4.6. Влияние экономического развития региона

В программах экономического развития страны Дальнему Востоку отводится исключительно важная роль.

В Приморском крае, площадь которого занимает 2,7% всей территории Дальнего Востока России, где находится значительная часть ареала амурского тигра, проживает 30% населения всего Дальневосточного региона. По данным переписи 2022 года, плотность населения в Приморском крае составляет 11,3 человека на км2, в Хабаровском крае - 1,7 человек на км2, тогда как средний показатель плотности населения Дальнего Востока - 1,2 человека на км2. Однако по сравнению с другими территориями, находящимися в пределах ареала тигра в Азии, местообитания амурского тигра на территории Приморского и Хабаровского краев в настоящее время остаются гораздо менее плотно заселенными и менее подверженными экономическому развитию.

Большая часть речных долин и равнинных земель, где популяции копытных и амурского тигра достигали максимальной численности до их интенсивного освоения человеком, заняты населенными пунктами и сельскохозяйственными угодьями. В результате амурский тигр оказался вытесненным в менее качественные местообитания, с меньшей кормовой продуктивностью, что сделало его популяцию более подверженной негативному влиянию антропогенных факторов.

Однако амурский тигр может адаптироваться практически ко всем формам хозяйственного освоения территории при разумном ведении хозяйства человеком, за исключением территорий с физически измененным ландшафтом в результате разработки месторождений полезных ископаемых, а в некоторых случаях - ведения сельского хозяйства. Главной причиной ухудшения качества местообитаний является неуклонно усиливающееся действие фактора беспокойства при промышленном освоении территорий с одновременным снижением их кормовой ценности. Лесные массивы Приморья и Приамурья, где сохранились местообитания амурского тигра, сегодня полностью пройдены многократными рубками и пожарами - здесь с каждым годом сокращается запас естественных кормовых ресурсов для копытных. Для поддержания численности амурского тигра, как и других крупных хищников, необходима стабильная и высокая численность диких копытных, которая возможна только при достаточности кормовых ресурсов.

Потенциальную угрозу для местообитаний амурского тигра в настоящее время представляют крупные проекты, направленные на развитие экономической инфраструктуры:

- строительство нефтепроводов и газопроводов и сопутствующих к ним объектов, включая заводы по переработке нефти, газоперерабатывающие комплексы и базы для хранения продукции, включая крупные морские терминалы;

- проекты по развитию авто- и железнодорожного строительства, представляющие угрозу в первую очередь в связи с возможной фрагментацией местообитаний, резким увеличением действия фактора беспокойства и увеличением смертности животных на скоростных автомагистралях.

Экономическое развитие и связанные с ним проекты жизненно необходимы для повышения благосостояния людей в регионе и в России в целом, однако разработку и реализацию этих проектов необходимо проводить с учетом минимизации их негативного влияния на состояние популяции амурского тигра и его местообитаний.

Для этого целесообразно:

- обеспечить проведение государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) таких инфраструктурных проектов, как строительство трубопроводов, крупных авто- и железнодорожных магистралей с полноценным учетом влияния на популяцию амурского тигра, его местообитание и кормовую базу, уделяя первостепенное внимание смягчению воздействия на окружающую среду и соответствующим компенсационным мероприятиям (создание зон покоя и другие мероприятия);

- уделять внимание обеспечению свободного перемещения животных при строительстве в ареале амурского тигра нефтепроводов, газопроводов, железных дорог, автомагистралей и прочих промышленных объектов (организация переходов);

- осуществлять выбор маршрутов трубопроводов, новых авто- и железнодорожных магистралей таким образом, чтобы минимизировать их влияние на местообитания амурского тигра;

- создавать условия, способствующие сокращению числа столкновений животных с автотранспортом и минимизации фрагментации местообитаний, создаваемой строительством автомобильных и железнодорожных дорог и магистралей, путем строительства тоннелей, надземных и подземных переходов для диких животных;