Многочисленные исследования показывают, что физические нагрузки и двигательная активность улучшают функционирование практически всех органов и систем организма, включая и ОЗ. Это происходит вследствие улучшения обмена веществ, усиления вентиляции легких, кровоснабжения мозга и всех других органов. Существуют возрастные гигиенические нормы суточной двигательной активности для детей и подростков разработанные Сухаревым А.Г. в 1972 году (табл. 2).
Возрастные нормы суточной двигательной активности
детей и подростков
(лет) |
(тысяч шагов) |
(в часах) |
(ккал/сутки) |
юноши |
|||
девушки |
При измерении суточной двигательной активности человека можно получить объективные количественные показатели по 3-м характеристикам:
- число локомоций (шаги/24 часа);
- продолжительность динамического компонента (в часах);
- величина энергетических затрат (ккал/24 часа).
Для определения объема суточной двигательной активности человека используется специальный прибор шагомер. Прибор регистрирует количество локомоций (механические колебания, образующиеся при движении за период времени). В настоящее время все большую популярность приобретают так называемые фитнес-браслеты со встроенными в них шагомерами.
При измерении продолжительности динамического компонента в часах принято анализировать общее количество часов двигательной активности в неделю, в сутки и непосредственно на занятиях физкультурой и спортом.
Одним из последствий эволюции и научно-технического прогресса стало снижение физической активности человека. Это отразилось и на современных обучающихся общеобразовательных организаций.
Так, при поступлении ребенка в школу объем его суточной двигательной активности сокращается по сравнению с тем, что было в дошкольные годы, почти на 50%. В подростковом возрасте двигательная активность снижается еще больше.
За низкую физическую активность школьников принимают физическую активность, которая ограничена только одними занятиями физкультурой в рамках обязательной школьной программы, т.к. эти занятия удовлетворяют потребности учащихся в физических нагрузках и движении лишь на 10 - 15%.
Существующая программа физического воспитания в школе, даже при наличии 3-го урока физкультуры, не обеспечивает гармоничного физического развития и не компенсирует гипокинезии, которой страдает большинство современных детей школьного возраста.
Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Комплекс таких изменений относится к предпатологическим и патологическим состояниям.
Недостаток двигательной активности у современных школьников является одним из факторов риска предпатологических и патологических состояний ОЗ.
Среди основных причин снижения двигательной активности детей школьного возраста по сравнению с предшествующими десятилетиями отмечают перегруженность учебных программ, особенно в гимназических классах, отсутствие мотивации к занятиям физической культурой, увеличение времени просмотра телепередач, видео, компьютерные игры, Интернет, ограничение игр и физических упражнений на свежем воздухе.
Низкая мотивация к занятиям физкультурой объясняется недостаточными знаниями школьников о ЗОЖ и об опасности низкой физической активности для ОЗ и здоровья в целом.
Оздоровительный эффект суточной физической активности детей и подростков зависит от суммарной величины, т.е. от организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свободного времени.
Для обучающихся, не занимающихся в спортивных секциях, необходимо планирование повышения физической активности за счет использования в режиме дня малых форм физического воспитания. Это проведение зарядки, подвижных игр, прогулок, физкультминуток не только в условиях школьного обучения, но и дома.
Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние ОЗ и формирование рефракции глаз у школьников. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза (приложение 1).
Правильное место физкультминутки на уроке может определить только сам учитель. Важно, чтобы при планировании урока он четко представлял вид и степень утомления обучающихся в течение его проведения.
При проведении специальных комплексов упражнений гимнастики для глаз эффективность физкультминуток возрастает. Повышается острота зрения и другие зрительные функции.
Для определенных видов зрительной деятельности разрабатываются комплексы упражнений. Назначение этих упражнений - включить в динамическую работу бездеятельные глазные мышцы и, наоборот, расслабить глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка (приложение 5, 6).
Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного и систематического применения.
Организация на базе школы занятий ЛАК делает их удобными и доступными для школьников с выявленными нарушениями ОЗ, что является положительной мотивацией для занятий по предлагаемым комплексам упражнений (приложение 7).
Кроме занятий ЛФК в школе необходимо применять домашние задания с предварительным их разучиванием на занятиях и последующей проверкой выполнения. Метод домашних заданий, как связующий элемент ЛФК на занятиях в школе и семье, позволяет повысить качество выполнения ребенком упражнений для глаз, предупредить возникновение, приостановить и исправить уже имеющиеся нарушения со стороны ОЗ.
Благотворно влиять на состояние глаз при различных оптических нарушениях и способствовать их стабилизации могут занятия спортом, но они же могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на ОЗ и привести к осложнениям. Все зависит от степени нарушения, а также от специфики избранного вида спорта и дозировки спортивных нагрузок.
В МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца было проведено пилотное исследование влияния занятий бадминтоном на рефракцию, аккомодацию и гемодинамику глаз с миопией. Проведенные исследования показывают благотворное влияние занятий бадминтоном на функциональное состояние и гемодинамику глаз у детей с близорукостью. У всех детей после занятий бадминтоном повысилась острота зрения с привычной коррекцией на 0,1 - 0,3. Аккомодационная способность глаза увеличилась в среднем на 20 - 33%. Показатели гемодинамики улучшились в глазной артерии, достоверно в медиальных и латеральных задних цилиарных артериях, улучшился отток в центральной вене сетчатки. В связи с этим занятия бадминтоном следует рекомендовать для профилактики возникновения и прогрессирования миопии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей