Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

II. Организация политико-воспитательной работы

18. Политико-воспитательная работа осуществляется руководителями (начальниками), иными должностными лицами и общественными объединениями и направлена на формирование личности сотрудника как гражданина, патриота и профессионала, а также на закрепление в его сознании соответствующих знаний, ценностных ориентиров, взглядов, убеждений, установок и чувств.

19. Политико-воспитательная работа основывается на принципах:

19.1. Целенаправленности воспитания.

19.2. Непрерывности и комплексности воспитания.

19.3. Воспитания в ходе повседневной деятельности и в интересах службы.

19.4. Воспитания личности в служебном коллективе и через коллектив.

19.5. Индивидуального и дифференцированного подхода.

19.6. Сочетания высокой требовательности к подчиненным с уважением их прав и личного достоинства.

19.7. Личной примерности должностных лиц, осуществляющих воспитательный процесс.

19.8. Опоры на положительное в объекте воспитания.

19.9. Гуманизации воспитания.

20. Основными направлениями политико-воспитательной работы являются:

20.1. Патриотическое воспитание.

20.2. Профессиональное воспитание.

20.3. Правовое воспитание.

20.4. Духовно-нравственное воспитание.

20.5. Этическое воспитание.

21. При организации политико-воспитательной работы решаются задачи:

21.1. Формирование у сотрудников государственно-правового мировоззрения, чувств патриотизма и личной ответственности за судьбу Отечества, знания и уважения его истории и культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

21.2. Разъяснение личному составу решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра, достижение глубокого понимания и поддержки сотрудниками политики, проводимой государством в сфере обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

21.3. Воспитание у личного состава чувства гордости за принадлежность к профессии, верности Присяге, многовековым профессиональным традициям.

21.4. Развитие у сотрудников нравственной мотивации к добросовестному труду, повышению образовательного уровня и совершенствованию профессионального мастерства.

21.5. Воспитание у личного состава общей и профессиональной культуры, уважительного отношения к правам, свободам и личному достоинству граждан, соблюдение им норм профессиональной этики при общении с ними.

21.6. Противодействие распространению деструктивной идеологии, формирование у сотрудников устойчивости к негативному информационно-психологическому воздействию, развитие критического мышления и культуры работы с информацией.

21.7. Формирование и развитие у сотрудников стремления к совершенствованию профессионального мастерства, изучение, обобщение и распространение положительного опыта оперативно-служебной деятельности.

21.8. Поддержка институтов гражданского общества и общественных проектов в области патриотического воспитания и сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение участия в них личного состава.

21.9. Воспитание у сотрудников нравственной мотивации к строгому и точному соблюдению требований законодательства Российской Федерации.

22. Основными методами политико-воспитательной работы являются:

22.1. Личный пример (воздействие руководителя на сознание, чувства и волю подчиненных, при котором его поведение и профессиональная деятельность становятся образцом для подражания, стимулом к совершенствованию и основой для формирования духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок сотрудников).

22.2. Убеждение (разностороннее воздействие на разум, чувства и волю сотрудника с целью формирования твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по обсуждаемому вопросу, формирования у него требуемых качеств и установок).

22.3. Соревнование (обеспечение условий для профессионального развития личности сотрудника, формирования умений и навыков путем здорового соперничества в определенных видах служебной деятельности).

22.4. Поощрение (положительная эмоциональная оценка начальником успешно производимых действий и нравственных поступков подчиненного, стимулирование его к дальнейшей успешной деятельности).

22.5. Критика действий, поступков (выявление и разъяснение недостатков в служебной деятельности сотрудника (служебного коллектива) и поведении в быту, побуждение к их исправлению и недопущению).

23. Основными формами политико-воспитательной работы являются:

23.1. Лекция.

23.2. Доклад.

23.3. Беседа.

23.4. Общее собрание сотрудников, собрание сотрудников по категориям.

23.5. Митинг.

23.6. Служебное совещание.

23.7. Инструктивное занятие (инструктаж).

23.8. Чествование лучших сотрудников.

23.9. Встреча с деятелями культуры и искусства, представителями органов государственной власти, местного самоуправления, традиционных религиозных конфессий и общественных объединений.

23.10. Демонстрация тематического фото-, видео- или графического контента.

23.11. Диспут.

23.12. Дискуссия.

23.13. Викторина.

23.14. Экскурсия.

23.15. Научно-практическая конференция.

23.16. Проектная сессия.

23.17. Отражение в средствах наглядного информирования, средствах массовой информации <1>, на официальных сайтах и в социальных сетях знаменательных событий и героических поступков, совершенных сотрудниками органов внутренних дел.

--------------------------------

<1> Далее - "СМИ".

23.18. Конкурсно-оценочные мероприятия.

24. В целях сохранения и развития профессиональных традиций в органах, организациях, подразделениях МВД России проводятся служебные церемонии и ритуалы:

24.1. Подъем (спуск) Государственного флага Российской Федерации, исполнение Государственного гимна Российской Федерации.

24.2. Общий развод нарядов (сил и средств) для заступления на службу по охране общественного порядка в населенном пункте.

24.3. Торжественное возложение венков, цветов к мемориалам, памятникам и могилам сотрудников, погибших при исполнении служебного долга.

24.4. Приведение к Присяге, вручение служебных удостоверений и личного табельного оружия.

24.5. Выпуск специалистов для органов внутренних дел образовательными организациями МВД России.

24.6. Вручение органам, организациям, подразделениям МВД России государственных наград, знамен и вымпелов.

24.7. Торжественные мероприятия, приуроченные к присвоению почетных наименований органам, организациям, подразделениям МВД России.

24.8. Вручение сотрудникам государственных наград и ведомственных знаков отличия.

24.9. Чествование сотрудников, уволенных со службы в органах внутренних дел.

24.10. Проводы и встречи личного состава подразделений, направляемых для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.

24.11. Религиозные ритуалы освящения оружия, знамен, специальной техники, служебных помещений и других материальных объектов.

24.12. Отдание почестей при погребении умерших или погибших сотрудников.

25. Политико-воспитательная работа по объектам воспитания подразделяется на виды:

25.1. Индивидуальную.

25.2. С группами сотрудников.

25.3. С отдельными категориями сотрудников.

25.4. Массовую.

26. Субъектами политико-воспитательной работы являются руководители (начальники), заместители руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, курирующие работу с личным составом, руководители (начальники), сотрудники подразделений морально-психологического обеспечения (подразделений по работе с личным составом), руководители (начальники) структурных подразделений органов, организаций, подразделений МВД России, а также иные должностные лица, на которых возложены функции морально-психологического обеспечения.

27. В образовательных организациях МВД России субъектами политико-воспитательной работы также являются профессорско-преподавательский (преподавательский) состав, начальники факультетов, курсов, их заместители, командиры взводов, их заместители, командиры отделений.

28. Индивидуальная воспитательная работа реализуется путем персонифицированного и целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение сотрудника с учетом его личностных и профессиональных качеств.

29. Обязанность по организации и проведению индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками возлагается на их непосредственных руководителей (начальников).

30. Основными направлениями индивидуальной воспитательной работы являются:

30.1. Изучение индивидуальных особенностей личности подчиненного сотрудника, в том числе его уровня развития, направленности, характера, способностей, интересов, устремлений, потребностей.

30.2. Формирование профессионально значимых личностных качеств, установок, мотивации успешной служебной деятельности, профессионального роста.

30.3. Обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах службы.

30.4. Содействие сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, а также в решении проблем (вопросов) профессионального становления.

30.5. Организация социальной, правовой и психологической помощи сотрудникам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

30.6. Подготовка сотрудников к самостоятельной служебной деятельности (в том числе в особых условиях).

30.7. Оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, в том числе нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

31. Мероприятия психологического сопровождения осуществляются с сотрудниками и в сроки:

31.1. Имеющими по результатам профессионального психологического отбора третью категорию профессиональной пригодности (в том числе курсантами (слушателями) образовательных организаций МВД России) - не менее 6 месяцев.

31.2. Имеющими низкие адаптационные способности к условиям оперативно-служебной (учебной) деятельности, признаками нервно-психической неустойчивости - не менее 3 месяцев.

31.3. Имеющими низкий социометрический статус, находящимися в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии, в том числе обусловленном применением оружия, получением ранения, травмы, увечья, острой конфликтной ситуацией, гибелью родственников или близких лиц, - не менее 3 месяцев.

31.4. Склонными к аддиктивному поведению - не менее 3 месяцев.

31.5. Совершившими грубые нарушения служебной дисциплины или нарушения служебной дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме, - не менее 1 месяца.

32. Основными формами индивидуальной воспитательной работы являются:

32.1. Индивидуальные беседы (ознакомительные, поддерживающие, корректирующие).

32.2. Психолого-педагогическое наблюдение.

32.3. Изучение документов, характеризующих сотрудника, обобщение мнений о нем его руководителей и сослуживцев.

32.4. Анализ результатов служебной деятельности сотрудника, соблюдения им служебной дисциплины и законности.

32.5. Индивидуальные задания и поручения с анализом и обсуждением качества их исполнения.

32.6. Заслушивание сотрудника по вопросам служебной деятельности на оперативных совещаниях и общих собраниях.

32.7. Адресная помощь.

32.8. Положительный пример.

32.9. Оценка и комментирование действий (поступков).

32.10. Поздравление (чествование) сотрудника в связи со знаменательными датами и событиями в служебной деятельности и личной жизни.

32.11. Посещение места жительства сотрудника с его согласия.

33. При выборе форм индивидуальной воспитательной работы учитываются рекомендации психологов <1>, данные исследований социально-психологического климата в служебном коллективе.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 1259 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации".

34. Руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России организует индивидуальную воспитательную работу, оценивает ее эффективность и результаты при принятии управленческих, организационных и кадровых решений.

35. Заместитель начальника территориального органа МВД России, курирующий работу с личным составом, заместитель начальника образовательной организации МВД России (по работе с личным составом), руководитель подразделения по работе с личным составом, должностное лицо, на которое возложены функции морально-психологического обеспечения:

35.1. Организует проведение методических занятий с лицами, осуществляющими индивидуальную воспитательную работу.

35.2. Анализирует состояние и результативность индивидуальной воспитательной работы, обеспечивает контроль и помощь в ее проведении.

35.3. Обеспечивает своевременное выявление сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, социальной, психологической и правовой помощи, организует проведение необходимых мероприятий.

35.4. Обеспечивает изучение, обобщение и распространение положительного опыта индивидуальной воспитательной работы.

35.5. Обеспечивает согласованность действий субъектов индивидуальной воспитательной работы, использование психологических подходов и методов в ее проведении.

35.6. Докладывает руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России о ходе и результатах индивидуальной воспитательной работы.

36. Мероприятия индивидуальной воспитательной работы вносятся проводящими их лицами в карту индивидуальной воспитательной работы в отношении следующих категорий сотрудников:

36.1. Впервые принятых на службу в органы внутренних дел - в течение первого года службы.

36.2. Нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании - постоянно, до исключения сотрудника из указанной категории.

36.3. Неоднократно нарушавших служебную дисциплину или совершавших административные правонарушения, в том числе в области Правил дорожного движения, - до снятия наложенного взыскания или до истечения срока, указанного в статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

37. В случае перевода (увольнения) руководителя (начальника), осуществляющего индивидуальную воспитательную работу, имеющиеся у него карты индивидуальной воспитательной работы передаются в подразделение по работе с личным составом для дальнейшей передачи вновь назначенному руководителю (начальнику).

38. В карте индивидуальной воспитательной работы указываются сведения, необходимые для проведения индивидуальной воспитательной работы, а также данные о проведенных мероприятиях и их результаты.

39. Карта индивидуальной воспитательной работы по окончании ее ведения (в том числе в случае увольнения, перевода сотрудника в другой орган, организацию, подразделение МВД России, отчисления из образовательной организации МВД России высшего образования или ее окончания обучающимся по очной форме обучения) хранится в подразделении делопроизводства и режима.

40. В случае перевода сотрудника в иное структурное подразделение органа, организации, подразделения МВД России карта индивидуальной воспитательной работы передается его новому руководителю.

41. Информационно-пропагандистская работа направлена на формирование у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, а также личностных качеств, обеспечивающих морально-психологическую готовность к выполнению оперативно-служебных задач, посредством доведения и разъяснения информации.

42. Основными задачами информационно-пропагандистской работы являются:

42.1. Разъяснение политики, проводимой государством по защите национальных интересов России, обеспечению ее суверенитета и территориальной целостности, информирование личного состава о значимых общественно-политических событиях в стране и регионе.

42.2. Формирование у сотрудников активной гражданской позиции, разъяснение их конституционных прав.

42.3. Укрепление доверия сотрудников к институтам государства, изучение структуры и механизмов функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.

42.4. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической правды в отношении фактов и событий отечественной истории и истории российской полиции.

42.5. Рассмотрение актуальных вопросов обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка, противодействия преступности, иных задач, стоящих перед органами внутренних дел в связи с общественно-политической, военной и оперативной обстановкой в стране и регионе.

42.6. Разоблачение деструктивной идеологии, распространяемой в информационном пространстве, противодействие попыткам негативного информационно-психологического воздействия на личный состав, формирование у сотрудников устойчивости к информационно-психологическим атакам.

42.7. Пропаганда примеров мужества и героизма сотрудников, их смелых и решительных действий при выполнении служебного и гражданского долга.

43. Информационно-пропагандистская работа, помимо указанных в пункте 23 настоящего Положения, проводится также в формах:

43.1. Информирование по общественно-политической тематике (еженедельное и оперативное).

43.2. Информационно-пропагандистская акция.

43.3. Наглядно-художественное оформление актуальной информации в расположении органа, организации, подразделения МВД России.

43.4. Анализ публикаций и контента в СМИ, на информационно-телекоммуникационных ресурсах, их использование в интересах выполнения задач информационно-пропагандистской работы.

43.5. Подготовка комментируемых обзоров информационных материалов о деятельности органов внутренних дел, публикуемых в СМИ, на информационно-телекоммуникационных ресурсах.

43.6. Создание и распространение среди сотрудников мультимедийных продуктов, направленных на патриотическое и профессионально-этическое воспитание.

43.7. Создание документальных фильмов, теле- и радиопередач, произведений литературы, изобразительного и музыкального искусства агитационно-пропагандистского (контрпропагандистского) характера.

44. Единый день государственно-правового информирования является комплексной формой политико-воспитательной, информационно-пропагандистской работы и включает мероприятия:

44.1. Информирование по общественно-политической тематике.

44.2. Занятие в системе морально-психологической подготовки.

44.3. Выступление руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, представителей образовательных и научных организаций, органов государственной власти, общественных объединений, СМИ, религиозных организаций, представляющих традиционные конфессии, лидеров общественного мнения.

44.4. Доведение информационных материалов о состоянии служебной дисциплины и законности в органе, организации, подразделении МВД России.

44.5. Демонстрацию тематического медиаконтента, мультимедийных презентаций.

44.6. Встречи личного состава с ветеранами органов внутренних дел, сотрудниками, отличившимися при выполнении служебного долга, представителями органов государственной власти, институтов гражданского общества.

45. Тематика мероприятий единых дней государственно-правового информирования разрабатывается ГУРЛС МВД России ежемесячно, с указанием форм их проведения, а также с учетом важнейших общественно-политических событий, решений руководства страны и МВД России, особенностей оперативно-служебной деятельности, общественно-политической, военной и оперативной обстановки.

46. Единый день государственно-правового информирования в органах, организациях, подразделениях МВД России проводится ежемесячно.

47. Продолжительность единого дня государственно-правового информирования определяет руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России с учетом планируемых мероприятий.

48. Руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России, его заместители и руководители (начальники) структурных подразделений при выездах в подчиненные органы, организации, подразделения МВД России принимают личное участие в проведении единых дней государственно-правового информирования.

49. Учет проводимых мероприятий в рамках единого дня государственно-правового информирования ведется в журналах учета посещаемости занятий и успеваемости по профессиональной служебной и физической подготовке в соответствующих разделах.