72. Морально-психологическая подготовка осуществляется в целях формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих высокий уровень морально-психологической готовности сотрудников к осознанному выполнению оперативно-служебных задач и морально-психологической устойчивости в любых условиях оперативной, криминогенной и военной обстановки.
73. Морально-психологическая подготовка носит комплексный характер и интегрируется в систему профессиональной служебной и физической подготовки <3>.
--------------------------------
<3> Приказ МВД России от 2 февраля 2024 г. N 44 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 12 марта 2024 г., регистрационный N 77488).
74. Организационными принципами морально-психологической подготовки являются:
74.1. Обеспечение комплексного подхода в формировании морально-политических и психологических качеств и свойств личности.
74.2. Интегрированность во все виды и формы профессиональной служебной и физической подготовки.
74.3. Сочетание теоретических, практических занятий и самостоятельной работы.
75. Морально-психологическая подготовка подразделяется на общую, специальную и целевую.
75.1. Общая морально-психологическая подготовка включает базовый курс занятий для всех категорий сотрудников в условиях повседневной оперативно-служебной деятельности на месте постоянной дислокации, а также в период подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
75.2. Специальная морально-психологическая подготовка проводится на основе базового курса занятий с включением тем, вопросов или элементов, определяемых спецификой оперативно-служебной деятельности сотрудников отдельных специальностей и должностных групп, в первую очередь в подразделениях, осуществляющих непосредственную борьбу с преступностью и охрану общественного порядка.
75.3. Целевая морально-психологическая подготовка проводится с сотрудниками, привлекаемыми к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях по специальным программам и планам за счет дополнительного бюджета времени.
76. Морально-психологическая подготовка осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: морально-политическому и психологическому.
77. Задачами морально-политического направления морально-психологической подготовки являются:
77.1. Изучение личным составом положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, государственных документов стратегического планирования в сфере обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, понимание и поддержка сотрудниками политики, проводимой государством.
77.2. Доведение до личного состава решений Министра, приказов МВД России, касающихся вопросов реализации государственной политики в сфере внутренних дел.
77.3. Формирование у сотрудников государственно-патриотических мировоззренческих ориентиров, расширение их кругозора и приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, воспитание у них высокой общей и профессиональной культуры.
77.4. Выработка у сотрудников устойчивости к влиянию деструктивной идеологии, негативному информационно-психологическому воздействию, формирование навыков распознавания в информационной среде контента ложного и провокационного характера.
77.5. Формирование знаний истории российской полиции, ее героев и традиций, понимания ее роли в жизни государства и общества, выработка на этой основе профессионально значимых нравственных качеств: верности служебному долгу, Присяге, гордости за принадлежность к органам внутренних дел.
77.6. Изучение требований законодательства о соблюдении прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел, освоение сотрудниками профессиональной поведенческой модели, основанной на уважении личного достоинства, готовности смело и решительно защищать законные интересы граждан, их жизнь, здоровье и имущество от преступных посягательств.
77.7. Освоение сотрудниками нравственно-этических основ служебной деятельности, деонтологических требований и правил службы в органах внутренних дел.
77.8. Изучение личным составом ограничений, запретов и требований, обусловленных правовым и моральным статусами сотрудника, формирование у сотрудников убежденности в необходимости соблюдения стандартов антикоррупционного поведения.
77.9. Сплочение служебных коллективов на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, этических норм, отношений дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимной доброжелательной требовательности, ответственности и чести.
78. Задачами психологического направления морально-психологической подготовки являются:
78.1. Изучение с руководителями всех уровней основ психологии личности и группы, психологических проблем функционирования служебных коллективов, путей и способов их разрешения.
78.2. Формирование и развитие профессионально значимых психологических качеств сотрудников: эмоционально-волевой устойчивости, наблюдательности, памяти, мышления, внимания.
78.3. Формирование профессиональной направленности личности сотрудника, устойчивой мотивации к профессиональной деятельности, дальнейшему профессиональному росту.
78.4. Обучение коммуникативным навыкам профессионального общения, умению использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач, в том числе в составе служебных нарядов, расчетов и функциональных групп.
78.5. Выработка и развитие психологической устойчивости, выдержки, самообладания, формирование навыков оказания психологической само- и взаимопомощи, мобилизации дополнительных психологических возможностей, снятия эмоционального напряжения, контроля проявления агрессии.
78.6. Формирование психологической готовности к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, отработка навыков быстрого принятия решения в экстремальных ситуациях.
78.7. Формирование и развитие психологических навыков и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудниками отдельных специальных и должностных групп.
78.8. Обучение оценке степени риска в ситуациях, связанных с угрозой жизни и здоровью сотрудника, а также формирование навыков самостоятельного преодоления психотравмирующих событий и отрицательных эмоциональных состояний.
78.9. Формирование навыков и умений выявления граждан с противоправными намерениями, прогнозирования их поведения и дальнейших профессионально грамотных действий.
78.10. Изучение национальных традиций, обычаев, этнопсихологических особенностей населения различных регионов и стран, их учет при обучении приемам взаимодействия с гражданами в ходе выполнения служебных обязанностей в повседневных и особых условиях.
