IX. Основы организации торговли электрической энергией путем конкурентного отбора для балансирования системы, а также по свободным договорам купли-продажи отклонений
IX. Основы организации торговли электрической энергией
путем конкурентного отбора для балансирования системы,
а также по свободным договорам купли-продажи отклонений
127. Конкурентный отбор для балансирования системы производится в форме расчета объемов производства электрической энергии на генерирующем оборудовании, установленная генерирующая мощность которого составляет не менее 5 МВт, и объемов потребления на энергопринимающих устройствах участников с регулируемым потреблением на час поставки электрической энергии, а также цен продажи (покупки) отклонений в указанный час.
Участник оптового рынка покупает электрическую энергию по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего снижению объема производства (увеличению объема потребления).
Участник оптового рынка продает электрическую энергию по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего увеличению объема производства (снижению объема потребления).
128. Стоимость отклонений определяется в соответствии с настоящим разделом в отношении каждого участника оптового рынка за расчетный период исходя из:
а) цен на электрическую энергию, определяемых в результате конкурентного отбора заявок для балансирования системы для каждого часа и применяемых в зависимости от направления изменения объемов и причины его возникновения (по собственной инициативе участника оптового рынка или по причине, не зависящей от участника оптового рынка и вызванной действиями иных участников оптового рынка, владельцев объектов электросетевого хозяйства, организации коммерческой инфраструктуры или системного оператора (далее - внешняя инициатива));
б) размеров отклонений по собственной инициативе участника оптового рынка и по внешней инициативе.
129. Участники оптового рынка, функционирующие в неценовых зонах оптового рынка, оплачивают отклонения, в том числе отклонения, соответствующие изменениям объемов перетоков электрической энергии по границе с ценовой зоной оптового рынка, в соответствии с разделом XIII настоящих Правил и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. - Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1446.
(см. текст в предыдущей редакции)
130. Организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, оплачивают отклонения по группам точек поставки, расположенным на линиях электропередачи, пересекающих государственную границу Российской Федерации, на границе ЕЭС России и иностранных энергосистем, с учетом подпункта 28 пункта 40 настоящих Правил.
131. Конкурентный отбор заявок для балансирования системы обеспечивает для ценовых зон формирование:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.08.2014 N 820)
(см. текст в предыдущей редакции)
цен на электрическую энергию, применяемых в зависимости от направления изменения объемов (далее - цены для балансирования системы при увеличении (уменьшении) объемов);
объемов электрической энергии, запланированных для производства и потребления в группах точек поставки поставщиков и участников с регулируемым потреблением, а также объемов снижения потребления электрической энергии агрегированными объектами управления, отобранными на текущий период оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, в отношении которых подтверждена возможность изменения режима потребления электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы (далее - диспетчерские объемы электрической энергии), на основе которых определяются отклонения по внешней инициативе;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.04.2024 N 461)
(см. текст в предыдущей редакции)
условной стоимости единицы электрической энергии, соответствующей диспетчерским объемам электрической энергии (далее - индикатор стоимости).
Конкурентный отбор заявок для балансирования системы осуществляется исходя из критерия минимизации (с учетом текущих условий функционирования ЕЭС России) стоимости диспетчерских объемов электрической энергии.
При конкурентном отборе заявок для балансирования системы диспетчерские объемы электрической энергии и соответствующие им цены рассчитываются с помощью расчетной модели, используемой для конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед. Значения параметров и ограничений, используемых для описания этой модели, а также предусмотренные пунктом 81 настоящих Правил сведения и прогнозные объемы потребления должны обновляться системным оператором при проведении конкурентного отбора заявок для балансирования системы с периодичностью, определенной договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
До начала конкурентного отбора заявок для балансирования системы субъекты оптового рынка, агрегированные объекты управления которых отобраны на текущий период оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, в отношении которых подтверждена возможность изменения режима потребления электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы, уведомляют в порядке, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, системного оператора о готовности к оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в отношении каждого такого агрегированного объекта управления.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2024 N 461)
Снижение потребления электрической энергии в рамках оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии субъектов оптового рынка, агрегированные объекты управления которых отобраны на текущий период оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии (за исключением субъектов оптового рынка, агрегированные объекты управления которых отобраны на текущий период оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и имеют возможность изменения режима потребления электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы), которое было учтено при выборе состава оборудования и (или) при проведении конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, при проведении конкурентного отбора ценовых заявок для балансирования системы учитывается при определении диспетчерских объемов электрической энергии в те же часы и в тех же объемах, которые были учтены при выборе состава оборудования и (или) при проведении конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2024 N 461)
В конкурентном отборе заявок для балансирования системы системный оператор в порядке и случаях, определенных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, учитывает снижение потребления электрической энергии в рамках оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии субъектов оптового рынка, о готовности к которому субъектами оптового рынка заявлено до начала конкурентного отбора заявок для балансирования системы, в отношении агрегированных объектов управления, отобранных на текущий период оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, в отношении которых подтверждена возможность изменения режима потребления электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2024 N 461)
Снижение потребления электрической энергии в рамках оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии может быть учтено в конкурентном отборе заявок для балансирования системы в отношении каждого агрегированного объекта управления только 1 раз в сутки на количество последовательных часов, указанное в отношении этого агрегированного объекта управления в соответствующих договорах оказания услуг по управлению изменением режима потребления.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2024 N 461)
Информация об участии субъектов оптового рынка, агрегированные объекты управления которых отобраны на текущий период оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, в снижении потребления электрической энергии в рамках оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы подлежит опубликованию на официальном сайте системного оператора в сети Интернет в порядке и сроки, которые установлены договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2024 N 461)
132. При конкурентном отборе для балансирования системы учитываются следующие типы заявок:
1) ценовые и ценопринимающие заявки поставщиков электрической энергии, поданные ими для участия в конкурентном отборе на сутки вперед на рассматриваемый час поставки;
2) ценовые и ценопринимающие заявки организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции, поданные для участия в конкурентном отборе на сутки вперед на рассматриваемый час поставки, при условии, что договор между системным оператором и организацией, осуществляющей функции оперативно-диспетчерского управления в соответствующей энергосистеме, предусматривает участие иностранной стороны в почасовом формировании действующей (актуальной) расчетной модели и выполнение условий информационного обмена и других требований системного оператора, определенных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;
3) ценовые и ценопринимающие заявки участников с регулируемым потреблением, подаваемые в срок и в порядке, которые определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
При этом в случае введения в установленном порядке в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике в каждой ценовой заявке на продажу электрической энергии, подаваемой участником с регулируемым потреблением с целью участия в конкурентном отборе для балансирования системы (за исключением ценопринимающих заявок), указываются цены на электрическую энергию, средневзвешенная величина которых не превышает индикативную цену на электрическую энергию для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, установленную федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для субъекта Российской Федерации, к которому отнесена в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка группа точек поставки указанного участника;
4) ценопринимающие заявки на увеличение или уменьшение объемов производства (потребления) электрической энергии (далее - оперативные заявки), направляемые для корректировки заявок, поданных в соответствии с подпунктами 1 - 3 настоящего пункта. Оперативные заявки подаются системному оператору до начала конкурентного отбора заявок для балансирования системы в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
5) ценовые заявки, сформированные в отношении агрегированных объектов управления, отобранных на текущий период оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, в отношении которых подтверждена возможность изменения режима потребления электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы, на объем снижения потребления электрической энергии в рамках оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, о готовности к которому соответствующими субъектами заявлено до начала конкурентного отбора заявок для балансирования системы.
(пп. 5 введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2024 N 461)
133. Заявки, поданные в отношении групп точек поставки, прием заявок в отношении которых приостановлен в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, при конкурентном отборе на сутки вперед и при конкурентном отборе для балансирования системы не учитываются.
134. При проведении конкурентного отбора заявок для балансирования системы системный оператор в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка включает в диспетчерские объемы электрической энергии в дополнение к объемам, производимым с использованием генерирующей мощности, соответствующей установленным системным оператором согласно пунктам 7 и 143 настоящих Правил минимальным значениям, объемы, на которые в заявках, учитываемых при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с пунктами 132 и 133 настоящих Правил, указана наиболее низкая цена с учетом стоимости потерь и системных ограничений, при условии, что на заявленные объемы прогнозируется соответствующий этим объемам уровень спроса.
135. Объемы электрической энергии, указанные в учитываемых ценопринимающих и оперативных заявках, включаются в диспетчерские объемы электрической энергии, за исключением следующих случаев:
1) отсутствие технологической возможности осуществления поставок электрической энергии в требуемых объемах;
2) превышение объема электрической энергии, указанного в ценопринимающих заявках и оперативных заявках на увеличение производства (уменьшение потребления) по отношению к плановому почасовому производству (потреблению), над прогнозируемым системным оператором на рассматриваемый час ростом фактического потребления электрической энергии с учетом потерь;
3) превышение объема потребления электрической энергии с учетом потерь, прогнозируемого системным оператором на рассматриваемый час, над суммарным плановым почасовым производством, уменьшенным на объем электрической энергии, указанный в ценопринимающих заявках и оперативных заявках на уменьшение производства и увеличение потребления электрической энергии.
136. В случаях, указанных в пункте 135 настоящих Правил, диспетчерский объем электрической энергии определяется в процессе конкурентного отбора заявок для балансирования системы с учетом очередности, установленной подпунктами 1, 2 и 5 пункта 87 настоящих Правил.
Объемы производства (потребления) электрической энергии, указанные в заявках, не отнесенных к типам заявок, которые учитываются в соответствии с пунктами 132 - 134 настоящих Правил при конкурентном отборе, а также объемы, на которые не были поданы ценовые заявки, включаются в диспетчерские объемы электрической энергии в последнюю очередь после объемов электрической энергии, указанных в учитываемых при конкурентном отборе заявках.
137. Величина отклонения по внешней инициативе определяется на каждый час в каждой группе точек поставки поставщиков и участников с регулируемым потреблением путем сложения разницы между диспетчерским объемом электрической энергии и объемом планового почасового производства (потребления) и величины отклонений, возникших по независящей от указанных субъектов причине в результате действия систем автоматического регулирования, противоаварийной автоматики и (или) выполнения команд и распоряжений, полученных от системного оператора в течение часа поставки в соответствии с пунктом 152 настоящих Правил, и величины отклонения, обусловленного формированием внутричасовых значений активной мощности на основании значений почасовых объемов электрической энергии, запланированных для производства по итогам конкурентного отбора для балансирования системы, с учетом отклонений по собственной регулировочной инициативе по уменьшению (увеличению).
В случае если разница между объемами фактического производства (потребления) электрической энергии и планового почасового производства (планового почасового потребления с учетом определенного в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка объема плановых потерь электрической энергии в электрических сетях, представленных в группе точек поставки) участника оптового рынка в соответствующий час суток не совпадает с величиной отклонения по внешней инициативе, отличие указанных величин считается величиной отклонения по его собственной инициативе. Отклонения по собственной инициативе рассчитываются по каждой группе точек поставки.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)
(см. текст в предыдущей редакции)
Отклонения, произошедшие на энергопринимающих объектах потребителей, не относящихся к категории участников с регулируемым потреблением, признаются отклонениями по внешней инициативе, если они возникли в результате введения в установленном порядке ограничения режима потребления по основаниям, не связанным с нарушением такими потребителями своих обязательств по заключенным на оптовом рынке договорам, или в результате объявления в установленном порядке на рассматриваемый час системным оператором угрозы возникновения аварийной ситуации. Величины отклонений по внешней инициативе в этом случае определяются в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
В соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка указанная величина отклонения по внешней инициативе может быть разделена на составляющие величины отклонений по внешней инициативе в зависимости от очередности их формирования.
