Чтение и письмо

Учебная деятельность школьников постоянно сопряжена с элементами чтения и письма. При чтении зрительное восприятие текста представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких деталей.

Глазам во время чтения приходится проделывать колоссальную работу, связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Рассматривание текста, распознавание букв, особенно у начинающего читателя, связано с напряжением аккомодации для установления определенной кривизны хрусталика и усиления его преломляющей силы. В работу включается аккомодационная мышца глаза, и одновременно напрягаются внутренние прямые мышцы глаз, которые поворачивают глазные яблоки внутрь к носу (конвергенция). Движение глаз вдоль строки осуществляется с помощью остальных глазодвигательных мышц. При этом многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено, что движение глаз по строке происходит не плавно и не непрерывно, а скачками, после которых следует остановка. Скачки, т.е. собственно движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксация). Продолжительность фиксаций - от 0,2 до 0,6 сек, скачков - 0,02 сек. Чем неопытнее читатель, тем чаще его глаз останавливается на строке. Это также зависит и от трудности текста. Опытный читатель при чтении простого текста делает мало пауз (4 - 6 остановок на строке), неопытный - 10 - 20.

Помимо поступательных движений глаз вдоль строки, могут быть и возвратные движения (рефиксация), связанные с повторным возвращением к плохо понятному слову, потерей текста и т.д. Это особенно характерно для мало читающих учащихся или при утомлении от долгого непрерывного чтения. Возвратные движения особенно утомительны, т.к. глаза находятся в постоянном напряжении. Чтение взрослых и много читающих характеризуется почти полным отсутствием возвратных движений глаз, поэтому менее утомительно для них.

Помимо непосредственного восприятия текста, его рисунка, величины букв, строк, расстояния между буквами и строками, т.е. всего того, что определяет читаемость текста, легкость его восприятия, мозг человека во время чтения совершает работу по осознанию содержания текста, эмоциональному его восприятию, запоминанию и анализу прочитанного. Важно отметить, что при умственном утомлении утрачивается равномерность движения глаз, появляются длительные остановки, учащается число фиксаций и рефиксаций, снижается скорость чтения. При этом изменяется и поза читающего. Он ближе наклоняется к тексту, чаще начинает менять положение тела, прерывать чтение.

Все детские учебные и книжные издания должны иметь Декларацию или Сертификат соответствия требованиям к шрифтовому оформлению текстов в зависимости от возраста и вида издания.

Необходимо соблюдать определенные правила и при письме, а именно, взгляд при письме следует перемещать вслед за движением кончика ручки, а также не читать только что написанные буквы. Непрерывная продолжительность чтения и письма обучающихся, должна быть также регламентирована по возрасту (табл. 1) и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы.

Таблица 1

Возрастные нормы непрерывной продолжительности

письма и чтения

Возраст школьника (лет)

Непрерывная продолжительность письма (в минутах)

Непрерывная продолжительность чтения (в минутах)

6 - 7

5 - 7

5 - 10

8 - 10

10

15 - 20

11 - 12

15

-

11 - 15

-

25 - 30

16 - 18

25 - 30

35 - 45

Домашнее задание обучающихся 1-х и 2-х классов должно продолжаться не более 1,5 часов, обучающихся 3-х и 4-х классов - не более 2-х часов. Телевизионные передачи следует просматривать сидя на стуле на расстоянии 3 м от экрана, лучше смотреть 2 - 3 раза в неделю не более 15 - 20 минут для дошкольников, 30 - 45 минут для обучающихся начальных классов и 1 - 1,5 часа для обучающихся средних классов. Комната, где просматриваются телепередачи, не должна быть затемненной. Необходимо обязательно чередовать зрительную работу с отдыхом, физкультурными паузами для глаз (через 15 минут чтения или письма закрыть глаза, откинувшись на стуле, расслабиться, в покое посидеть 2 - 3 минуты; через следующие 15 минут движения глаз вверх, вниз, в стороны тоже 2 - 3 минуты; через 30 минут занятий вновь физкультурная пауза 10 минут или физическая работа по дому), чаще быть на воздухе во внеучебное время и на переменах в школе.

Во время перерыва необходимо дать отдых глазам. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты.

Перевести взор от книги на удаленные предметы, расположенные, например, за окном (деревья, небо, дома и т.д.) полезно для расслабления аккомодации. Переключение аккомодации с близких на удаленные объекты, а также присоединение двигательной активности мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса и др., находящихся при чтении и письме в статическом напряженном состоянии, способствуют снятию зрительного и общего утомления.

Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей. При этом улучшается кровообращение, нормализуется внутриглазное давление (приложение 1).