1. Общие положения

Методические рекомендации по предоставлению физкультурно-оздоровительных услуг физкультурно-спортивными организациями, в том числе негосударственными физкультурно-спортивными организациями (далее - физкультурно-спортивные организации) разработаны во исполнение пункта 96 Плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 3615-р (далее - методические рекомендации).

Правовую основу методических рекомендаций составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ), Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р (далее - Стратегия), и другими нормативными правовыми актами, а также Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные".

Методические рекомендации предназначены для внедрения стандарта предоставления физкультурно-оздоровительных услуг физкультурно-спортивными организациями при реализации Федерального закона от 13.07.2020 N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" в рамках направления деятельности "оказание физкультурно-оздоровительных услуг, включенных в региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ" (далее соответственно - Федеральный закон N 189-ФЗ, физкультурно-оздоровительные услуги) субъектами Российской Федерации, принявшими решение об апробации указанных услуг.

В рамках методических рекомендаций предлагаются подходы к:

определению требований, предъявляемых к физкультурно-спортивным организациям - потенциальным исполнителям физкультурно-оздоровительных услуг;

определению порядка отбора физкультурно-спортивных организаций - потенциальных исполнителей физкультурно-оздоровительных услуг;

формированию порядка контроля качества предоставления физкультурно-оздоровительных услуг негосударственными организациями;

включению физкультурно-оздоровительной услуги в установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, определению категорий потребителей физкультурно-оздоровительных услуг, условий и порядка оказания физкультурно-оздоровительных услуг:

перечню нормативных правовых актов, применяемых при формировании и исполнении государственного (муниципального) социального заказа по направлению деятельности "физкультурно-оздоровительные услуги".

Методические рекомендации разработаны для внедрения механизмов Федерального закона N 189-ФЗ по направлению деятельности "оказание физкультурно-оздоровительных услуг, включенных в региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ".

Настоящие методические рекомендации обеспечивают инструментарий по применению стандартов предоставления физкультурно-оздоровительных услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований и физкультурно-спортивными организациями.

Методические рекомендации позволяют региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления:

разрабатывать стандарты предоставления физкультурно-оздоровительных услуг физкультурно-спортивными организациями, включая порядок контроля за их качеством, необходимое нормативно-правовое и организационно-правовое обеспечение для их предоставления;

выработать унифицированные подходы к организации предоставления физкультурно-оздоровительных услуг физкультурно-спортивными организациями.

При разработке и применении стандарта предоставления физкультурно-оздоровительных услуг физкультурно-спортивными организациями в соответствии с методическими рекомендациями в субъектах Российской Федерации могут вноситься дополнения с учетом региональной специфики и имеющейся нормативной правовой базы в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, кадрового потенциала и наработанного опыта реализации физкультурно-оздоровительных услуг. На основе стандарта предоставления физкультурно-оздоровительных услуг физкультурно-спортивными организациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо самостоятельно разработать стандарты предоставления физкультурно-оздоровительных услуг физкультурно-спортивными организациями, включая порядок контроля за их качеством, региональную нормативно-правовую базу по реализации механизмов Федерального закона N 189-ФЗ по направлению деятельности "оказание физкультурно-оздоровительных услуг, включенных в региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ".

Федеральным законом от 05.04.2021 N 87-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 10 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" введено понятие "физкультурно-оздоровительная услуга" и определены организации, которые вправе оказывать такие услуги. При этом подходы к реализации механизмов Федерального закона N 189-ФЗ в отношении указанного направления деятельности отсутствуют. Субъекты Российской Федерации, заинтересованные в развитии сектора физкультурно-оздоровительных услуг, вправе в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации включать соответствующие услуги в региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ. В этой связи, внесены изменения в Федеральный закон N 189-ФЗ, обеспечивающие возможность предоставления "физкультурно-оздоровительных услуг" для указанных субъектов Российской Федерации.

В целях организации работы по апробации конкурентных способов отбора исполнителей услуг по направлению "оказание физкультурно-оздоровительных услуг" в пилотных регионах (Ярославская область, Ульяновская область, Республика Башкортостан, Приморский край, Ленинградская область) приказом Минспорта России N 349 от 26.05.2023 создана межведомственная рабочая группа (далее - МРГ), в состав которой вошли представители региональных органов власти и сотрудники ФГБОУ ВО СибГУФК. В 2023 году Министерством спорта России и участниками МРГ была проведена аналитическая и организационно-методическая работа по применению механизмов, предусмотренных Федеральным законом N 189-ФЗ, в рамках направления деятельности "оказание физкультурно-оздоровительных услуг", которая, начиная с 2023 года, позволила апробировать и реализовать конкурентные способы отбора исполнителей услуг по указанному направлению в Республике Башкортостан. В остальных регионах реализация "пилотных" проектов запланирована на 2024 год. Опыт вышеуказанных регионов проанализирован и учтен при разработке методических рекомендаций.

Реализация Федерального закона N 189-ФЗ позволяет:

создать условия для оказания государственных (муниципальных) услуг негосударственными организациями;

усилить конкуренцию при выборе исполнителей услуг;

увеличить охват граждан услугами, обеспечить доступ к услугам, повысить качество оказанных услуг;

увеличить удовлетворенность граждан оказанием государственных услуг в социальной сфере.

Целью предлагаемых методических рекомендаций является оказание методической поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Российской Федерации, принявших решение об апробации механизмов, предусмотренных Федеральным законом N 189-ФЗ по направлению деятельности "оказание физкультурно-оздоровительных услуг".

Методическими рекомендациями предлагаются подходы к следующим направлениям:

включение физкультурно-оздоровительной услуги в установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации региональные перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг;

структура модели стандарта предоставления физкультурно-оздоровительных услуг;

предложения по определению требований, предъявляемых к физкультурно-спортивным организациям - потенциальным исполнителям физкультурно-оздоровительных услуг;

предложения по определению порядка отбора физкультурно-спортивных организаций - потенциальных исполнителей физкультурно-оздоровительных услуг;

предложения по формированию порядка контроля качества предоставления физкультурно-оздоровительных услуг физкультурно-спортивными организациями;

предложения по определению категорий потребителей физкультурно-оздоровительных услуг;

предложения по структуре требований к условиям и порядку оказания физкультурно-оздоровительных услуг.

В методических рекомендациях также приведен перечень нормативных правовых актов, применяемых при формировании и исполнении государственного (муниципального) социального заказа по направлению деятельности "оказание физкультурно-оздоровительные услуги, включенных в региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ" (Приложение А).

Ожидаемым результатом от использования методических рекомендаций является формирование и исполнение не менее пяти государственных (муниципальных) социальных заказов по направлению деятельности "Оказание физкультурно-оздоровительных услуг" на 2024 год, содержащих значения показателей, характеризующих объем оказания услуг, распределяемый с использованием конкурентного способа отбора: конкурс или социальный сертификат.