ФИНАНСЫ

Установлены требования к майнерам цифровой валюты, лицам, осуществляющим деятельность майнинг-пула, а также к операторам майнинговой инфраструктуры (01.11.2024)

Изменения внесены в Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ.

Установлено, что осуществлять майнинг цифровой валюты (в том числе участвовать в майнинг-пуле) вправе ИП и юридические лица, личным законом которых является российское право, с момента включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг.

Физические лица - граждане РФ вправе осуществлять майнинг цифровой валюты (в том числе участвовать в майнинг-пуле) без включения в указанный реестр при условии, что потребляемая энергия при осуществлении такой деятельности не превышает лимитов энергопотребления, установленных Правительством РФ.

Установлены требования к репутации лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в том числе в качестве участников майнинг-пула). В частности, указанную деятельность запрещается вести при наличии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при нахождении в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Правительство РФ по согласованию с Банком России вправе установить иные требования.

При соответствии указанным требованиям юридические лица, личным законом которых является российское право, ИП и физические лица - граждане РФ могут вести деятельность майнинг-пула. Деятельность майнинг-пула допускается совмещать с майнингом цифровой валюты.

Деятельность оператора майнинговой инфраструктуры вправе осуществлять юридические лица, личным законом которых является российское право, и ИП с момента их включения в реестр операторов майнинговой инфраструктуры. Требования к деятельности оператора майнинговой инфраструктуры, характеру и объему оказываемых им услуг устанавливаются Правительством РФ.

Лицо, осуществляющее майнинг цифровой валюты (в том числе участник майнинг-пула), обязано предоставить информацию о получении цифровой валюты в случае выпуска (получения) цифровой валюты в результате майнинга цифровой валюты, а также об адресе-идентификаторе, включая адрес-идентификатор майнинг-пула, в уполномоченный орган, определенный Правительством РФ.

Минцифры России уполномочено вести реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и реестр операторов майнинговой инфраструктуры.

(Федеральный закон от 08.08.2024 N 221-ФЗ)

Изменяются требования к порядку расчета кредитными и микрофинансовыми организациями среднемесячных платежей и среднемесячного дохода заемщика (01.11.2024)

В частности, установлено, что порядок расчета суммы указанных величин также должен содержать критерии признания записей о кредите (займе) дублирующими (идентичными) и (или) неактуальными при использовании кредитной или микрофинансовой организацией для расчета величины среднемесячного дохода заемщика информации, содержащейся в кредитном отчете.

Уточняется, что дата расчета суммы величин среднемесячных платежей и среднемесячного дохода заемщика должна совпадать с датой расчета показателя долговой нагрузки заемщика.

Изменяются требования к подходам, которым должен соответствовать расчет величины среднемесячного дохода заемщика.

Так, с 1 до 2 млн рублей увеличена максимальная сумма потребительского кредита (займа), при предоставлении которого кредитная организация вправе применять модельный подход к расчету величины среднемесячного дохода заемщика.

Скорректированы положения, касающиеся модели оценки дохода заемщика. Так, теперь методика построения модели (моделей) оценки дохода заемщика должна предусматривать использование кредитной организацией не менее трех факторов модели.

Кредитные организации, получившие до 1 ноября 2024 года письмо Банка России о допустимости применения модельного подхода, направляют уведомление о продолжении применения модельного подхода с приложением документов и данных не позднее 30 рабочих дней по истечении одного года с даты получения указанного письма.

Скорректирован примерный перечень документов и информации, представляемых в Банк России кредитными организациями в связи с применением модельного подхода.

В новой редакции изложен рекомендуемый образец уведомления о готовности применять модельный подход при расчете величины среднемесячного дохода заемщика в целях расчета показателя его долговой нагрузки.

Утрачивает силу рекомендуемый образец отчета о сохранении качества модели (моделей) оценки дохода заемщика.

(Указание Банка России от 15.07.2024 N 6806-У)