III. Риск-профиль организации

3.1. Риск-профиль организации представляет собой совокупность полученных на основе проводимых налоговым органом контрольных, аналитических и иных мероприятий сведений о присущих деятельности организации рисках нарушения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах.

3.2. Индикаторами рисков могут выступать обстоятельства, события и операции, в том числе:

выдача кредитов и займов взаимозависимым лицам (получение кредитов и займов от взаимозависимых лиц) на льготных условиях;

сведения об ответственности организации по долгам третьих лиц, в том числе дочерних обществ;

операции с ценными бумагами с участием взаимозависимых лиц;

уточнение обязательств по налогу на добычу полезных ископаемых без одновременного уточнения обязательств по налогу на прибыль организаций;

невыполнение контрольных соотношений по соответствию доходов (выручки), внереализационных доходов, расходов (вычетов, себестоимости), внереализационных расходов в налоговых декларациях по налогу на прибыль, в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость, в Отчете о финансовых результатах и в Отчете о движении денежных средств;

несоответствие налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц (базы для исчисления страховых взносов) и суммы расходов по оплате труда для целей налогообложения прибыли;

применение вычета по налогу на добавленную стоимость на основе счетов-фактур, выставленных сомнительными контрагентами;

значительное отклонение показателя среднемесячной заработной платы на одного работника от среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет;

отклонение уровня рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг) и рентабельности активов организаций по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10 и более процентов;

несоответствие объема выбытия запасов размеру выручки от реализации;

высокий уровень осуществления операций в иностранной валюте;

значительные обороты по инвестиционной деятельности;

непредставление декларации в течение 10 дней с момента окончания срока для представления декларации;

нарушение способа представления декларации;

нарушение срока отправки в налоговый орган квитанции о получении требования;

истечение срока исковой давности для представления уточненной декларации;

истечение срока исполнения требования об уплате налога;

непредставление документов для подтверждения льготного режима налогообложения;

утрата статуса участника регионального инвестиционного проекта;

отсутствие раздельного учета операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по различным ставкам;

наличие сведений о контрагентах организации в ФИР "Схемы уклонения от налогообложения";

осуществление расчетов с контрагентами с использованием одного банка;

договорные отношения с посредниками, фирмами-однодневками, техническими компаниями и прочими сомнительными контрагентами;

формирование выручки контрагента за счет поступлений от проверяемой организации;

наличие операций по перечислению денежных средств физическим лицам;

отсутствие у контрагентов организации сведений об операциях, связанных с ведением хозяйственной деятельности, приобретением товаров (работ, услуг), а также отсутствие движения денежных средств на счетах;

значительное изменение условий осуществления типичных операций организации в части стоимостных, качественных и (или) количественных показателей;

осуществление нетипичных операций;

изменение налоговой нагрузки по отношению к предшествующими периодами;

изменение налоговой нагрузки по отношению к среднему уровню по виду экономической деятельности;

опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

3.3. В целях формирования риск - профиля организации налоговым органом могут быть использованы следующие источники информации:

информация карты рисков отрасли, представляющая собой описание налоговых рисков, которым подвержен тот или иной вид экономической деятельности;

документы (информация), имеющиеся в распоряжении налогового органа, в частности, бухгалтерская (финансовая) и иная отчетность; данные налоговых деклараций (расчетов); материалы камеральных и выездных налоговых проверок; мотивированные мнения налогового органа, вынесенные ранее; учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения; положения регламента информационного взаимодействия; результаты анализа спорных методологических вопросов, ранее возникавших и (или) имеющихся у организации;

сведения, полученные от правоохранительных органов, органов государственной власти, финансово-кредитных и иных организаций;

данные информационных ресурсов налоговых органов федерального, регионального и местного уровней;

информационные ресурсы третьих лиц (СПАРК - "Система профессионального анализа рынков и компаний", информационно-аналитические системы FIRA.PRO и другие);

информация компетентных органов иностранных государств;

информация из открытых источников, учитывая открытость и публичность организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, в том числе предоставляемая организацией в фондовые биржи;

другие источники.

3.4. Анализируемый период, составляет четыре года, предшествующих периоду (очередному периоду) проведения налогового мониторинга.

3.5. Уровень риска определяется налоговым органом как соотношение произведения вероятности возникновения риска и оценки возможных последствий при его реализации с общей суммой соответствующего налога (сбора, страхового взноса) начисленного (уплаченного) организацией за четыре года, предшествующих периоду (очередному периоду) проведения налогового мониторинга.

00000004.wmz где

УР - уровень риска, %;

ВР - вероятность возникновения риска, %;

ПР - возможные последствия в случае реализации риска, руб.;

00000005.wmz - сумма соответствующего налога (сбора, страхового взноса) начисленного (уплаченного) организацией за четыре года, предшествующих периоду (очередному периоду) проведения налогового мониторинга.

3.6. Налоговый орган, в зависимости от оцениваемого риска, может использовать один из следующих способов расчета уровня риска:

исходя из количества выявленных нарушений

00000006.wmz

ПР - сумма налогов (сборов, страховых взносов) доначисленных организации по данному виду нарушения;

исходя из количества сомнительных контрагентов (в том числе которым системой управления рисками Программного комплекса "АСК НДС-2" присвоен высокий, средний или неопределенный уровень риска) (для риска необоснованного применения вычетов по НДС)

00000007.wmz

ПР - общая сумма налога на добавленную стоимость, заявленная к вычету по сомнительным контрагентам;

исходя из количества первичных деклараций (расчетов по страховым взносам) представленных с нарушением установленных сроков (для риска непредставления отчетности)

00000008.wmz

ПР - сумма штрафа, в связи с непредставлением в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам);

исходя из количества случаев несвоевременной уплаты налогов (сборов, страховых взносов) (для риска неуплаты (несвоевременной уплаты) налога)

00000009.wmz

ПР - сумма налогов (сборов, страховых взносов), уплаченных с нарушением установленных сроков.

3.7. Налоговый орган может использовать иной способ расчета уровня риска.

3.8. Оценка уровня риска осуществляется аналогично оценке, содержащейся в пункте 2.5. настоящих Рекомендаций.

3.9. Риски, идентифицируемые налоговым органом, а также результат их оценки используются налоговым органом для соотнесения с информацией о рисках, выявленных организацией и раскрываемых в целях налогового мониторинга.

3.10. Планирование проведения налогового мониторинга осуществляется с учетом результатов оценки риск-профиля организации.

3.11. Информация о риск-профиле организации, а также используемый способ расчета для оценки уровня риска отражается по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям.