Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

V. Организация морально-психологической подготовки

72. Морально-психологическая подготовка осуществляется в целях формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих высокий уровень морально-психологической готовности сотрудников к осознанному выполнению оперативно-служебных задач и морально-психологической устойчивости в любых условиях оперативной, криминогенной и военной обстановки.

73. Морально-психологическая подготовка носит комплексный характер и интегрируется в систему профессиональной служебной и физической подготовки <3>.

--------------------------------

<3> Приказ МВД России от 2 февраля 2024 г. N 44 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 12 марта 2024 г., регистрационный N 77488).

74. Организационными принципами морально-психологической подготовки являются:

74.1. Обеспечение комплексного подхода в формировании морально-политических и психологических качеств и свойств личности.

74.2. Интегрированность во все виды и формы профессиональной служебной и физической подготовки.

74.3. Сочетание теоретических, практических занятий и самостоятельной работы.

75. Морально-психологическая подготовка подразделяется на общую, специальную и целевую.

75.1. Общая морально-психологическая подготовка включает базовый курс занятий для всех категорий сотрудников в условиях повседневной оперативно-служебной деятельности на месте постоянной дислокации, а также в период подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

75.2. Специальная морально-психологическая подготовка проводится на основе базового курса занятий с включением тем, вопросов или элементов, определяемых спецификой оперативно-служебной деятельности сотрудников отдельных специальностей и должностных групп, в первую очередь в подразделениях, осуществляющих непосредственную борьбу с преступностью и охрану общественного порядка.

75.3. Целевая морально-психологическая подготовка проводится с сотрудниками, привлекаемыми к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях по специальным программам и планам за счет дополнительного бюджета времени.

76. Морально-психологическая подготовка осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: морально-политическому и психологическому.

77. Задачами морально-политического направления морально-психологической подготовки являются:

77.1. Изучение личным составом положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, государственных документов стратегического планирования в сфере обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, понимание и поддержка сотрудниками политики, проводимой государством.

77.2. Доведение до личного состава решений Министра, приказов МВД России, касающихся вопросов реализации государственной политики в сфере внутренних дел.

77.3. Формирование у сотрудников государственно-патриотических мировоззренческих ориентиров, расширение их кругозора и приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, воспитание у них высокой общей и профессиональной культуры.

77.4. Выработка у сотрудников устойчивости к влиянию деструктивной идеологии, негативному информационно-психологическому воздействию, формирование навыков распознавания в информационной среде контента ложного и провокационного характера.

77.5. Формирование знаний истории российской полиции, ее героев и традиций, понимания ее роли в жизни государства и общества, выработка на этой основе профессионально значимых нравственных качеств: верности служебному долгу, Присяге, гордости за принадлежность к органам внутренних дел.

77.6. Изучение требований законодательства о соблюдении прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел, освоение сотрудниками профессиональной поведенческой модели, основанной на уважении личного достоинства, готовности смело и решительно защищать законные интересы граждан, их жизнь, здоровье и имущество от преступных посягательств.

77.7. Освоение сотрудниками нравственно-этических основ служебной деятельности, деонтологических требований и правил службы в органах внутренних дел.

77.8. Изучение личным составом ограничений, запретов и требований, обусловленных правовым и моральным статусами сотрудника, формирование у сотрудников убежденности в необходимости соблюдения стандартов антикоррупционного поведения.

77.9. Сплочение служебных коллективов на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, этических норм, отношений дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимной доброжелательной требовательности, ответственности и чести.

78. Задачами психологического направления морально-психологической подготовки являются:

78.1. Изучение с руководителями всех уровней основ психологии личности и группы, психологических проблем функционирования служебных коллективов, путей и способов их разрешения.

78.2. Формирование и развитие профессионально значимых психологических качеств сотрудников: эмоционально-волевой устойчивости, наблюдательности, памяти, мышления, внимания.

78.3. Формирование профессиональной направленности личности сотрудника, устойчивой мотивации к профессиональной деятельности, дальнейшему профессиональному росту.

78.4. Обучение коммуникативным навыкам профессионального общения, умению использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач, в том числе в составе служебных нарядов, расчетов и функциональных групп.

78.5. Выработка и развитие психологической устойчивости, выдержки, самообладания, формирование навыков оказания психологической само- и взаимопомощи, мобилизации дополнительных психологических возможностей, снятия эмоционального напряжения, контроля проявления агрессии.

78.6. Формирование психологической готовности к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, отработка навыков быстрого принятия решения в экстремальных ситуациях.

78.7. Формирование и развитие психологических навыков и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудниками отдельных специальных и должностных групп.

78.8. Обучение оценке степени риска в ситуациях, связанных с угрозой жизни и здоровью сотрудника, а также формирование навыков самостоятельного преодоления психотравмирующих событий и отрицательных эмоциональных состояний.

78.9. Формирование навыков и умений выявления граждан с противоправными намерениями, прогнозирования их поведения и дальнейших профессионально грамотных действий.

78.10. Изучение национальных традиций, обычаев, этнопсихологических особенностей населения различных регионов и стран, их учет при обучении приемам взаимодействия с гражданами в ходе выполнения служебных обязанностей в повседневных и особых условиях.