78.11. Обучение сотрудников психологическим приемам и алгоритмам служебного поведения при осуществлении ими охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период проведения массовых общественно-политических и спортивных мероприятий, а также в условиях специальных правовых режимов.
79. Занятия по морально-психологической подготовке подразделяются на теоретические, практические, итоговые, а также самостоятельную работу.
80. Теоретические занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекции, семинара, учебного (учебно-методического) сбора, инструкторско-методического занятия, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
81. Практические занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме общего собрания, инструктажа, тренинга, дебрифинга, викторины, деловой игры, тренировки, экскурсии, просмотра тематического видеоконтента, презентации, а также в иных формах или их сочетаниях.
82. Практические занятия по морально-психологической подготовке интегрированы в повседневную деятельность органов, организаций, подразделений МВД России и могут проводиться как для закрепления знаний, навыков и умений, полученных на теоретических занятиях, так и для изучения отдельных тем.
83. Элементы теоретических и практических занятий по морально-психологической подготовке могут включаться в иные виды занятий по профессиональной служебной и физической подготовке, а также в иные мероприятия (инструктажи, тренировки, служебные совещания, просмотры фильмов, экскурсии).
84. Итоговое занятие по морально-психологической подготовке проводится по окончании учебного года в форме зачета.
85. Для участия в проведении занятий по морально-психологической подготовке ее организаторами могут приглашаться представители образовательных и научных организаций, органов государственной власти, общественных объединений, СМИ, религиозных организаций, представляющих традиционные конфессии, лидеры общественного мнения.
86. Занятия по морально-психологической подготовке с сотрудниками независимо от уровня их профессиональной служебной и физической подготовки проводятся не реже двух раз в месяц.
87. Продолжительность занятия по морально-психологической подготовке составляет 1 час.
88. При планировании занятий по морально-психологической подготовке для всех категорий сотрудников на учебный период для изучения тем базового курса выделяется не менее 25 часов, в том числе не менее 22 часов - на теоретические и практические занятия, 1 час - на резерв времени, 2 часа - на итоговое занятие.
89. Самостоятельная работа и элементы теоретических и практических занятий по морально-психологической подготовке, входящие в иные виды профессиональной служебной и физической подготовки, не включаются в расчет времени на морально-психологическую подготовку.
90. Рекомендуемый перечень тем по морально-психологической подготовке с указанием видов занятий, их элементов, а также перечень вопросов для формирования контрольных тестов разрабатываются ГУРЛС МВД России и включаются в организационно-методические указания по морально-психологической подготовке, направляемые в органы, организации и подразделения МВД России ежегодно до 1 декабря, либо направляются отдельными указаниями.
91. Расписание занятий по морально-психологической подготовке для каждой учебной группы составляется на квартал. В течение учебного года в расписание могут вноситься изменения или дополнения с учетом социально-политической обстановки и текущих оперативно-служебных задач.
92. Учет посещаемости занятий, итогов обучения и уровня подготовленности сотрудников ведется в журналах учета посещаемости занятий и успеваемости по профессиональной служебной и физической подготовке отдельно от других видов подготовки.
93. Уровень знаний по морально-психологической подготовке определяется:
93.1. На теоретических и практических занятиях в течение учебного года.
93.2. В ходе итоговых занятий по окончании учебного года.
93.3. При проверке органа, организации, подразделения МВД России.
94. Контроль и оценка эффективности занятий по морально-психологической подготовке осуществляется подразделением морально-психологического обеспечения, а при его отсутствии - должностным лицом, на которое возложена организация морально-психологического обеспечения.
95. Индивидуальные оценки сотрудникам по морально-психологической подготовке определяются с помощью контрольных тестовых заданий.
96. Индивидуальная оценка по морально-психологической подготовке руководителю и слушателям учебной группы определяется, исходя из результатов:
96.1. Не менее 80% положительных ответов - "удовлетворительно".
96.2. Менее 80% положительных ответов - "неудовлетворительно".
97. Сотрудники, не принимавшие участия в итоговых занятиях в связи с временной нетрудоспособностью, служебной командировкой, отпуском, за исключением сотрудников, находившихся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, обязаны в течение одного месяца после прекращения соответствующих обстоятельств пройти проверку уровня знаний по морально-психологической подготовке.
98. Сотрудники, получившие на итоговых занятиях оценку "неудовлетворительно", в течение одного месяца проходят повторную проверку уровня знаний по морально-психологической подготовке.
99. При оценке состояния морально-психологической подготовки учитываются:
99.1. Уровень сформированных знаний, практических навыков и умений у сотрудников, а также их взаимосвязь с показателями оперативно-служебной деятельности и личной дисциплинированностью сотрудников.
99.2. Качество и регулярность проводимых занятий, полнота выполнения учебной программы.
99.3. Участие руководящего состава в учебном процессе.
99.4. Посещаемость занятий сотрудниками.
99.5. Наличие организационных и методических недостатков, их причины.
99.6. Наличие и состояние учебно-материальной базы, материально-технического обеспечения морально-психологической подготовки.
99.7. Состояние учетно-отчетной документации (организационный приказ, журналы учета посещаемости занятий, успеваемости по профессиональной служебной и физической подготовке, расписания занятий, примерный расчет часов по морально-психологической подготовке, учебно-методические материалы по темам занятий).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей