2. Текущее состояние оказания физкультурно-оздоровительных услуг в Российской Федерации

2. Текущее состояние оказания физкультурно-оздоровительных

услуг в Российской Федерации

В 2023 году подробный статистический и аналитический анализ форм и условий (порядка) оказания физкультурно-оздоровительных услуг был проведен в 8 федеральных округах и 31 регионе: Центральном (4 региона), Северо-Западном (4 региона), Южном (4 региона), Приволжском (4 региона), Уральском (3 региона), Сибирском (5 регионов), Дальневосточном (4 региона), Северо-Кавказском (3 региона).

Анализ регионального законодательства показал, что все льготы, связанные с оказанием физкультурно-оздоровительных услуг в различных субъектах Российской Федерации, однотипные и их условно можно разделить на две группы:

1) предоставление физкультурно-оздоровительных услуг на льготных основаниях для населения (отдельные категории граждан);

2) предоставление различных льготных условий для организаций, оказывающих данные услуги, возмещение недополученных доходов физкультурно-спортивных организаций в связи с предоставлением льготных услуг населению.

Как правило, к льготной категории относятся дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны. Реже категория льготников расширена: к ним относят участников и ветеранов боевых действий, студентов и т.д. Следует также отметить, что льготные категории граждан имеют право на получение физкультурно-оздоровительных услуг либо безвозмездно, либо по льготным ценам.

Самые доступные по стоимости для самостоятельных посещений и занятий физической культурой и спортом: бесплатные уличные тренажеры и площадки, расположенные в различных районах города (площадки в основном во дворах жилых микрорайонов и жилищных комплексов), сезонные и крытые катки, катание на беговых лыжах, занятия легкой атлетикой на стадионах или в л/а манежах. Из игровых видов спорта наиболее доступен настольный теннис.

В средней ценовой категории - занятия плаванием, в фитнес-центрах, клубах единоборств, игровые виды спорта (баскетбол, волейбол), занятия фигурным катанием, а также занятия в клубах любителей бега и северной ходьбы.

Наиболее дорогими по стоимости являются занятия в футбольных и хоккейных клубах, конный спорт, большой теннис.

Анализ половозрастного состава занимающихся по всем учреждениям, предприятиям, объединениям, организациям, вовлеченным в физкультурно-спортивную работу, показал черты сходства по соотношению людей разного возраста в разных Федеральных округах, кроме доли детей 3 - 15 лет, где выявлены специфические особенности по отдельным Федеральным округам.

В частности, доля детей 3 - 15 лет в Южном, Северо-Западном, Приволжском Федеральном округе несколько ниже, чем в других Федеральных округах, и варьируется в диапазоне 26 - 29%, тогда как, например, в Северо-Кавказском Федеральном округе она достигает 37%. Средние показатели находятся на уровне 31%, что соотносится с данными сводного отчета по Российской Федерации.

Определенные различия выявлены по половому составу занимающихся при общей тенденции превалирования мужского контингента. В частности, есть Федеральные округа, где доля занимающихся женского пола всего 34 - 36% (Дальневосточный, Северо-Кавказский Федеральный округ), тогда как в остальных Федеральных округах она выше 40%.

Значительные различия выявлены по соотношению занимающихся в городской и сельской местностях, что отражает специфические региональные особенности.

Анализ показателей вовлеченности образовательных организаций различного уровня в физкультурно-спортивную деятельность показывает, что наиболее масштабно участвуют в этой работе общеобразовательные организации, среди которых около 60% имеют функционирующие школьные спортивные клубы. Среди образовательных организаций высшего образования процентная доля имеющих действующие студенческие спортивные клубы несколько меньше (около 30%). Ниже всего показатели наличия действующих спортивных клубов в профессиональных образовательных организациях (в среднем 23% имеют студенческие спортивные клубы). Очень невысокие показатели вовлеченности в физкультурно-спортивную работу выявлены по предприятиям, учреждениям и организациям, среди которых имеют спортивные клубы в среднем только около 4%.

В ходе исследований были определены главные факторы, от которых зависит здоровье человека, по мнению респондентов: образ жизни, стрессы и наследственность. Большая часть респондентов занимается физической культурой и спортом, но также имеются возможности для увеличения количества занимающихся за счет более активного развития физкультурно-оздоровительных услуг. Цели респондентов для занятий физической культурой различные. Приоритетными целями населения при занятиях физической культурой стали: 1 - улучшение и поддержание физической формы; 2 - улучшение и поддержание здоровья; 3 - улучшение настроения, снятие стресса.

Более 60% респондентов не имеют возможности платить высокую цену за занятия в месяц, а могли бы платить от 1000 до 3000 рублей. Респонденты хотели бы получать разнообразные услуги по физической культуре и спорту, направленные на формирование различных физических качеств и поддержание функциональных систем организма. Было выявлено, что у респондентов не всегда есть возможность идти в спортивно-оздоровительный комплекс, что в том числе связано с отсутствием достаточного свободного времени и со стоимостью занятий с индивидуальным тренером. Наиболее значимыми факторами для выбора места занятий физической культурой и спортом стали месторасположение, цена и качество обслуживания. Большинство респондентов пользуется услугами спортивно-оздоровительных комплексов. Лишь для менее 50% респондентов достаточно мест для занятий физической культурой и спортом, что говорит о том, что существует потребность в расширении мест для занятий физической культурой и спортом. Около 60% респондентов оценивают качество услуг как отличное и хорошее, что в целом говорит о неплохом качестве услуг, но в то же время есть возможности для совершенствования их качества.

Большинство респондентов предпочитает заниматься самостоятельно и в бюджетных учреждениях, что говорит о том, что вопрос стоимости физкультурно-оздоровительных услуг является для респондентов приоритетным. Предпочитают самостоятельные занятия 47%: очевидно это связано с последствиями пандемии и высокой стоимостью услуг; 34% предпочитают заниматься в группе. Более всего респондентов не удовлетворяет высокая стоимость занятий, месторасположение и недостаточное количество спортивных сооружений, а также неудобное время работы. Причины неудовлетворенности существующими условиями чаще всего связаны с малым количеством спортивных объектов, их удаленностью или дороговизной занятий.

Наиболее привлекательными услугами были названы:

1 - плавание;

2 - занятия в тренажерном зале и фитнес;

3 - игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, теннис).

Необходимо учитывать это при реализации государственного (муниципального) социального заказа на оказание физкультурно-оздоровительных услуг (далее - социальный заказ), государственных программ и проектов.

В рамках работы по апробации конкурентных способов отбора исполнителей услуг по направлению "оказание физкультурно-оздоровительных услуг" был рассмотрен опыт Республики Башкортостан по апробации механизмов оказания физкультурно-оздоровительных услуг.

Отдельный интерес представляет имеющаяся региональная нормативная база, в том числе:

постановление Правительства Республики Башкортостан от 17.04.2023 N 179, которым утвержден Порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на финансовое обеспечение муниципального социального заказа на оказание физкультурно-оздоровительных услуг отдельным категориям граждан;

постановление Правительства Приморского края от 22.06.2023 N 423-пп "Об утверждении порядка проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных услуг в сфере физической культуры и спорта в рамках социального заказа";

постановление Правительства Приморского края от 29.08.2023 N 605-пп "О порядке предоставления субсидий из краевого бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг на оплату соглашения об оказании государственных услуг в сфере физической культуры и спорта в рамках социального заказа, заключенного по результатам конкурса".

В Республике Башкортостан к оказанию государственных услуг в сфере физической культуры и спорта (физкультурно-оздоровительных услуг) в рамках социального заказа были допущены организации, оказывающие следующие услуги:

групповые занятия северной ("скандинавской") ходьбой;

групповые занятия йогой;

групповые занятия аквааэробикой;

групповые занятия оздоровительным плаванием;

групповые занятия фитнес-аэробикой;

групповые занятия оздоровительным бегом;

групповые занятия катанием на лыжах;

занятия в тренажерном зале;

групповые занятия общефизической подготовкой (ОФП);

групповые занятия гимнастикой (цигун, пилатес, стрейчинг);

групповые занятия интеллектуальным спортом (шашки, шахматы);

групповые занятия городошным спортом.

Схема реализации социального заказа на оказание физкультурно-оздоровительных услуг в Республике Башкортостан осуществлялась для граждан старше 60 лет, выполнивших нормативы ВФСК ГТО и получивших именной сертификат на "физкультурно-оздоровительные услуги". Это решение отражает одно из приоритетных направлений Стратегии - совершенствование системы поощрения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) на знаки отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне (ГТО)". Финансовое обеспечение осуществлялось за счет средств Республики Башкортостан при предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований. Регионом были разработаны формы нормативно-правовых документов и отчетности, а именно: сертификат, договор, анкета, форма заявки, форма отчета.

В Приморском крае основной физкультурно-оздоровительной услугой в рамках социального заказа были определены занятия по плаванию в рамках проведения конкурса и заключения соглашения об оказании государственных услуг в сфере физической культуры и спорта.

Проведенное исследование позволило получить обобщенное представление об особенностях оказания физкультурно-оздоровительных услуг для населения Российской Федерации, организованных на базе различных физкультурно-спортивных организаций, в том числе негосударственных. В ходе исследования выявлены следующие проблемные аспекты реализации физкультурно-оздоровительных услуг:

слабое информационное обеспечение физкультурно-оздоровительной работы негосударственных организаций;

проблемы кадрового обеспечения реализации физкультурно-оздоровительных программ с различными возрастными группами населения;

отсутствие научно-методического обоснования содержания физкультурно-оздоровительных программ, контроля показателей здоровья и функционального состояния занимающихся с учетом возрастных особенностей.

Внедрение Федерального закона N 189-ФЗ по направлению деятельности "оказание физкультурно-оздоровительных услуг, включенных в региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ" является наиболее целесообразным и эффективным механизмом достижения целевых показателей Стратегии.