I. ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЛАЗА И БЛИЗОРУКОСТЬ

Глаз человека это сложная оптическая система, которая состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза (прохождение луча света через эти прозрачные среды и изменение его направления) зависит от состояния оптической системы и от длины глаза у конкретного человека. Попадающие в глаз световые лучи претерпевают преломление и, собираясь в фокусе этой системы, дают изображение предметов, от которых они идут.

Нормальная рефракция глаза (эмметропия) характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются непосредственно на сетчатке в области желтого пятна, где и возникает четкое изображение рассматриваемого предмета. Это возможно в том случае, если силы преломления роговицы и хрусталика соразмерны с длиной оси глазного яблока.

Миопия (близорукость) (от греческого "мио" - щуриться и "опис" - взгляд, зрение), или сильная рефракция характеризуется тем, что лучи света после слишком сильного преломления в роговице и хрусталике фокусируются впереди сетчатки.

Причиной фокусирования световых лучей перед сетчаткой является удлиненная переднезадняя ось близорукого глаза по сравнению с осью нормального глаза, либо слишком сильное преломление лучей роговицей и хрусталиком, либо и то, и другое. При этом на самой сетчатке изображение получается нечеткое, образуются фигуры светорассеяния. Диаметр таких фигур прямо пропорционален степени миопии. Иногда можно видеть, как близорукие люди прищуриваются - этим они уменьшают диаметр зрачка, и изображение предмета становится несколько ярче и четче. Близорукий глаз может ясно видеть предметы, находящиеся только на близком расстоянии от него. Близорукость у школьников в большинстве случаев вызывается именно удлинением глаза в переднезаднем направлении, аксиальная длина может достигать 30 - 35 мм, при норме для взрослого 24 мм. Чем больше удлиняется глаз, тем сильнее близорукость.

Близорукость у школьников возникает и развивается постепенно. Обучающиеся начинают хуже видеть удаленные мелкие предметы, плохо различают буквы и цифры, написанные на классной доске, прищуриваются при взгляде вдаль, стараются сесть поближе к телевизору, компьютеру, на первые ряды в кинотеатре, стремятся подносить предметы ближе к глазам, часто моргают, жалуются на головную боль и т.д.

Если на эти явления вовремя не обратить внимания, то может возникнуть прогрессирующая близорукость. На глазном дне образуется конус вокруг диска зрительного нерва, появляются атрофические изменения отдельных участков сетчатки; вследствие сильного растяжения заднего отдела глазного яблока могут возникнуть кровоизлияния на глазном дне, помутнения в стекловидном теле. Тяжелые формы прогрессирующей близорукости иногда приводят к полной потере зрения. У детей с приобретенной миопией осложнения на глазном дне появляются сначала в периферических отделах сетчатки - так называемые, периферические витреохориоретинальные дистрофии. Они опасны своим "молчаливым" течением. Ни болезненных ощущений, ни зрительных расстройств при этом не отмечается вплоть до того момента, когда формируются разрывы и возникает отслойка сетчатки. В этом случае наступает внезапная потеря зрения. Развитие отслойки сетчатки может быть постепенным: ребенок замечает появление "паруса" или "занавески" в каком-нибудь секторе поля зрения, увеличивающееся к вечеру. Утром, после ночи, проведенной в положении лежа, отслойка частично прилегает, и парус может временно исчезать, но к вечеру появляется вновь. Если по ходу отслаивающейся сетчатки попадается крупный сосуд, то при его разрыве возникает кровоизлияние в стекловидное тело. Ребенок при этом видит появление "струйки дыма" или "взлетающую стаю птиц", или "паука", плавающего перед глазом. Эти симптомы нужно знать, чтобы вовремя обратиться к офтальмологу. Хирургическое лечение отслойки сетчатки тем успешнее, чем раньше она была обнаружена.

Степень близорукости (так же, как дальнозоркости и астигматизма) принято характеризовать, используя оптические единицы - диоптрии (Д). Чем больше величина (степень) близорукости, тем хуже человек видит вдаль. Близорукость до 3,0 Д считается слабой, 3,25 - 6,0 Д - средней и свыше 6,0 Д - высокой.

Глаз новорожденного имеет значительно более короткую, чем глаз взрослого, переднезаднюю ось (примерно 17 - 18 мм вместо 24 мм) и гиперметропическую (дальнозоркую) рефракцию. В первые 3 года жизни происходит интенсивный рост глаза. К 3-м годам длина переднезадней оси глаза достигает 20,5 мм, в 5 лет - 21 мм, к 6 - 7 годам достигает 23 мм. Рост глазного яблока продолжается до 14 - 15 лет. К этому времени длина оси глаза становится в среднем у девочек 23.48 +/- 1.05 мм и у мальчиков 23.69 +/- 1.17 мм. Соответственно с этим меняется и преломляющая сила глаза. Рефракция глаза медленно усиливается, т.е. смещается в сторону эмметропии и дальше, при нарушении нормального рефрактогенеза - к миопии.

Правильный рост глаза и развитие нормальной рефракции обусловлены как наследственными факторами, так и оптимальным взаимодействием растущего организма с окружающей средой.

Так, проведенные специалистами многочисленные исследования зрения у детей и подростков показали, что правильные условия зрительной деятельности и здоровый образ жизни (ЗОЖ) способствуют формированию у них нормальной рефракции.

В школе по мере постоянного роста зрительной нагрузки, особенно при неблагоприятных условиях, частых заболеваниях, наследственной предрасположенности и т.д., нормальная рефракция может перейти в миопическую. В этом отношении возраст от 6 до 11 лет считается наиболее критическим. Вместе с тем в этом возрасте изменения часто имеют неустойчивый характер, поэтому возможны и достаточно эффективны профилактические мероприятия.

В возрасте 11 - 15 лет эти изменения становятся более устойчивыми, увеличивается число школьников с близорукой рефракцией. В старших классах при сохранении действующих на зрение неблагоприятных факторов увеличивается не только число близоруких школьников, но и степень близорукости.