Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.2. Техники оценки

4.2.1. Проведение выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица осуществляется для получения подтверждения того, что орган инспекции соблюдает требования Критериев аккредитации, применяемых требований стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 и обязательных документов ILAC (если применимо) и способен продемонстрировать компетентность в заявленной (расширяемой) или утвержденной области аккредитации.

4.2.2. При проведении выездной оценки органа инспекции могут применяться разные техники оценки или их комбинация, включая:

- оценку по месту (местам) осуществления деятельности;

- удаленную оценку;

- свидетельскую оценку (в том числе методом моделирования процесса);

- анализ документов;

- анализ инспекционных дел;

- интервьюирование;

- альтернативную оценку соответствия.

4.2.3. В целях выполнения требований Критериев аккредитации и обязательных документов ILAC для проведения оценки компетентности органа инспекции по всем видам деятельности в заявленной (расширяемой) или утвержденной области аккредитации проводится комбинирование выездной оценки с другими техниками оценки:

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду СМ N 03.1-1.0007, а не СМ N 03.1-1.007.

- оценка системы менеджмента органа инспекции посредством оценки по месту (местам) осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) или утвержденной области аккредитации; анализа документов, интервьюирования, удаленной оценки (в случаях, предусмотренных документом СМ N 03.1-1.007);

- оценка в соответствии с заявленной/утвержденной областью аккредитации органа инспекции и персонала посредством оценки по месту(ам) осуществления деятельности в области аккредитации, интервьюирования, свидетельской оценки (в том числе методом моделирования), анализа результатов проведения инспекции, анализа документов, удаленной оценки.

4.2.4. Удаленная оценка органа инспекции проводится с использованием информационно-коммуникативных технологий в соответствии с документом СМ N 03.1-1.007.

4.2.5. Анализ документов проводится по месту (местам) осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) или утвержденной области аккредитации органа инспекции либо удаленно (в обоснованных случаях в соответствии с документом СМ N 03.1-1.007) по процедурам и процессам системы менеджмента органа инспекции с целью проверки их выполнения в соответствии с Критериями аккредитации, требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 и др. дополнительных стандартов, требованиями внутренних документов органа инспекции и оценки результативности функционирования системы менеджмента органа инспекции.

4.2.6. Анализ инспекционных дел может проводиться по месту (местам) осуществления деятельности органа инспекции либо удаленно (в обоснованных случаях в соответствии с документом СМ N 03.1-1.007), а также, по согласованию, на территории заказчика органа инспекции включает в себя оценку компетентности персонала органа инспекции для проведения работ по инспекции по выбранному из заявленной (расширяемой) или утвержденной области аккредитации репрезентативному объекту оценки. В ходе данной оценки проводится анализ и оценка записей и документации, относящихся к конкретному инспекционному делу, с целью подтверждения внедрения и соблюдения в органе инспекции соответствующих процедур инспекции. Техника анализа инспекционных дел используется при проведении процедуры подтверждения компетентности органа инспекции. При аккредитации и расширении области аккредитации оценка органа инспекции техникой анализа инспекционных дел не осуществляется.

4.2.7. Интервьюирование проводится экспертной группой с целью оценки компетентности персонала органа инспекции, подтверждения наличия требуемых знаний и навыков. При этом работникам органа инспекции может быть предложено выполнение тестовых заданий, ситуационных задач, могут быть заданы уточняющие вопросы.

4.2.8. Свидетельская оценка выполняется путем наблюдения за выполнением заявителем, аккредитованным лицом работ и (или) оказанием ими услуг в соответствии с заявленной/утвержденной областью аккредитации, осуществляемое экспертной группой в рамках выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и (или) должностными лицами Росаккредитации в рамках выездных мероприятий.

В ходе свидетельской оценки наблюдение может быть выполнено экспертной группой и должностными лицами Росаккредитации (в случае их участия) за полным этапом процесса выполнения работ по оцениванию системы менеджмента качества или его частью.

Целью проведения свидетельской оценки является получение уверенности в компетентности персонала органа инспекции в рамках заявленной/утвержденной области аккредитации.

Свидетельская оценка осуществляется на территории заказчика органа инспекции или удаленно с использованием информационно-коммуникативных технологий в соответствии с IAF ID 12:2023 и IAF MD 4:2023, в ходе которой наблюдатели (экспертная группа, должностные лица Росаккредитации) без вмешательства в процесс и влияния на результаты наблюдают за проведением работ сотрудниками органа инспекции.

Свидетельская оценка проводится в виде удаленной оценки в случаях:

а) действующих ограничений на передвижение внутри страны (региона);

б) невозможности проведения свидетельской оценки по месту (местам) осуществления заявителем (аккредитованным лицом) деятельности в заявленной/утвержденной области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем о выполнении работ и (или) оказании услуг, или лица, заключившего договор с аккредитованным лицом о выполнении работ и (или) оказании услуг, в связи с удаленностью расположения территории указанных лиц, в том числе с отсутствием транспортного сообщения с территорией указанных лиц в запланированный период проведения свидетельской оценки;

в) невозможности завершения выездной оценки на месте осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица) вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при таких условиях обстоятельств (форс-мажорные обстоятельства);

г) принятия органами государственной власти решений, связанных с мерами безопасности и охраны здоровья населения;

д) отсутствия случаев, предусмотренных пунктом 19 Правил формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, включая случаи проведения удаленной оценки, случаи и порядок проведения свидетельской оценки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 2050;

е) в иных случаях, установленных законодательством РФ.

Свидетельская оценка не проводится в виде удаленной оценки в следующих случаях:

а) отсутствие у заявителя (аккредитованного лица) технической возможности использования программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видео-конференц-связь (при представлении в национальный орган по аккредитации информации, подтверждающей отсутствие такой возможности);

б) наличие у заявителя (аккредитованного лица) внутренних правил, предусматривающих запрет на видеосъемку и аудиозапись в связи с осуществлением деятельности со сведениями, составляющими государственную тайну (при представлении в национальный орган по аккредитации подтверждающих документов).

4.2.9. Альтернативная оценка соответствия в отношении аккредитованных лиц проводится в случае отсутствия у органов инспекции за цикл аккредитации несоответствий и изменений в документах и сведениях.

Данная техника применяется для подтверждения у аккредитованных органов инспекции цикла аккредитации.

В ходе данной оценки проводится анализ документов и сведений, представленных аккредитованным лицом при предыдущих оценках и результатов деятельности (в том числе документов по персоналу, оборудованию, помещениям), направленных органом инспекции в Росаккредитацию посредством федеральной государственной информационной системы в области аккредитации.