Форма, утвержденная данным документом, применяется, начиная со сбора первичных статистических данных за 2024/2025 учебный год.

3.1. Распределение численности персонала по уровню образования и полу

3.1. Распределение численности персонала по уровню

образования и полу

151. В подразделе приводятся данные о распределении численности персонала организации, осуществляющей образовательную деятельность, по уровню образования и полу. Данные приводятся без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера. Данные приводятся по состоянию на 1 октября текущего года.

152. В графе 3 по строкам 01 - 37 приводятся данные о работниках, основным местом работы которых является отчитывающаяся организация, осуществляющая образовательную деятельность. Работник, принятый на работу на неполный рабочий день в соответствии с трудовым договором, учитывается в фактической численности как один человек. Работник, оформленный в организации как внутренний совместитель, тоже учитывается как один человек. Работник, отсутствующий ввиду продолжительной болезни, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком, включается в отчет в случае, если его штатная должность не замещена другим работником, принятым на время его отсутствия. В противном случае учитывается работник, фактически работавший взамен отсутствующего.

153. По графам 4 - 11 персонал организации распределяется по уровню образования. В графе 4 указываются лица, имеющие высшее образование.

Из графы 4 выделяются:

лица, имеющие ученую степень (графы 5 - 6). Если кандидат наук имеет степень PhD, то данные о нем должны учитываться по графам 6 и 7;

лица, имеющие ученое звание (графы 8 - 9). При этом, если сотрудник имеет ученую степень и ученое звание, то он включается в графу 5 или графу 6, а также в графу 8 или графу 9.

В графе 10 указываются лица, имеющие среднее профессиональное образование, обученные по программам подготовки специалистов среднего звена, в графе 11 - среднее профессиональное образование, обученные по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Данные графы 3 могут быть больше суммы данных граф 4, 10, 11 (за счет лиц, имеющих другое образование) либо равны сумме данных граф 4, 10 - 11.

154. Из общей численности работников (графы 3) выделяется численность женщин (графа 12).

155. В графе 13 показывается численность работников в единицах эквивалента полной занятости по основной занимаемой должности.

Условный расчет численности работников, принятых на работу на неполное рабочее время, в пересчете на полную занятость осуществляется исходя из количества часов, которые имеет работник к установленному количеству часов работников с полной нагрузкой:

00000025.wmz, где

Ч - нагрузка (часов) в учебном году, которую имеет работник;

Н - законодательно установленные рабочие часы, которые штатный сотрудник должен отработать в течение учебного года.

Упрощенный пример расчета исходя из законодательно установленных часов - 350 час.:

В организации 5 сотрудников в учебном году имеют нагрузку 175 часов каждый, 3 работника 150 часов. Численность работников в единицах эквивалента полной занятости составит:

К = 5 * (175 / 350) + 3 * (150 / 350) = 2.5 + 1.6 = 4.1

Работники, принятые на ставки 0.25, 0.5 или 0.75, предусмотренные штатным расписанием, учитываются как целые единицы.

156. По строке 01 отражается общая численность работников организации, а затем по строкам 02 - 24 распределяется по отдельным категориям персонала и занимаемым должностям. Данные о работнике показываются единожды и только по той строке, которая соответствует основной занимаемой должности этого работника. Например, если ректор осуществляет преподавательскую деятельность, то данные о нем учитываются только один раз по строке 03. Данные строки 01 должны быть равны сумме данных строк 02, 07, 19 - 24.

157. По строке 02 учитывается весь руководящий персонал организации, основные функции которого связаны с руководством в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательной организации; с организацией образовательной (учебно-воспитательной), научно-исследовательской деятельности и административно-хозяйственной (производственной) работы. К ним относятся, например, ректор, президент, проректоры, помощники ректора, руководители структурных подразделений (филиалов, институтов (за исключением директоров институтов, участвующих в образовательной деятельности), лабораторий, управления, отдела, отделения и других структурных подразделений), ученый секретарь совета организации, ученый секретарь факультета (института), руководитель учебно-производственной практики и другие.

158. По строкам 03 - 06 (из строки 02) выделяются отдельные категории руководящего персонала: по строке 03 указываются данные о ректоре образовательной организации высшего образования, по строке 04 - данные о президенте образовательной организации высшего образования, по строке 05 - численность проректоров, по строке 06 - данные о руководителе филиала. Руководитель филиала учитывается только в отчете соответствующих филиалов. Данные строки 02 должны быть больше суммы данных строк 03 - 06.

159. По строке 07 отражаются данные о педагогических работниках организации, а затем по строкам 08 - 18 распределяются по отдельным категориям и должностям. Данные строки 07 должны быть равны сумме строк 08, 18.

160. По строке 08 из строки 07 выделяется общая численность профессорско-преподавательского состава организации. К ним относятся деканы факультетов, заведующие кафедрами, директора институтов, участвующих в образовательной деятельности, профессора, доценты, старшие преподаватели, преподаватели, ассистенты.

По строке 09 из строки 08 показывается профессорско-преподавательский состав, осуществляющий образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Из строки 09 выделяется численность деканов факультетов (строка 10), заведующих кафедрами (строка 11), директоров институтов (строка 12), участвующих в образовательной деятельности, профессоров (строка 13), доцентов (строка 14), старших преподавателей (строка 15), преподавателей (строка 16), ассистентов (строка 17). Данные строки 09 должны быть равны сумме данных строк 10 - 17.

По строке 18 отражается численность иных педагогических работников. К ним относятся педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы и другие.

Отнесение работников к определенной категории руководящих работников, педагогических работников производится в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций").

161. По строке 19 приводится численность научных работников. К этой категории относятся, например, главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, младшие научные сотрудники и другие.

162. По строке 20 указывается численность инженерно-технического персонала - работники, имеющие квалификацию инженера или техника и выполняющие функции организационного, технического управления (например, по охране труда и обеспечению безопасности организации), обеспечивающие техническое функционирование аппаратно-программных комплексов, телекоммуникационного оборудования в системе дистанционного образования, программисты и тому подобное.

163. По строке 21 приводится численность административно-хозяйственного персонала. К ним относятся, например, бухгалтеры, экономисты, специалисты по кадровой работе, юристы и другие.

164. По строке 22 отражается численность производственного персонала - работники, непосредственно связанные с выполнением производственного процесса и его обслуживанием, осуществляющие производство продукции (работ, услуг) (например, на базе учебно-производственных мастерских, учебных предприятий организации), а также работники, осуществляющие ремонтно-строительную деятельность.

165. По строке 23 указывается численность учебно-вспомогательного персонала. К этой категории относятся, например, специалисты по учебно-методической работе, тьюторы, лаборанты, библиотекари, диспетчеры факультетов, учебные мастера и другие.

166. По строке 24 показывается обслуживающий персонал - сотрудники, не принимающие непосредственного участия в процессе обучения. В эту группу включаются, например, медицинские работники, коменданты общежитий, рабочие по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, электромонтеры, плотники, столяры, слесари, гардеробщики, дворники, сторожа, уборщики производственных и служебных помещений, повара и другие.

167. По строке 25 из строки 01 выделяется численность специалистов по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а далее по строкам 26 - 35 распределяется по профессиональным группам занятий. Данные строки 25 равны сумме строк 26 - 35.

Для формирования данных по строкам 25 - 35 следует руководствоваться Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. N 2020-ст. Объектами классификации в ОКЗ являются занятия. Под занятием понимается вид трудовой деятельности, осуществляемой на рабочем месте с относительно устойчивым составом трудовых функций (работ, обязанностей), приносящий заработок или доход. К занятиям относится любой вид трудовой деятельности как требующей, так и не требующей специальной подготовки.

По строке 26 указывается численность специалистов, относимых к группе занятий "руководители служб и подразделений в сфере информационно-коммуникационных технологий" (код ОКЗ 133). В соответствии с ОКЗ к данной группе могут относиться, например, следующие занятия: начальник отдела программного обеспечения, руководитель отдела по информационным технологиям, руководитель службы информационной поддержки, руководитель службы по развитию ИКТ и так далее.

По строке 27 указывается численность специалистов высшего уровня квалификации, относимых к группе занятий "разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений" (код ОКЗ 251). В соответствии с ОКЗ к данной группе могут относиться, например, следующие занятия: аналитик информационных систем, бизнес-аналитик (информационные системы), консультант по системам, разработчик систем (ИКТ), специалист в области теории вычислительных машин и систем, инженер-программист, программист-аналитик, проектировщик программного обеспечения, разработчик программного обеспечения, интернет-разработчик, мультимедийный программист, программист-мультипликатор, программист - разработчик компьютерных игр, разработчик архитектуры веб-сайтов, разработчик веб-сайтов, аналитик по обеспечению качества (компьютеры), испытатель программного обеспечения, испытатель систем.

По строке 28 указывается численность специалистов высшего уровня квалификации, относимых к группе занятий "специалисты по базам данных и сетям" (код ОКЗ 252). В соответствии с ОКЗ к данной группе могут относиться, например, следующие начальные занятия: администратор баз данных, администратор данных, аналитик баз данных, разработчик архитектуры баз данных, сетевой администратор, системный администратор (компьютеры), аналитик, коммуникации (компьютеры), сетевой аналитик, специалист по вопросам безопасности (ИКТ), специалист-криминалист по цифровым технологиям, шифровальщик данных.

По строке 29 указывается численность специалистов высшего уровня квалификации, относимых к группе занятий "инженеры-электроники" (код ОКЗ 2152). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: инженер по компьютерному аппаратному обеспечению, инженер по электронным контрольно-измерительным приборам, инженер-электроник.

По строке 30 указывается численность специалистов высшего уровня квалификации, относимых к группе занятий "инженеры по телекоммуникациям" (код ОКЗ 2153). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: инженер по вещанию, инженер по телекоммуникациям, инженер-технолог в области телекоммуникаций.

По строке 31 указывается численность специалистов высшего уровня квалификации, относимых к группе занятий "графические и мультимедийные дизайнеры" (код ОКЗ 2166). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: дизайнер веб-сайтов, дизайнер печатных изданий, мультимедийный дизайнер, разработчик компьютерных игр, художник компьютерной графики, художник по рекламе.

По строке 32 указывается численность специалистов среднего уровня квалификации, относимых к группе занятий "специалисты-техники по эксплуатации ИКТ и по поддержке пользователей ИКТ" (код ОКЗ 351). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие начальные занятия: оператор высокоскоростного компьютерного принтера, оператор компьютера, оператор периферийного оборудования, техник компьютерной сети, техник службы технической поддержки, Web-мастер, администратор Web-сайта, техник Web-сайта.

По строке 33 указывается численность специалистов среднего уровня квалификации, относимых к группе занятий "специалисты-техники по телекоммуникациям и радиовещанию" (код ОКЗ 352). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: кинооператор, оператор аудиовизуальной техники, оператор вещательного оборудования, оператор видеотехники, техник по трансляции, техник по разработке и обслуживанию телекоммуникационного оборудования, техник по монтажу телекоммуникационного оборудования.

По строке 34 указывается численность специалистов среднего уровня квалификации, относимых к группе занятий "техники-электроники" (3114). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: техник по тестированию электронного оборудования, техник-электроник.

По строке 35 указывается численность квалифицированных рабочих, относимых к группе занятий "монтажники и ремонтники электронного и телекоммуникационного оборудования" (код ОКЗ 742). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: механик по ремонту электронного оборудования, механик по техническому обслуживанию летательных аппаратов (авиационная электроника), монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, рабочий по обслуживанию офисной техники, ремонтник по техническому обслуживанию аппаратов для изготовления фотокопий, кабельщик, кабели передачи данных и связи, монтажник компьютерного аппаратного обеспечения, монтажник оборудования связи, монтажник телефонного оборудования, монтажник, линия дальней связи.

168. Для правильного распределения работников организаций по профессиональным группам можно воспользоваться Справочником распределения работников по подгруппам и группам ОКЗ, который разрабатывается для заполнения данных по форме N 1-Т(проф) и размещается на сайте Росстата: https://rosstat.gov.ru/ в рубрике Респондентам/Формы федерального статистического наблюдения и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности/Альбом форм федерального статистического наблюдения/Поиск по формам/год проведения обследования (например, 2022)/1-Т (проф).

Справочник разработан в формате Excel и содержит листы, каждый из которых соответствует одной из основных групп. По каждой профессиональной группе ОКЗ приводится перечень профессий, входящих в эту группу.

169. По строке 36 из строки 01 показывается численность исследователей. К исследователям относятся работники, профессионально занимавшиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществлявшие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Для выполнения этих функций требуется высшее образование. В категорию исследователей включается также административно-управленческий персонал, осуществлявший непосредственное руководство исследовательским процессом.

170. По строке 37 из строки 02 показывается численность руководящих работников, имеющих учебную нагрузку.

171. Справка 10. В справке из общей численности профессорско-преподавательского состава (из строки 08 графы 3) выделяются данные о численности педагогических работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), преподающих дисциплины иностранного языка, физической культуры и военной подготовки, которые не определяют направленность (профиль) образовательной программы (строка 38). В случае если педагогический работник одновременно осуществляет преподавание указанных дисциплин по нескольким образовательным программам и при этом для одних образовательных программ эти дисциплины определяют направленность (профиль), а для других - нет, то в данной строке такой работник не учитывается.

172. Справка 11 (заполняется за предыдущий учебный год).

В справке приводятся данные о численности профессорско-преподавательского состава (из строки 08 графы 3) (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) отчитывающейся организации, которые в предыдущем учебном году были направлены для преподавания в другие организации России, реализующие образовательные программы высшего образования (строка 39) и за рубеж (строка 40).