Рабочая поза во время занятий

Помимо недостаточного освещения и не соблюдения гигиенических требований к условиям для чтения и письма возникновение зрительного утомления и близорукости может быть обусловлено неправильной рабочей позой сидящего школьника во время занятий в школе и дома. Речь идет о чрезмерном приближении глаз к предмету работы, что приводит к повышенному напряжению как внутренних прямых мышц глаза, сводящих глазные яблоки, так и внутриглазной цилиарной мышцы, а также мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. В результате глаза работают с перегрузкой и быстро утомляются. Кроме того, постоянное напряжение различных групп мышц нарушает процесс кровообращения в глазах, способствует быстрому изнашиванию компенсаторных механизмов и появлению или прогрессированию близорукости.

Одной из причин, по которой школьники вынуждены сильно приближать глаза к рассматриваемым предметам, может быть нарушение зрения или неправильно подобранные очки.

Привычка, чаще у младших школьников, слишком близко приближать глаза к книге, тетради и особенно к рисунку не всегда связана с недостаточностью зрения, нередко она является выражением эмоций, связанных со старанием. Обычно, чем ребенок больше старается, тем больше он приближает глаза к объекту. Следует предостерегать детей от этой привычки и всячески препятствовать ее закреплению.

Положение сидя считается правильным, если сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед, спина опирается о спинку стула на уровне поясницы, оба плеча находятся на одном уровне, предплечья свободно лежат на столе, туловище не упирается в передний край стола - между ними остается свободное пространство в 3 - 4 см; бедра почти полностью (не менее 2/3) лежат на сиденье, ноги в коленных суставах согнуты под прямым или тупым углом и опираются всей стопой на пол или подножку. При этом тело имеет несколько точек опоры (стол, сиденье, спинка, пол или подножка), что снижает статическое напряжение мышц, необходимое для удержания туловища в вертикальном положении, а значит, уменьшается и утомляемость.

Проверить правильность посадки обучающийся может сам. Так, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаться спинки стула. Расстояние от глаз до рабочей поверхности (книги, тетради) определяется рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев должны касаться виска. Садясь за работу к столу, надо задвинуть стул на 3 - 4 см под стол.

Очень важно выработать и закрепить привычку правильно сидеть с детских лет, где бы ребенок ни находился (в гостях, в театре, на концерте и т.п.) и каким делом ни занимался (чтение, письмо, просмотр телепередач, занятия на компьютере, шитье, вязание и т.д.).

С целью изменения неправильного положения туловища обучающихся крайних рядов необходимо менять детям места в классе.