78.11. Обучение сотрудников психологическим приемам и алгоритмам служебного поведения при осуществлении ими охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период проведения массовых общественно-политических и спортивных мероприятий, а также в условиях специальных правовых режимов.

79. Занятия по морально-психологической подготовке подразделяются на теоретические, практические, итоговые, а также самостоятельную работу.

80. Теоретические занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекции, семинара, учебного (учебно-методического) сбора, инструкторско-методического занятия, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

81. Практические занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме общего собрания, инструктажа, тренинга, дебрифинга, викторины, деловой игры, тренировки, экскурсии, просмотра тематического видеоконтента, презентации, а также в иных формах или их сочетаниях.

82. Практические занятия по морально-психологической подготовке интегрированы в повседневную деятельность органов, организаций, подразделений МВД России и могут проводиться как для закрепления знаний, навыков и умений, полученных на теоретических занятиях, так и для изучения отдельных тем.

83. Элементы теоретических и практических занятий по морально-психологической подготовке могут включаться в иные виды занятий по профессиональной служебной и физической подготовке, а также в иные мероприятия (инструктажи, тренировки, служебные совещания, просмотры фильмов, экскурсии).

84. Итоговое занятие по морально-психологической подготовке проводится по окончании учебного года в форме зачета.

85. Для участия в проведении занятий по морально-психологической подготовке ее организаторами могут приглашаться представители образовательных и научных организаций, органов государственной власти, общественных объединений, СМИ, религиозных организаций, представляющих традиционные конфессии, лидеры общественного мнения.

86. Занятия по морально-психологической подготовке с сотрудниками независимо от уровня их профессиональной служебной и физической подготовки проводятся не реже двух раз в месяц.

87. Продолжительность занятия по морально-психологической подготовке составляет 1 час.

88. При планировании занятий по морально-психологической подготовке для всех категорий сотрудников на учебный период для изучения тем базового курса выделяется не менее 25 часов, в том числе не менее 22 часов - на теоретические и практические занятия, 1 час - на резерв времени, 2 часа - на итоговое занятие.

89. Самостоятельная работа и элементы теоретических и практических занятий по морально-психологической подготовке, входящие в иные виды профессиональной служебной и физической подготовки, не включаются в расчет времени на морально-психологическую подготовку.

90. Рекомендуемый перечень тем по морально-психологической подготовке с указанием видов занятий, их элементов, а также перечень вопросов для формирования контрольных тестов разрабатываются ГУРЛС МВД России и включаются в организационно-методические указания по морально-психологической подготовке, направляемые в органы, организации и подразделения МВД России ежегодно до 1 декабря, либо направляются отдельными указаниями.

91. Расписание занятий по морально-психологической подготовке для каждой учебной группы составляется на квартал. В течение учебного года в расписание могут вноситься изменения или дополнения с учетом социально-политической обстановки и текущих оперативно-служебных задач.

92. Учет посещаемости занятий, итогов обучения и уровня подготовленности сотрудников ведется в журналах учета посещаемости занятий и успеваемости по профессиональной служебной и физической подготовке отдельно от других видов подготовки.

93. Уровень знаний по морально-психологической подготовке определяется:

93.1. На теоретических и практических занятиях в течение учебного года.

93.2. В ходе итоговых занятий по окончании учебного года.

93.3. При проверке органа, организации, подразделения МВД России.

94. Контроль и оценка эффективности занятий по морально-психологической подготовке осуществляется подразделением морально-психологического обеспечения, а при его отсутствии - должностным лицом, на которое возложена организация морально-психологического обеспечения.

95. Индивидуальные оценки сотрудникам по морально-психологической подготовке определяются с помощью контрольных тестовых заданий.

96. Индивидуальная оценка по морально-психологической подготовке руководителю и слушателям учебной группы определяется, исходя из результатов:

96.1. Не менее 80% положительных ответов - "удовлетворительно".

96.2. Менее 80% положительных ответов - "неудовлетворительно".

97. Сотрудники, не принимавшие участия в итоговых занятиях в связи с временной нетрудоспособностью, служебной командировкой, отпуском, за исключением сотрудников, находившихся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, обязаны в течение одного месяца после прекращения соответствующих обстоятельств пройти проверку уровня знаний по морально-психологической подготовке.

98. Сотрудники, получившие на итоговых занятиях оценку "неудовлетворительно", в течение одного месяца проходят повторную проверку уровня знаний по морально-психологической подготовке.

99. При оценке состояния морально-психологической подготовки учитываются:

99.1. Уровень сформированных знаний, практических навыков и умений у сотрудников, а также их взаимосвязь с показателями оперативно-служебной деятельности и личной дисциплинированностью сотрудников.

99.2. Качество и регулярность проводимых занятий, полнота выполнения учебной программы.

99.3. Участие руководящего состава в учебном процессе.

99.4. Посещаемость занятий сотрудниками.

99.5. Наличие организационных и методических недостатков, их причины.

99.6. Наличие и состояние учебно-материальной базы, материально-технического обеспечения морально-психологической подготовки.

99.7. Состояние учетно-отчетной документации (организационный приказ, журналы учета посещаемости занятий, успеваемости по профессиональной служебной и физической подготовке, расписания занятий, примерный расчет часов по морально-психологической подготовке, учебно-методические материалы по темам занятий).