7.1. Для проверки схожих гипотез могут быть использованы схожие методы. Гипотеза и метод ее проверки в совокупности определяют предварительный результат проверки гипотезы.
Обобщенные формулировки связанных между собой структурных элементов дизайна (критериев аудита, гипотез, методов и предварительных результатов) в контексте различных задач в рамках мероприятий приведены в таблицах 1 - 5 настоящего раздела и могут быть адаптированы и конкретизированы в рамках подготовки дизайна аудита с учетом его особенностей.
При выборе методов для проверки гипотез в контексте различных задач в рамках мероприятий рекомендуется учитывать следующее.
7.1.1. Анализ достижения результатов
В качестве первого шага в рамках анализа достижения результатов мер (комплексов мер) может проводиться сравнительный анализ значений показателей, характеризующих непосредственные и конечные результаты, а также итоговые эффекты: сравнение плановых и фактических значений показателей, сравнение значений показателей в различные периоды, а также в различных разрезах. При этом важно учитывать, что сравнительный анализ значений показателя, характеризующего результат, не позволяет формулировать выводы о влиянии меры (комплекса мер), если достижение этого результата вызвано не только этой мерой (комплексом мер), но также и иными факторами. В таких случаях рекомендуется проведение оценки влияния (подпункт 7.1.5 Методических рекомендаций).
Выбор методов, которые используются для проверки гипотез о причинах недостижения результатов, обусловлен типом рассматриваемого результата (непосредственный или конечный результат, итоговый эффект), а также предметом аудита. Так, например, для установления причин недостижения результатов в части востребованности результатов могут быть использованы такие методы, как:
обследование для анализа возможности использования результатов (например, объектов инфраструктуры);
социологические методы для выявления мнений выгодоприобретателей о причинах невостребованности результатов;
анализ содержания нормативных и иных документов для получения информации о процессах в рамках достижения результатов.
- запланированные значения показателей, характеризующих результаты меры, достигнуты во всех субъектах Российской Федерации во все годы реализации меры |
- запрос данных о фактических и плановых значениях показателей (ограничение - данные могут быть предоставлены с задержкой, содержать пропуски и ошибки, возможное решение - запрос данных из нескольких источников); - сравнение плановых и фактических значений показателей |
- запланированные значения показателей, характеризующих результаты меры, достигнуты (не достигнуты), в т.ч. где, кем и т.д.; - уровень достижения результатов меры различается в XX раз по субъектам Российской Федерации, различным социально-демографическим группам; - на достижение значений показателей, характеризующих результаты меры, направлена в том числе деятельность коммерческих, общественных и иных организаций, не относящихся к участникам реализации меры |
|
- максимальное и минимальное значения показателей, характеризующих результаты меры, различаются в XX раз для различных субъектов Российской Федерации, различных социально-демографических групп |
- запрос данных о фактических значениях показателей (ограничение - данные могут быть предоставлены с задержкой, содержать пропуски и ошибки); - сравнение фактических значений показателей в разрезе субъектов Российской Федерации, различных социально-демографических групп |
||
- отсутствует информация об иных мерах государственной политики и (или) коммерческих, общественных и прочих проектах, направленных на достижение анализируемого результата |
- анализ нормативных и иных документов, в т.ч. корпоративной отчетности компаний, отчетности общественных и иных организаций |
||
- установлены факты использования результатов выгодоприобретателями |
- запрос и анализ документальных подтверждений использования результатов; - обследование с фиксацией фактического использования результатов |
- установлены факты неиспользования результатов [например, построенные объекты не введены в эксплуатацию, закупленное оборудование не используется, результаты исследований не внедрены] |
|
- результаты меры востребованы не менее, чем у XX% ее выгодоприобретателей, в т.ч. в разрезе определенных групп |
- воспользовался результатами меры; - подавал документы для того, чтобы воспользоваться результатами, и соответствовал критериям для использования результатов (ограничение - данные о тех, кому было отказано, могут существовать в разрозненном виде, содержать пропуски и ошибки); - является выгодоприобретателем меры; - вычисление доли выгодоприобретателей, желавших воспользоваться результатами меры <27>, из общей численности выгодоприобретателей меры |
- результаты меры были востребованы у YY% выгодоприобретателей, однако определенная группа не пользовалась результатами; - причинами невостребованности результатов является [выявленные причины]; - AA% выгодоприобретателей не воспользовались результатом меры по причине 1, BB% - по причине 2, CC% - по причине 3. При этом ZZ% готовы были бы использовать результат меры, при устранении [описание недостатков с точки зрения выгодоприобретателей] |
|
- причиной невостребованности меры со стороны определенной группы выгодоприобретателей является [предполагаемые причины - например, построенный объект инфраструктуры неудобно расположен или имеет неудобный режим работы; мера поддержки не решает проблемы, с которыми сталкиваются выгодоприобретатели и т.д.] |
- запрос информации о характеристиках результатов; - обследование результатов; - интервью, опрос (анкетирование) выгодоприобретателей, не воспользовавшихся результатом |
||
- более XX% выгодоприобретателей, воспользовавшихся результатами меры, удовлетворены ее результатами |
- опрос (анкетирование) выборочной совокупности выгодоприобретателей [параметры выборки], (ограничение - отсутствие репрезентативности по [указать, какому] параметру) |
- YY% выгодоприобретателей, воспользовавшихся результатами меры и участвовавших в опросе, удовлетворены ее результатами, что свидетельствует в пользу результативности меры (YY% > XX%); - повышению удовлетворенности результатами меры может способствовать устранение следующих факторов [причины, которые будут упомянуты респондентами как важные] |
|
- среди причин недостаточной удовлетворенности результатами меры выгодоприобретатели отмечают следующие: [предполагаемые причины] |
- интервью, фокус-группы с выгодоприобретателями из числа [описание групп респондентов - например, представители крупных, средних предприятий], отобранными по критериям [описание критериев отбора] |
--------------------------------
<27> Включает как тех, кто воспользовался результатами, так и тех, кто совершил все необходимые для этого действия и соответствовал всем необходимым условиям, но не смог воспользоваться результатами меры в силу независящих от себя причин (например, ограниченности объема средств поддержки).
7.1.2. Оценка использования ресурсов, включая их экономность
В качестве первого шага при оценке использования ресурсов может быть проведен сравнительный анализ плановых и фактических затрат ресурсов. Однако такой анализ не является достаточным для формулирования выводов об экономности, поскольку не предполагает оценку возможности использования меньшего ресурса для достижения заданного результата.
7.1.3. Оценка соответствия результатов деятельности объекта аудита (контроля) положениям нормативного или иного документа
Примеры оценки соответствия результатов деятельности положениям нормативного документа |
1. Критерий аудита: результаты деятельности объекта аудита (контроля) в рамках администрирования подсистемы управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет") соответствуют Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 1275-р). |
осуществляется надлежащий контроль качества данных, формируемых в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет"; качество данных, формируемых в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет", позволяет использовать их в качестве инструментария для принятия обоснованных управленческих решений. Метод: анализ качества данных, анализ работоспособности системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). Предварительные результаты: данные, формируемые в ГИИС "Электронный бюджет", содержат существенные недостатки в части качества. Получение качественных данных посредством СМЭВ затруднено. Имеющийся уровень качества данных снижает возможности мониторинга, а также более глубоких оценок реализации мер (комплексов мер), на основе которых можно принимать обоснованные управленческие решения. |
2. Критерий аудита: состав дорожного покрытия на участке дороги XX соответствует нормативным требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 58406.2-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия". Гипотеза: состав дорожного покрытия на участке дороги XX не соответствует нормативным требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 58406.2-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия". Метод: взятие образцов дорожного покрытия и их лабораторный анализ. Предварительные результаты: участок дороги XX не соответствует нормативным требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 58406.2-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия" в части химического состава асфальтобетонного покрытия |
7.1.4. Анализ процессов на предмет соответствия положениям нормативных и иных документов
Анализ процессов является частным случаем оценки соответствия деятельности объекта аудита (контроля) положениям нормативных и иных документов.
Рекомендуется учитывать, что применение различных методов при анализе процессов позволяет получить доказательства различного уровня надежности. Так, выводы о соответствии деятельности объекта аудита положениям нормативных, иных документов, сделанные только лишь на основании таких методов, как интервью и опросы, могут быть оспорены объектом аудита (контроля). При анализе процессов рекомендуется применять эти методы, в том числе для формирования предположений о наличии нарушений и (или) недостатков, а после этого при необходимости проводить сбор и анализ достаточных и надлежащих доказательств.
Рекомендуется учитывать, что наблюдение может обеспечивать получение доказательств выполнения процессов сотрудниками объекта аудита (контроля), но ограничено тем периодом времени, когда оно проводится, а также тем фактом, что само наблюдение может оказать влияние на то, каким образом сотрудники объекта аудита (контроля) выполняют процессы.
Наблюдение в комбинации со сбором и анализом документальной информации может помочь выявить несоответствие между фактической реализацией процессов и информацией, отраженной в документах объекта аудита (контроля) о процессах, что может являться необходимым обоснованием результатов и выводов мероприятия.
Оценка влияния проводится в рамках аудита эффективности. Оценка влияния исследует величину вклада деятельности объектов аудита (контроля) по достижению непосредственных результатов за счет использования федеральных и иных ресурсов, которая явилась причиной или, как ожидается, послужит причиной достижения конечных результатов и (или) итоговых эффектов, характеризующих стратегические цели социально-экономического развития Российской Федерации <28>.
--------------------------------
<28> Согласно пункту 4.2.8(1) СГА 104.
Данная оценка предполагает выявление причинно-следственных связей, включая выявление существующих внешних и внутренних условий функционирования объекта аудита (контроля), а также социальных, экологических, экономических и иных последствий, целостных и устойчивых изменений в системах или нормах.
При проведении оценки влияния могут быть использованы специальные методы эконометрического анализа, которые в научной литературе объединяются в класс под общим названием "квазиэкспериментальные методы". Данные методы основаны на сравнении двух групп объектов <29> - группы объектов, на которые было оказано воздействие в результате реализации мер (она называется экспериментальной группой, или группой воздействия), и группы объектов, на которые не было оказано такого воздействия (она называется контрольной группой и служит базой для сравнения). Свойства эксперементальной группы должны быть максимально близки к свойствам контрольной группы (точный смысл такой близости определяется отдельно для каждого метода) - это требуется для отделения результата влияния, вызванного реализацией мер, от результатов воздействия других факторов.
--------------------------------
<29> Здесь и далее в данном подпункте под объектами понимаются единицы наблюдения, на которые может оказываться воздействие в результате реализации мер - объектами в разных ситуациях могут быть, например, предприятия, домохозяйства, отдельные люди и т.п.
Выбор конкретного метода из этого класса методов зависит от имеющихся данных и исследуемой ситуации. Например:
если вероятность получения воздействия определяется характеристиками объекта, и при этом у объекта отсутствуют ненаблюдаемые характеристики, которые могут влиять на результат воздействия, то используется метод сопоставления наблюдений экспериментальной и контрольной групп. В данном методе объектам, подвергшимся воздействию, сопоставляются объекты, на которые воздействие не оказывалось. При этом сопоставление происходит по характеристикам, которые могут оказывать влияние на результат применения к ним рассматриваемой меры. Способы сопоставления могут быть различными: это может быть вероятность получения воздействия в случае сопоставления по индексу соответствия <30> либо величина "близости" объектов друг к другу по совокупности признаков при условии заранее выбранного расстояния в пространстве признаков;
--------------------------------
<30> Пункт 2.1.2.1.6 Справочника методов сбора и анализа данных для целей внешнего государственного аудита (контроля). Доступен по ссылке https://wiki.ach.gov.ru/pages/viewpage.action?pageId=85141175.
если до начала воздействия наблюдается параллельная динамика целевого показателя экспериментальной и контрольной групп и есть основания ожидать ее продолжения после начала воздействия, можно рассмотреть применение метода разность разностей <31>;
--------------------------------
<31> Пункт 2.1.2.1.10 Справочника методов сбора и анализа данных для целей внешнего государственного аудита (контроля). Доступен по ссылке https://wiki.ach.gov.ru/pages/viewpage.action?pageId=85141179.
если есть некая граница в значениях некоторого показателя, разделяющая контрольную и экспериментальную группы, можно рассмотреть применение разрывного регрессионного дизайна <32>.
--------------------------------
<32> Пункт 2.1.2.1.9 Справочника методов сбора и анализа данных для целей внешнего государственного аудита (контроля). Доступен по ссылке https://wiki.ach.gov.ru/pages/viewpage.action?pageId=85141178.
Помимо квазиэкспериментальных методов можно рассмотреть применение панельной регрессии <33>, в которую в качестве одной из объясняющих переменных включена величина воздействия, а также все важные факторы, которые могли повлиять на целевой показатель.
--------------------------------
<33> Пункт 2.1.2.1.2 Справочника методов сбора и анализа данных для целей внешнего государственного аудита (контроля). Доступен по ссылке https://wiki.ach.gov.ru/pages/viewpage.action?pageId=85141172.
7.2. Рекомендуется оценивать методы в части их ограничений на предмет пригодности для проверки гипотезы (валидности):
операционная валидность отвечает на вопросы о том, действительно ли мы измеряем то, что планировали, и так, как планировали;
внутренняя валидность отвечает на вопросы о степени объяснения причинно-следственных связей;
внешняя валидность говорит о возможности распространения полученных результатов на иной, отличный от оцениваемого, контекст;
валидность статистических выводов говорит о степени корректности статистического анализа и сделанных на его основании выводов.
Для каждого типа валидности можно выделить ряд характерных потенциальных проблем согласно приложению N 6 к Методическим рекомендациям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей