Физическая активность и зрение

Многочисленные исследования показывают, что физические нагрузки и двигательная активность улучшают функционирование практически всех органов и систем организма, включая и ОЗ. Это происходит вследствие улучшения обмена веществ, усиления вентиляции легких, кровоснабжения мозга и всех других органов. Существуют возрастные гигиенические нормы суточной двигательной активности для детей и подростков разработанные Сухаревым А.Г. в 1972 году (табл. 2).

Таблица 2

Возрастные нормы суточной двигательной активности

детей и подростков

Возраст

(лет)

Локомоции

(тысяч шагов)

Двигательный компонент

(в часах)

Энергозатраты

(ккал/сутки)

6 - 10

15 - 20

4 - 5

2500 - 3000

11 - 14

20 - 25

3,5 - 4,5

3000 - 3500

15 - 17

юноши

25 - 30

3 - 4

3500 - 4300

15 - 17

девушки

20 - 25

3 - 4,5

3000 - 4000

При измерении суточной двигательной активности человека можно получить объективные количественные показатели по 3-м характеристикам:

- число локомоций (шаги/24 часа);

- продолжительность динамического компонента (в часах);

- величина энергетических затрат (ккал/24 часа).

Для определения объема суточной двигательной активности человека используется специальный прибор шагомер. Прибор регистрирует количество локомоций (механические колебания, образующиеся при движении за период времени). В настоящее время все большую популярность приобретают так называемые фитнес-браслеты со встроенными в них шагомерами.

При измерении продолжительности динамического компонента в часах принято анализировать общее количество часов двигательной активности в неделю, в сутки и непосредственно на занятиях физкультурой и спортом.

Одним из последствий эволюции и научно-технического прогресса стало снижение физической активности человека. Это отразилось и на современных обучающихся общеобразовательных организаций.

Так, при поступлении ребенка в школу объем его суточной двигательной активности сокращается по сравнению с тем, что было в дошкольные годы, почти на 50%. В подростковом возрасте двигательная активность снижается еще больше.

За низкую физическую активность школьников принимают физическую активность, которая ограничена только одними занятиями физкультурой в рамках обязательной школьной программы, т.к. эти занятия удовлетворяют потребности учащихся в физических нагрузках и движении лишь на 10 - 15%.

Существующая программа физического воспитания в школе, даже при наличии 3-го урока физкультуры, не обеспечивает гармоничного физического развития и не компенсирует гипокинезии, которой страдает большинство современных детей школьного возраста.

Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Комплекс таких изменений относится к предпатологическим и патологическим состояниям.

Недостаток двигательной активности у современных школьников является одним из факторов риска предпатологических и патологических состояний ОЗ.

Среди основных причин снижения двигательной активности детей школьного возраста по сравнению с предшествующими десятилетиями отмечают перегруженность учебных программ, особенно в гимназических классах, отсутствие мотивации к занятиям физической культурой, увеличение времени просмотра телепередач, видео, компьютерные игры, Интернет, ограничение игр и физических упражнений на свежем воздухе.

Низкая мотивация к занятиям физкультурой объясняется недостаточными знаниями школьников о ЗОЖ и об опасности низкой физической активности для ОЗ и здоровья в целом.

Оздоровительный эффект суточной физической активности детей и подростков зависит от суммарной величины, т.е. от организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свободного времени.

Для обучающихся, не занимающихся в спортивных секциях, необходимо планирование повышения физической активности за счет использования в режиме дня малых форм физического воспитания. Это проведение зарядки, подвижных игр, прогулок, физкультминуток не только в условиях школьного обучения, но и дома.

Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние ОЗ и формирование рефракции глаз у школьников. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза (приложение 1).

Правильное место физкультминутки на уроке может определить только сам учитель. Важно, чтобы при планировании урока он четко представлял вид и степень утомления обучающихся в течение его проведения.

При проведении специальных комплексов упражнений гимнастики для глаз эффективность физкультминуток возрастает. Повышается острота зрения и другие зрительные функции.

Для определенных видов зрительной деятельности разрабатываются комплексы упражнений. Назначение этих упражнений - включить в динамическую работу бездеятельные глазные мышцы и, наоборот, расслабить глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка (приложение 5, 6).

Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного и систематического применения.

Организация на базе школы занятий ЛАК делает их удобными и доступными для школьников с выявленными нарушениями ОЗ, что является положительной мотивацией для занятий по предлагаемым комплексам упражнений (приложение 7).

Кроме занятий ЛФК в школе необходимо применять домашние задания с предварительным их разучиванием на занятиях и последующей проверкой выполнения. Метод домашних заданий, как связующий элемент ЛФК на занятиях в школе и семье, позволяет повысить качество выполнения ребенком упражнений для глаз, предупредить возникновение, приостановить и исправить уже имеющиеся нарушения со стороны ОЗ.

Благотворно влиять на состояние глаз при различных оптических нарушениях и способствовать их стабилизации могут занятия спортом, но они же могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на ОЗ и привести к осложнениям. Все зависит от степени нарушения, а также от специфики избранного вида спорта и дозировки спортивных нагрузок.

В МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца было проведено пилотное исследование влияния занятий бадминтоном на рефракцию, аккомодацию и гемодинамику глаз с миопией. Проведенные исследования показывают благотворное влияние занятий бадминтоном на функциональное состояние и гемодинамику глаз у детей с близорукостью. У всех детей после занятий бадминтоном повысилась острота зрения с привычной коррекцией на 0,1 - 0,3. Аккомодационная способность глаза увеличилась в среднем на 20 - 33%. Показатели гемодинамики улучшились в глазной артерии, достоверно в медиальных и латеральных задних цилиарных артериях, улучшился отток в центральной вене сетчатки. В связи с этим занятия бадминтоном следует рекомендовать для профилактики возникновения и прогрессирования миопии.