II. ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ БЛИЗОРУКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Для повышения эффективности профилактики отправной точкой должно стать время проявления предвестников начинающейся миопии. В настоящее время общепризнанными являются следующие предикторы:

1. Запас дальнозоркости менее +0,75 D у детей до 6 лет.

2. Осевая длина более 23,5 мм при рефракции глаза 00000001.wmz +1,0 D.

3. Близорукость у обоих родителей или близорукость высокой степени у одного из родителей.

4. Псевдомиопия, или ложная близорукость. Ребенок отмечает периодический "туман", снижение зрения вдаль, с узким зрачком выявляется миопия, но при расширении зрачков она исчезает.

5. Нарушение мышечного равновесия, чаще - эзофория.

6. Гипокинезия при высокой зрительной нагрузке.

Для профилактики развития миопии могут быть рекомендованы следующие меры:

1. Соблюдение режима зрительной нагрузки. В частности:

- выработка эргономичных стереотипов выполнения зрительной работы вблизи - дистанция до объекта зрительной работы вблизи 35 - 40 см;

- продолжительность непрерывной зрительной работы вблизи не более 35 мин;

- минимизация периода общения с электронными носителями информации.

2. Домашние упражнения для тренировки аккомодации.

3. Занятия физкультурой и спортом (бадминтон, плавание, теннис).

4. Пребывание на открытом воздухе не менее 90 минут в день в светлое время суток.

5. Плюсовые очки для постоянного ношения в группах риска для создания бинокулярного миопического дефокуса. Использование очков с оптическими линзами "Perifocal" с центральной рефракцией +0,25 Д для создания центрального и периферического бинокулярного миопического дефокуса, повышения аккомодации, формирования положительной сферической аберрации в глазу.

6. При выявлении псевдомиопии возможно назначение инстилляций Фенилэфрина 2,5% на ночь через день курсами по 1 месяцу 4 раза в год. Эти средства назначаются офтальмологом после обследования.

Среди мер, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных организациях, важным является раннее выявление детей группы риска.

Глаз - динамичный орган, он хорошо приспосабливается к разнообразным условиям зрительной работы: посредством изменения диаметра зрачка - к яркости и освещенности объекта; посредством изменения кривизны хрусталика (при этом меняется величина преломления световых лучей) - к расстоянию до объекта; посредством сведения или разведения глаз - к расстоянию до объекта (для обеспечения видения обоими глазами одновременно - бинокулярное зрение). Кроме того, сама сетчатая оболочка приспосабливается к яркостным и спектральным характеристикам объекта. Однако адаптационные возможности глаза не безграничны. Поэтому для зрительной работы необходимо создавать оптимальные условия.