ВВЕДЕНИЕ

В последние 20 лет отмечается постоянное ухудшение состояния здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Рост заболеваемости выявлен практически по всем классам болезней. Болезни глаза и его придаточного аппарата находятся на третьем месте в структуре всей заболеваемости детей и составляют 9200 на 100 тыс. детского населения [1]. Заболеваемость глаз у детей заметно превышает таковую у взрослого населения и имеет тенденцию к дальнейшему росту. За период обучения детей в школе увеличивается частота и степень снижения их зрения в 2 - 3 раза. Более половины всех случаев патологии глаз составляет миопия, распространенность которой среди обучающихся общеобразовательных организаций достигает 25 - 30%.

В нашей стране около 15 млн. близоруких людей, половина из которых имеет прогрессирующую форму, приводящую к слепоте и инвалидности. Если раньше близорукость более интенсивно развивалась у старшеклассников, то в последнее время отмечается увеличение этого заболевания у младших школьников.

В научных исследованиях клиницистов и физиологов доказана тесная взаимосвязь нарушений и заболеваний глаза и его придаточного аппарата с нарушениями и заболеваниями других органов и систем (сердечно - сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, эндокринопатиями, эндогенным ожирением, поражением кожи, хроническими тонзиллитами, аденоидами и др.). Так, например, в развитии болезней глаз важную роль играет осанка. Есть такой термин - цервикальная близорукость (с латыни cervix - шея). Установлено, что у близоруких детей значительно чаще выявляются изменения позвонков и межпозвонковых дисков в шейном отделе позвоночника.

Большинство проблем здоровья взрослых закладываются в раннем детстве. Формирование условий для правильного функционирования органа зрения (ОЗ) у детей - залог хорошего зрения на всю жизнь. Необходимо создать устойчивые стереотипы здорового образа жизни (ЗОЖ), позволяющие сохранить природное зрение ребенка, привить культуру зрительной работы. Эти вопросы следует решать совместно, объединив усилия медицинских работников, родителей и педагогов.

Перспективным направлением сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста, в том числе зрения, является профилактика его нарушений непосредственно на базе общеобразовательных организаций. Не отрицая роли амбулаторно-поликлинической службы, профилактическую работу не менее важно осуществлять непосредственно по месту обучения детей. В этих условиях эффективность реализации данной работы достигается взаимодействием медицинского и педагогического персонала, родителей, при активном участии самих обучающихся. Преимуществом такой формы работы является неразрывность учебного и оздоровительного процессов, непосредственное участие педагогов в охране здоровья школьников.