5.4.1. Как директору организации получить электронную подпись?

Куда обращаться директору за оформлением ЭП, зависит от сферы деятельности организации. С 2022 года директора фирм и ИП получают сертификаты ЭП в налоговой или у доверенных лиц УЦ ФНС России, руководители финансовых организаций - в УЦ Банка России, а госучреждений - в Казначействе.

Рядовым сотрудникам для работы нужна ЭП физического лица - ее можно оформить в аккредитованном коммерческом удостоверяющем центре. Электронная подпись понадобится сотрудникам, которые раньше не оформляли ее - ФНС выдает подписи директору только в единственном экземпляре и копировать их для сотрудников нельзя.

В ФНС России

Для получения КЭП в ФНС России директору организации необходимо:

- Приобрести токен. Устройство должно быть сертифицировано федеральной службой по техконтролю (ФСТЭК) и ФСБ России. Рекомендованные модели можно посмотреть на сайте ФНС России, а узнать подробный порядок оформления ЭП в ФНС России - в Приказе ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@.

- Установить программу для работы с ЭП. Для работы с КЭП необходимо приобрести лицензию и установить на ПК пользователя средство криптографической защиты информации (далее - СКЗИ). ФНС России рекомендует использовать КриптоПро CSP. Сделать это можно в Удостоверяющем центре.

- Подготовить документы для оформления подписи. Потребуются паспорт, СНИЛС и ИНН.

- Лично обратиться в ФНС России или к его представителям за выпуском сертификата. Выбрать инспекцию и время посещения можно на сайте ФНС России. При себе, кроме документов, нужно иметь токен для записи на него сертификата ЭП.

Личное обращение нужно только при получении первого сертификата ФНС России. Таким образом ФНС России проверит, что сертификат получает именно руководитель, а не другое лицо. Получить следующие сертификаты можно удаленно.

Если руководитель - иностранный гражданин, то порядок получения сертификата ФНС России для него схожий. Им нужно предоставить номер СНИЛС и ИНН физлица, а также нотариальный перевод документа, удостоверяющего личность.

В Банке России

УЦ Банка России предлагает оформить ЭП несколькими способами: в пункте выдачи или онлайн в личном кабинете на сайте УЦ. Первое получение сертификата всегда происходит при личном визите. Для оформления ЭП в УЦ Банка России онлайн необходимо:

- Запросить в Банке России логин и пароль для входа в личный кабинет на сайте УЦ.

- Войти в личный кабинет.

- Создать запрос на получение сертификата ЭП.

- Дополнить заявку документами, которые необходимы для выпуска сертификата.

- Дождаться результатов проверки документов и сообщения о том, что сертификат готов.

- Скачать сертификат и программу, которая понадобится для работы с ЭП.

Инструкция по получению сертификата есть на сайте УЦ Банка России. Подробные правила выдачи сертификата можно посмотреть в Указании Банка России от 10.03.2021 N 5750-У о Порядке реализации функций и исполнения обязанностей УЦ Банка России.

В Казначействе России

Порядок получения сертификата в Казначействе похож на эти процессы в ФНС России и Банке России. Казначейство выдает сертификаты ЭП директорам госучреждений после установки СКЗИ на компьютер пользователя и покупки в любой сторонней организации носителя (токена) для сертификата. Основанием для выдачи сертификата является обращение в организацию и подача документов. Подробная инструкция по оформлению ЭП есть на сайте Казначейства России.