитованный удостоверяющий центр.

Где используют КЭП?

КЭП нужна при:

- сдаче отчетности в контролирующие органы;

- участии в качестве поставщика или заказчика в электронных торгах;

- работе с государственными информационными системами;

- обмене формализованными документами с ФНС России.

КЭП также можно использовать для ведения электронного документооборота внутри компании или с ее внешними контрагентами.

Юридическая сила КЭП.

КЭП - это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий. Если организации ведут ЭДО, подписывая документы КЭП, их юридическая сила признается автоматически согласно федеральному закону N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Особенности КЭП.

В отличие от ПЭП и НЭП, у КЭП есть несколько видов. Разные сертификаты нужны руководителям компаний и их сотрудникам.

Сертификаты КЭП для руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Руководитель организации или индивидуальный предприниматель получают сертификаты в государственных удостоверяющих центрах.

Сертификаты физических лиц.

Такие сертификаты нужны, в том числе и сотрудникам компаний. Их можно использовать как для работы, так и для личных нужд - например, для регистрации на портале "Госуслуг". Выпустить сертификаты физических лиц можно в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах.

Преимущества КЭП для физических лиц.

Сертификат квалифицированной подписи для физических лиц позволяет подписывать документы в электронном виде. Это сокращает время ожидания и расходы на доставку документов курьером. Онлайн, например, можно:

- при наличии МЧД подписывать документы организации;

- подать документы на поступление в вуз;

- зарегистрировать ООО или ИП;

- подписать трудовой договор и работать дистанционно;

- оформить кредит;

- отправить заявление на водительское удостоверение или загранпаспорт;

- зарегистрировать брак или оформить развод;

- обратиться в суд;

- получить патент;

- перевести пенсию на банковский счет или карту;

- подтвердить аккаунт на портале "Госуслуг", чтобы пользоваться государственными услугами;

- подавать и получать документы из суда, работать на судебных порталах "Мой арбитр" и ГАС "Правосудие";

- заключить договор долевого участия (ДДУ) или купли-продажи недвижимости;

- оформить недвижимость в собственность или зарегистрировать другую сделку;

- запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Преимущества КЭП для руководителей.

Только с КЭП руководитель сможет работать на электронных торговых площадках для госзакупок, коммерческих торгов и торгов банкротов, а также в популярных информационных системах, используемых для:

- сдачи налоговой отчетности, передачи сведений в Социальный фонд России (СФР) и т.д.,

- подачи иска в суд, например, через систему "Мой Арбитр",

- обращения в госорганы, например, в Ростехнадзор или Минпромторг,

- цифровой маркировки Честный ЗНАК,

- получения госуслуг,

- работы с банками и партнерами с помощью ЭДО,

- закупок через интернет-магазины

- решения других вопросов.