4.2. Влияние неэффективного ведения охотничьего хозяйства

В конце XX века на территории Приморского и Хабаровского краев в границах ареала амурского тигра действовало 19 государственных, 20 кооперативных промысловых хозяйств и не более 35 охотничьих хозяйств спортивного направления. В период перестройки большая часть этих предприятий прекратила свое существование. После вступления в силу Закона о животном мире начала формироваться новая система охотпользования в России. На середину 2024 года общая площадь закрепленных охотничьих угодий в ареале амурского тигра составляет 14 000 000 тыс. га, из которых 12 000 000 тыс. га закреплены за 150 пользователями, что обусловливает сложность контроля и управления из-за отсутствия необходимого числа квалифицированных специалистов. Осложняет управление и не закончившийся период организационного формирования охотничьих хозяйств. Большая их часть экономически не эффективна. Обитание редких хищников на территории охотничьих хозяйств несет дополнительную нагрузку для арендаторов охотничьих угодий. Решающими факторами сохранения жизнеспособной популяции амурского тигра являются достижение оптимальной численности копытных животных и других кормовых объектов тигра, а также снижение фактора беспокойства. Необходимо рациональное (неистощительное) использование охотничьих ресурсов с учетом интересов и хищников и охотников.

Таким образом, основная часть ареала амурского тигра находится на землях, вовлеченных в хозяйственное использование, при этом, большая часть особей амурского тигра обитает на территории, где разрешена охота. Решающие факторы долговременного существования амурского тигра в таких местах - поддержание на должном уровне численности копытных животных и обеспечение исполнения требований законодательства по охране редких видов животных. Это возможно при ведении охотничьего хозяйства на высоком организационном уровне и его экономической устойчивости. Однако этому препятствуют следующее:

- Уровень платежеспособности населения, особенно на удаленных территориях, не обеспечивает достаточных поступлений за продукцию и услуги охотничьих хозяйств. В то же время охотничьи хозяйства дотационного типа нацелены на удовлетворение потребностей ограниченной части населения, от которой находятся в полной зависимости, что не способствует их экономическому развитию, а следовательно, и реализации необходимых для сохранения амурского тигра мероприятий;

- Действующее законодательство в области охоты затрудняет работу государственных инспекторов в части фиксации нарушений и особенно, - в части сбора и представления необходимой доказательной базы. Штатные сотрудники охотничьих хозяйств в настоящее время ограничены в правах на охрану охотничьих ресурсов, переданных им в пользование, и не имеют возможности осуществлять их эффективную охрану;

- Разрешительная система добывания охотничьих животных в современных условиях и в существующем виде препятствует развитию охотничьего хозяйства и нуждается во внедрении новых подходов к регламентированию добычи охотничьих животных и контроля порядка их добычи.

Для обеспечения сохранения тигров в охотничьих хозяйствах целесообразно предусмотреть следующее:

- Во всех охотничьих угодьях должны быть установлены нормативы минимальной и максимальной численности охотничьих ресурсов, соответствующие наиболее высокой продуктивности популяций животных и сохранению лесных экосистем.

- При определении квоты изъятия копытных животных на территории конкретных охотничьих хозяйств в пределах ареала амурского тигра необходимо учитывать изменения местообитаний копытных животных в связи с пожарами и рубками леса.

- Правила охоты в пределах ареала амурского тигра должны учитывать поддержание его кормовой базы на должном уровне и возможности действенного контроля и управления популяциями копытных животных.

- Запрет продажи мяса диких копытных животных, добытых в районах распространения амурского тигра, на территории Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской автономной области частным лицам.

Опыт показывает, что в ареале амурского тигра проведение биотехнических (искусственно увеличивающих численность) мероприятий необходимо при возникновении угрозы численности потенциальных жертв амурского тигра на территории охотничьих хозяйств, в первую очередь связанной с климатическими факторами, что может сохранить численность копытных животных и создать условия для ее увеличения. Это, с одной стороны, способствует эффективному ведению хозяйства, с другой стороны, благоприятно сказывается на популяции амурского тигра, у которого сокращается площадь участков обитания, а, следовательно, увеличивается и плотность популяции. Однако это накладывает дополнительные расходы на охотничьи хозяйства. Эта проблема требует разрешения, один из путей которого - компенсация затрат на биотехнические мероприятия, полная или частичная, пропорционально росту численности хищника.