Приложение

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, СООБЩИВШИХ О СТАВШИХ ИМ ИЗВЕСТНЫМИ

ФАКТАХ КОРРУПЦИИ

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках исполнения подпункта 3 пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 г. N ММ-П17-12165, данного в целях реализации подпункта "б" пункта 6 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы", проведен мониторинг правоприменительной практики, связанной с рассмотрением обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принятым по таким обращениям мерам реагирования за период с 2020 по 2022 годы.

Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) государственный служащий Российской Федерации или муниципальный служащий (далее - государственный (муниципальный) служащий), уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 11.1 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что служащие Центрального банка Российской Федерации, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лица, замещающие должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, обязаны в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 273-ФЗ уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Отмечаем, что подпунктом "а" пункта 21 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 309), установлено, что к лицу, замещающему должность в государственном органе, Центральном банке Российской Федерации, государственном внебюджетном фонде, государственной корпорации (компании), иной организации, созданной на основании федерального закона, публично-правовой компании, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия).

Одновременно сообщаем, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации предусмотренное правило закреплено в целях защиты прав лица, сообщившего в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, от необоснованного применения к нему мер дисциплинарной ответственности, направлено на защиту его прав в связи с сообщениями о фактах коррупции и не может рассматриваться как нарушающее права граждан <1>.

--------------------------------

<1> См. абзац третий пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 2159-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тарасовой Галины Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", частью второй статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и положением подпункта "а" пункта 21 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного (муниципального) служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Отмечаем, что аналогичные положения содержатся в статье 11.1 Федерального закона N 273-ФЗ.

Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений, направленные письмом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 7666-17 (далее - Методические рекомендации) <2>, являются актуальными.

--------------------------------

<2> Доступны для ознакомления и скачивания на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/011.

Согласно абзацу первому пункта 12 Методических рекомендаций представителем нанимателя (работодателем) принимаются меры по защите государственного (муниципального) служащего, уведомившего представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах обращения к иным государственным (муниципальным) служащим в связи с исполнением служебных обязанностей каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, в части обеспечения государственному (муниципальному) служащему гарантий, предотвращающих его неправомерное увольнение, перевод на нижестоящую должность, лишение или снижение размера премии, перенос времени отпуска, привлечение к дисциплинарной ответственности в период рассмотрения представленного государственным (муниципальным) служащим уведомления.

При этом отмечаем, что в случае привлечения к дисциплинарной ответственности государственного (муниципального) служащего, указанного в абзаце первом пункта 12 Методических рекомендаций, обоснованность такого решения рассматривается на заседании соответствующей комиссии в соответствии с подпунктом "в" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".

Также отмечаем, что согласно абзацу второму пункта 7 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" приказано обеспечивать участие прокуроров в деятельности комиссий в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 21 Указа Президента Российской Федерации N 309.

Дополнительно сообщаем, что во вкладке "Учебно-методические и иные материалы" подраздела "Научно-методические материалы по вопросам противодействия коррупции" раздела "Противодействие коррупции" федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" размещена выдержка из отчета о выполнении проекта научно-методического обеспечения "Анализ правоприменительной практики и подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере получения, рассмотрения и проверки информации о склонении к коррупционным правонарушениям и предполагаемых фактах коррупции, а также защиты лиц, представивших указанную информацию", подготовленного федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".

Рекомендуем ознакомиться с указанной выдержкой.