Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.

IX. Положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с настоящей Программой, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них

IX. Положения, соблюдение которых является обязательным

в соответствии с настоящей Программой, если такие положения

не предусмотрены актами общего регулирования

или отличаются от них

10. До дня подачи документов, указанных в пункте 12 настоящей Программы, в испытательную лабораторию субъект экспериментального правового режима должен застраховать и поддерживать застрахованным в период эксплуатации в рамках настоящего экспериментального правового режима высокоавтоматизированного транспортного средства риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в пользу третьих лиц на сумму 10 млн. рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного транспортного средства.

11. Субъект экспериментального правового режима обращается в испытательную лабораторию с целью получения в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии. При этом заключение о соответствии считается полученным:

в отношении конкретной единицы высокоавтоматизированного транспортного средства 1 категории в случае, если в отношении него ранее было получено заключение о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, предусмотренное Положением о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 1415 "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств" (далее - Положение о проведении эксперимента по опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств);

в отношении конкретной единицы высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории в случае, если в отношении него ранее было получено заключение о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, предусмотренное Положением о проведении эксперимента по опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, и субъектом экспериментального правового режима представлена в испытательную лабораторию, выдавшую указанное заключение, декларация о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства в соответствии с рекомендуемой формой, предусмотренной приложением N 1.

12. В целях проведения испытательной лабораторией оценки соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства требованиям, установленным пунктом 16 настоящей Программы, субъект экспериментального правового режима представляет в испытательную лабораторию:

а) заявку на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии, содержащую сведения об экземпляре высокоавтоматизированного транспортного средства или партии высокоавтоматизированных транспортных средств (марка, модель, идентификационный номер (VIN), государственный регистрационный знак, серия, номер, дата и место выдачи паспорта транспортного средства, техническое описание транспортного средства (только в случаях, предусмотренных положениями технического регламента);

б) декларацию о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства в соответствии с рекомендуемой формой, предусмотренной приложением N 1 к настоящей Программе;

в) копию документа, подтверждающего право собственности на высокоавтоматизированное транспортное средство, либо документа, подтверждающего право владения высокоавтоматизированным транспортным средством;

г) высокоавтоматизированное транспортное средство.

В случае если оценка соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства требованиям, установленным пунктом 16 настоящей Программы, осуществляется в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств, испытательная лаборатория случайным образом отбирает один экземпляр высокоавтоматизированного транспортного средства из соответствующей партии.

13. Проведение испытательной лабораторией оценки соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства включает в себя:

а) проверку полноты представленных субъектом экспериментального правового режима в соответствии с пунктом 12 настоящей Программы документов и содержащихся в них сведений;

б) оценку высокоавтоматизированного транспортного средства на соответствие требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 16 настоящей Программы;

в) выдачу заключения о соответствии в случае соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства либо партии высокоавтоматизированных транспортных средств требованиям, установленным пунктом 16 настоящей Программы, или отказ в выдаче заключения о соответствии в случае несоответствия указанным требованиям (в случае если эксперимент планируется осуществлять в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств - также с указанием перечня транспортных средств, составляющих указанную партию, допуск которых к участию в эксперименте планируется осуществлять).

14. Требования, указанные в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра, применяются в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства с учетом установленного на него дополнительного оборудования, однако само дополнительное оборудование, установленное на высокоавтоматизированное транспортное средство, не подлежит проверке в рамках технического осмотра при условии наличия заключения о соответствии в отношении проверяемого высокоавтоматизированного транспортного средства.

15. Министерство внутренних дел Российской Федерации на основании заключения о соответствии вносит запись об отнесении соответствующего транспортного средства к высокоавтоматизированному транспортному средству в целях участия в экспериментальном правовом режиме в графу "особые отметки" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточку учета транспортного средства и указывает ограничения по эксплуатации такого транспортного средства исключительно на срок действия экспериментального правового режима.

Внесение изменений в регистрационные данные высокоавтоматизированного транспортного средства в соответствии с настоящим пунктом либо пунктом 14 Положения о проведении эксперимента по опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств является основанием для допуска к участию такого высокоавтоматизированного транспортного средства в дорожном движении в рамках экспериментального правового режима.

16. Высокоавтоматизированное транспортное средство должно соответствовать следующим требованиям безопасности:

а) обязательные требования, установленные техническим регламентом и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г;

б) наличие установленной автоматизированной системы управления в высокоавтоматизированном транспортном средстве, которая:

обеспечивает соблюдение правил дорожного движения;

осуществляет контроль дорожно-транспортной обстановки средствами технического зрения, безопасно и предсказуемо взаимодействует с другими участниками дорожного движения;

безопасным образом реагирует на ошибки, допускаемые другими участниками дорожного движения, в целях сведения до минимума потенциальных последствий таких ошибок;

имеет возможность диагностирования неисправностей автоматизированной системы управления на любом этапе эксплуатации;

действует только в пределах установленной среды штатной эксплуатации;

в состоянии создавать условия, которые обеспечивают минимальный возможный уровень риска в случае сбоя в работе автоматизированной системы управления или иной системы транспортного средства;

в) субъектом экспериментального правового режима обеспечено оснащение высокоавтоматизированного транспортного средства:

устройством для непрерывной некорректируемой регистрации, сбора и хранения данных датчиков автоматизированной системы управления, обеспечивающим запись информации в формате, доступном только для чтения;

устройствами для непрерывной некорректируемой видеорегистрации, которые осуществляют видеофиксацию действий водителя-испытателя и (или) пассажира высокоавтоматизированного транспортного средства и окружающей дорожно-транспортной обстановки во время эксплуатации;

устройством для активации и деактивации автоматизированной системы управления, доступ к которому обеспечивается для водителя-испытателя или оператора;

установленным на заднем стекле или крышке задней двери высокоавтоматизированного транспортного средства специальным знаком "Автономное управление" в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы - 0,1 стороны), в который вписана буква "А" черного цвета;

устройством E-stop;

программно-аппаратным комплексом, позволяющим оператору осуществлять дистанционный выбор маршрута и мест остановки высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории;

специальными маркировками, нанесенными на заднем боковом стекле со стороны места, предназначенного для водителя, содержащими номер телефона, по которому в случае дорожно-транспортного происшествия любой участник дорожного движения или третьи лица будут иметь возможность связи с субъектом экспериментального правового режима;

г) при деактивации автоматизированной системы управления высокоавтоматизированного транспортного средства 1 категории управление им передается водителю-испытателю;

д) деактивация автоматизированной системы управления высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории оператором возможна только после его полной остановки;

е) автоматизированная система управления должна четко и эффективно звуковым, визуальным, тактильным или иным способом уведомлять водителя-испытателя или оператора о том, что автоматизированная система управления выходит за пределы установленной среды штатной эксплуатации;

ж) при выходе или ожидаемом выходе автоматизированной системы управления, установленной в высокоавтоматизированном транспортном средстве 1 категории, из среды штатной эксплуатации автоматизированная система управления должна заблаговременно предупредить водителя-испытателя о необходимости принятия на себя управления высокоавтоматизированным транспортным средством 1 категории;

з) при выходе или ожидаемом выходе автоматизированной системы управления, установленной в высокоавтоматизированном транспортном средстве 2 категории, из среды штатной эксплуатации автоматизированная система управления должна предусматривать возможность безопасной остановки транспортного средства с обеспечением возможности для пассажира высокоавтоматизированного транспортного средства выйти из транспортного средства;

и) высокоавтоматизированное транспортное средство 1 категории должно оставаться в автоматизированном режиме управления до тех пор, пока водитель-испытатель не примет управление им на себя. Автоматизированная система управления высокоавтоматизированного транспортного средства должна обеспечивать возможность проверки функционирования автоматизированной системы управления на любом этапе эксплуатации, включая получение информации об активном или неактивном автоматизированном режиме управления, нахождении в среде штатной эксплуатации, наличии ошибок, препятствующих функционированию автоматизированной системы управления;

к) обеспечена возможность связи пассажира высокоавтоматизированного транспортного средства с представителями службы технической поддержки субъекта экспериментального правового режима;

л) определена среда штатной эксплуатации, в рамках которой субъект экспериментального правового режима гарантирует безопасность автоматизированного режима управления. В среде штатной эксплуатации в обязательном порядке определяются виды автомобильных дорог, географические условия окружающей среды и иные ограничения, в пределах которых разрешается использование автоматизированной системы управления, а также является ли транспортное средство высокоавтоматизированным транспортным средством 1 или 2 категории и обязан ли водитель-испытатель находиться за рулем транспортного средства в автоматизированном режиме управления;

м) высокоавтоматизированное транспортное средство должно быть оснащено средствами, направленными на обеспечение информационной безопасности, предотвращающими внешнее вмешательство в автоматизированную систему управления, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено самой автоматизированной системой управления в целях обеспечения безопасности, включая вмешательство оператора.

17. Субъект экспериментального правового режима обязан:

а) владеть высокоавтоматизированным транспортным средством на праве собственности или иных законных основаниях;

б) соблюдать при внесении изменений в конструкцию транспортного средства требования безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства, установленные пунктом 16 настоящей Программы;

в) предпринять меры по устранению недостатков автоматизированной системы управления, выявленных в ходе эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства;

г) предпринимать необходимые меры по получению информации о несоответствии автоматизированной системы управления требованиям безопасности во время эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства;

д) производить обновления программного обеспечения автоматизированной системы управления, которые необходимы для устранения выявленных угроз безопасности участников дорожного движения, включая угрозы информационной безопасности;

е) при эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на территории г. Москвы представлять в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами г. Москвы, в соответствующую государственную информационную систему (если такая система предусмотрена указанными нормативными правовыми актами) данные о:

владельце высокоавтоматизированного транспортного средства;

местоположении высокоавтоматизированного транспортного средства с указанием статусов - движение в режиме легкового такси (свободен, принимает заказы, свободен, не принимает заказы, занят без пассажира, занят с пассажиром) или вне режима легкового такси;

государственном регистрационном номере высокоавтоматизированного транспортного средства и его категории (высокоавтоматизированное транспортное средство 1 или 2 категории);

ж) информировать пассажира высокоавтоматизированного транспортного средства о недопустимости вмешательства в управление высокоавтоматизированным транспортным средством;

з) осуществлять разработку системы внутреннего контроля за операторами, предусматривающей обязанность субъекта экспериментального правового режима по обучению операторов в соответствии с программой подготовки оператора и по контролю допуска операторов к выполнению своих обязанностей;

и) перед началом эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории на каждой из территорий, на которых устанавливается экспериментальный правовой режим, провести следующие этапы подготовки к эксплуатации в отношении как минимум одной единицы высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории:

1-й этап - постоянный удаленный мониторинг движения высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории со стороны оператора (из расчета один оператор на одну единицу высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории) и визуальное наблюдение за его движением со стороны работника субъекта экспериментального правового режима (из расчета один работник субъекта экспериментального правового режима не более чем на 3 единицы высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории);

2-й этап - постоянный удаленный мониторинг движения высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории со стороны оператора (из расчета один оператор на одну единицу высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории);

3-й этап - постоянный удаленный мониторинг движения высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории со стороны оператора (из расчета один оператор на более чем одну единицу высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории).

18. Субъект экспериментального правового режима вправе перейти на следующий этап при достижении всех следующих критериев:

а) подготовка к эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории на текущем этапе составила не менее 100 часов;

б) отсутствие на текущем этапе дорожно-транспортных происшествий, обусловленных движением высокоавтоматизированного транспортного средства, которое осуществлено с нарушением правил дорожного движения, в последние 100 часов эксплуатации;

в) субъектом экспериментального правового режима не выявлено технологических и (или) организационных препятствий для перехода на следующий этап.

19. К водителю-испытателю устанавливаются следующие требования:

а) водитель-испытатель обязан соответствовать следующим требованиям:

наличие водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортным средством соответствующей категории;

стаж вождения транспортных средств соответствующей категории не менее 3 лет;

отсутствие случаев привлечения к административной ответственности за нарушения в области безопасности дорожного движения, предусматривающие лишение права управления транспортным средством соответствующей категории, за последние 3 года;

отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством соответствующей категории, включая отсутствие признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, подтверждение которого осуществляется субъектом экспериментального правового режима, в случае выявления признаков, свидетельствующих о возможности наличия таких противопоказаний;

б) водитель-испытатель находится на месте водителя или переднем пассажирском сиденье при автоматизированном режиме управления либо на месте водителя при ручном режиме управления;

в) водитель-испытатель обязан изучить руководство водителя-испытателя по работе с автоматизированной системой управления;

г) водитель-испытатель обязан использовать автоматизированную систему управления только в пределах определенной субъектом экспериментального правового режима среды штатной эксплуатации;

д) водитель-испытатель обязан не отвлекаться от контроля за дорожно-транспортной обстановкой во время работы автоматизированной системы управления (в том числе не допускается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук);

е) водитель-испытатель обязан незамедлительно принять на себя путем воздействия на органы управления высокоавтоматизированного транспортного средства управление им в следующих случаях:

автоматизированная система управления послала сигнал о такой необходимости;

исходя из конкретных обстоятельств водитель-испытатель определил или должен был определить, что автоматизированная система управления вышла за пределы среды штатной эксплуатации или имеет ошибки функционирования;

для предотвращения аварийной ситуации;

ж) в случае наступления дорожно-транспортного происшествия водитель-испытатель должен руководствоваться законодательством Российской Федерации с учетом требований настоящей Программы.

20. К оператору устанавливаются следующие требования:

а) в обязанности оператора входит осуществление следующих действий в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории:

активация и деактивация автоматизированной системы управления;

мониторинг состояния автоматизированной системы управления;

диспетчеризация и маршрутизация движения (выбор точек маршрута и путей следования, в том числе вынужденная остановка в безопасном месте);

контроль соответствия условий эксплуатации заданным параметрам (погода, состояние инфраструктуры, маршруты и иные условия);

б) оператором могут одновременно осуществляться маршрутизация и диспетчеризация более одного высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории;

в) оператор обязан пройти обучение по программе подготовки оператора, утверждаемой локальным актом субъекта экспериментального правового режима, и должен соответствовать требованиям к водителю-испытателю, установленным подпунктом "а" пункта 19 настоящей Программы;

г) в случае наступления дорожно-транспортного происшествия оператор должен немедленно передать по телефонному номеру "112" информацию о факте дорожно-транспортного происшествия и возможном наличии либо отсутствии вреда жизни и здоровью его участников.

21. Обязанности пассажира высокоавтоматизированного транспортного средства соответствуют обязанностям пассажира, предусмотренным правилами дорожного движения.

22. Субъект экспериментального правового режима вправе:

а) оказывать услуги на возмездной основе третьим лицам с использованием высокоавтоматизированного транспортного средства;

б) по своему усмотрению осуществлять оклейку или окраску высокоавтоматизированного транспортного средства в любые цвета и в любой стилистике.

23. Перевозка пассажиров и багажа высокоавтоматизированным транспортным средством в режиме легкового такси осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) высокоавтоматизированное транспортное средство является транспортным средством категории M1, используемым для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;

б) перевозка пассажиров и багажа высокоавтоматизированным транспортным средством осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";

в) заказ фрахтователя принимается фрахтовщиком, которым является субъект экспериментального правового режима, с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя. Фрахтователю предоставляется возможность выбора высокоавтоматизированного транспортного средства в качестве транспортного средства;

г) при эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства при перевозке пассажиров номера контактных телефонов службы технической поддержки субъекта экспериментального правового режима указываются внутри салона высокоавтоматизированного транспортного средства;

д) деятельность по перевозке пассажиров и багажа высокоавтоматизированным транспортным средством осуществляется без получения субъектом экспериментального правового режима разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

е) путевые листы при осуществлении перевозок пассажиров и багажа высокоавтоматизированным транспортным средством 2 категории не подлежат оформлению.

24. При необходимости остановки высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории во время движения сотрудник полиции осуществляет прямую связь с оператором по номеру телефона, нанесенному на заднем боковом стекле высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории со стороны места водителя и размещенному на официальном сайте субъекта экспериментального правового режима в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и сообщает о необходимости осуществить остановку конкретного высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, продиктовав оператору государственный регистрационный номер транспортного средства. При получении требования сотрудника полиции об остановке высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории оператор обеспечивает его остановку в ближайшем безопасном месте, при этом субъект экспериментального правового режима обязан обеспечить прибытие своего представителя на место остановки высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории в срок не более часа с момента поступления от сотрудника полиции требования о его остановке, если сотрудник полиции обратился с требованием о прибытии такого представителя.

25. При дорожно-транспортном происшествии с участием высокоавтоматизированного транспортного средства, не повлекшем причинение вреда жизни и здоровью людей, факт такого дорожно-транспортного происшествия оформляется его участниками в соответствии с правилами дорожного движения с учетом особенностей, установленных пунктом 26 настоящей Программы.

26. В случае дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории любой участник дорожного движения может установить связь с субъектом экспериментального правового режима посредством телефонного звонка или направления смс-сообщения по номеру телефона, нанесенному на заднем боковом стекле высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории со стороны места водителя, а также размещенному на официальном сайте субъекта экспериментального правового режима в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Субъект экспериментального правового режима должен в срок не более часа с момента получения информации о дорожно-транспортном происшествии обеспечить прибытие своего уполномоченного представителя на место дорожно-транспортного происшествия для оформления дорожно-транспортного происшествия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

27. В рамках разбора и оформления дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного транспортного средства каждая из сторон дорожно-транспортного происшествия представляет пояснения происшествия и имеющиеся доказательства. Представитель субъекта экспериментального правового режима обязан предоставить в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее производство по делу по факту дорожно-транспортного происшествия, непрерывные видеозаписи с камер видеонаблюдения высокоавтоматизированного транспортного средства, участвующего в дорожно-транспортном происшествии (видеоматериал, позволяющий оценить окружающую обстановку в формате mp4, avi, mkv). Качество видеозаписи должно позволять детально оценить окружающую обстановку в момент дорожно-транспортного происшествия в любое время суток при любых погодных условиях. Видеозапись должна содержать момент дорожно-транспортного происшествия, а также период, включающий 30 секунд до и после такого момента.

28. В случае дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, повлекшего причинение вреда жизни и здоровью людей, оператор обращается в экстренные оперативные службы. Факт дорожно-транспортного происшествия оформляется в соответствии с правилами дорожного движения, при этом субъект экспериментального правового режима обязан в срок не более часа с момента дорожно-транспортного происшествия обеспечить присутствие своего уполномоченного представителя при оформлении дорожно-транспортного происшествия.

Оператор несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории и (или) иных участников дорожного движения в связи с недостатками при осуществлении маршрутизации и диспетчеризации высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории.

Единоличный исполнительный орган субъекта экспериментального правового режима и (или) лица, ответственные за техническое состояние высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, несут ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории и (или) иных участников дорожного движения в связи с недостатками дополнительного оборудования, установленного субъектом экспериментального правового режима на транспортное средство, или технического состояния высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории.

29. Субъект экспериментального правового режима обязан не позднее 5 календарных дней со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 309 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств" направить в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого устанавливается экспериментальный правовой режим, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации уведомление в письменной форме о номере телефона, по которому можно связываться с представителем субъекта экспериментального правового режима для решения вопросов, связанных с эксплуатацией высокоавтоматизированного транспортного средства. В случае изменения такого номера телефона субъект экспериментального правового режима обязан не позднее 5 календарных дней со дня такого изменения в письменной форме уведомить об этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого устанавливается экспериментальный правовой режим, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

30. В случае принятия решения Правительством Москвы о прекращении (временной или частичной приостановке) проезда высокоавтоматизированных транспортных средств по территории г. Москвы субъект экспериментального правового режима обязуется прекратить (временно или частично приостановить) проезд высокоавтоматизированных транспортных средств на территории г. Москвы в соответствии со сроками и ограничениями, установленными соответствующими правовыми актами Мэра Москвы или Правительства Москвы.

31. Эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств осуществляется в пределах зон эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, установленных настоящей Программой.

32. Зоны эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств 1 категории устанавливаются на следующих территориях:

а) г. Москва (для эксплуатации, не предусматривающей перевозку пассажиров и багажа) - Айвазовского улица, Тарусская улица, Ясногорская улица, Литовский бульвар, Рокотова улица, Соловьиный проезд, Новоясеневский проспект, Вильнюсская улица, Голубинская улица, Одоевского проезд, Паустовского улица, Инессы Арманд улица, Карамзина проезд, Павла Фитина улица, Михаила Грешилова улица, Проектируемый проезд N 5408, Тютчевская аллея, Севастопольский проспект, Аминьевское шоссе, Винницкая улица, Мичуринский проспект, Генерала Дорохова проспект, Лобачевского улица, Раменский бульвар, Комсомольский проспект, Тимура Фрунзе улица, Льва Толстого улица, Фрунзенская набережная, Оболенский переулок, Олсуфьевский переулок, Россолимо улица, Несвижский переулок, Малый Боженинский переулок, Малая Пироговская улица, Трубецкая улица, Усачева улица, Большая Пироговская улица, Новодевичий проезд, Погодинская улица, Абрикосовский переулок, Ефремова улица, 3-я Фрунзенская улица, 10-летия Октября улица, Доватора улица, Проектируемый проезд N 2309, Савельева улица, Кооперативная улица, Усачевский переулок, Новодевичья набережная, Малый Саввинский переулок, 2-й переулок Тружеников, Еланского улица, Девичьего Поля проезд, 1-й Вражский переулок, 7-й Ростовский переулок, Плющиха улица, Зубовская улица, Зубовский проезд, Хамовнический Вал улица, Крымский проезд, Ксеньинский переулок, Пуговишников переулок, Языковский переулок, мост Лужники, Вернадского проспект, Университетский проспект, 1-й Добрынинский переулок, 1-й Красногвардейский проезд, 1-й Нагатинский проезд, 1-й Очаковский переулок, 1-й Сетуньский проезд, Аминьевский мост, Бакинская улица, Барвихинская улица, Большая Очаковская улица, Большая Тульская улица, Варшавское шоссе, Веерная улица, Витебская улица, Вяземская улица, Добрынинский тоннель, Запорожская улица, Кавказский бульвар, Кантемировская улица, Каширское шоссе, Комиссариатский переулок, Крымский мост, Липецкая улица, Матвеевская улица, Молодогвардейская улица, Мытная улица, Нагатинская улица, Нагорная улица, Нагорный проезд, Нежинская улица, Никулинская улица, Новочеремушкинская улица, Озерная улица, Октябрьский тоннель, Очаковский путепровод, Очаковское шоссе, Партизанская улица, Пресненская набережная, Проектируемый проезд N 1432, Проектируемый проезд N 4423, Проектируемый проезд N 6443, Проектируемый проезд N 6444, Проектируемый проезд N 6445, Пролетарский проспект, Профсоюзная улица (исключая участок от пересечения с улицей Обручева до улицы Наметкина), Рябиновая улица, Севанская улица, Симферопольский бульвар, Староможайское шоссе, Тестовская улица, Ярцевская улица, Толбухина улица, 1905 года улица, Боженко улица, Вавилова улица, Горбунова улица, Гримау улица, Дмитрия Ульянова улица, Коровий Вал улица, Косыгина улица, Кубинка улица, Лестева улица, Лужники улица, Маршала Шестопалова улица, Москворечье улица, Обручева улица, Осипенко улица, Павла Андреева улица, Потылиха улица, Пржевальского улица, Светланова улица, Столетова улица, Шувалова улица, инновационный центр "Сколково", г. Москва;

б) г. Москва (для эксплуатации, предусматривающей перевозку пассажиров и багажа) - Айвазовского улица, Тарусская улица, Ясногорская улица, Литовский бульвар, Рокотова улица, Соловьиный проезд, Новоясеневский проспект, Вильнюсская улица, Голубинская улица, Одоевского проезд, Паустовского улица, Инессы Арманд улица, Карамзина проезд, Павла Фитина улица, Михаила Грешилова улица, Проектируемый проезд N 5408, Тютчевская аллея, Севастопольский проспект (от пересечения с улицей Айвазовского до пересечения с улицей Островитянова), инновационный центр "Сколково", г. Москва;

в) г. Иннополис, Республика Татарстан;

г) федеральная территория "Сириус".

33. Зоны эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории устанавливаются на следующих территориях:

а) г. Иннополис, Республика Татарстан;

б) инновационный центр "Сколково", г. Москва.