Отклонения, произошедшие в группе точек поставки гарантирующего поставщика, с использованием которой приобретаются электрическая энергия и мощность на оптовом рынке для потребителя, оказывающего услуги по изменению режима потребления электрической энергии, если они возникли в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения агрегатором обязательств по договорам оказания услуг по управлению изменением режима потребления, в объеме, обусловленном таким неисполнением или ненадлежащим исполнением такого договора, а также в случаях, установленных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, если они возникли в результате превышения фактического объема снижения потребления электрической энергии в рамках оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, определяемого системным оператором в порядке, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, над объемом снижения потребления электрической энергии, составляющим обязательства агрегатора по договорам оказания услуг по управлению изменением режима потребления, оплачиваются в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка по цене, определяемой по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед в указанной группе точек поставки.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.04.2024 N 461)
(см. текст в предыдущей редакции)
138. Индикаторы стоимости определяются на каждый час суток фактической поставки в каждом узле расчетной модели с соблюдением следующих условий (за исключением случаев необходимости учета положений пунктов 136 и 139 настоящих Правил):
1) индикаторы стоимости одинаковы для всех диспетчерских объемов электрической энергии, отнесенных к одному узлу расчетной модели;
2) индикатор стоимости не может быть ниже цены, указанной поставщиком электрической энергии в заявке, которая учитывается согласно пунктам 132 - 134 настоящих Правил при конкурентном отборе заявок для балансирования системы, в отношении объема электрической энергии, включенного в диспетчерский объем электрической энергии для данного поставщика. В 2017 и 2018 годах при расчете индикатора стоимости в рамках конкурентного отбора заявок для балансирования системы цены, указанные в заявках, в отношении генерирующих объектов, расположенных на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, не учитываются;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) индикатор стоимости не может быть выше цены, указанной участником с регулируемым потреблением в заявке, которая учитывается согласно пунктам 132 и 133 настоящих Правил при конкурентном отборе заявок для балансирования системы, в отношении объема электрической энергии, включенного в диспетчерский объем электрической энергии для данного участника.
139. Индикаторы стоимости должны также отражать влияние системных ограничений (в пределах наиболее высокой стоимости производства электрической энергии из указанных в поданных в соответствующей ценовой зоне ценовых заявках на объемы электрической энергии, включенные в объемы производства электрической энергии, определенные по итогам конкурентного отбора заявок для балансирования системы) и стоимость потерь электрической энергии, зависящих от электроэнергетических режимов, соответствующих диспетчерским объемам электрической энергии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.09.2017 N 1065)
(см. текст в предыдущей редакции)
140. Цена для балансирования системы при увеличении (уменьшении) объемов определяется на каждый час суток фактической поставки в каждом узле расчетной модели. Ценой для балансирования системы при увеличении объемов является максимальная величина из значения индикатора стоимости и равновесной цены на электрическую энергию в соответствующем узле расчетной модели. Ценой для балансирования системы при уменьшении объемов является минимальная из указанных величин.
В период действия в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике ценой для балансирования системы при увеличении (уменьшении) объемов является максимальная (минимальная) из следующих величин:
значение индикатора стоимости в соответствующем узле расчетной модели;
определяемая в соответствии с пунктом 99 настоящих Правил стоимость единицы электрической энергии в субъекте Российской Федерации, к которому отнесен указанный узел расчетной модели.
В случаях, предусмотренных пунктом 91 настоящих Правил, цены для балансирования системы, объемы и стоимость отклонений определяются в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
141. Предварительно рассчитанные объемы обязательств и требований участников оптового рынка по оплате отклонений определяются за расчетный период как сумма определенных на каждый час расчетного периода расчетных показателей стоимости соответствующих отклонений.
Расчетный показатель стоимости отклонения участника оптового рынка определяется на каждый час расчетного периода как произведение величины отклонения с учетом инициативы его возникновения и направления изменения объемов на величину, применяемую для предварительного расчета стоимости отклонений и определяемую в узле расчетной модели, к которому относится группа точек поставки данного участника, в соответствии с требованиями настоящего пункта.
Стоимость объемов электрической энергии, соответствующих составляющей величине отклонения по внешней инициативе, обусловленной формированием внутричасовых значений активной мощности на основании значений почасовых объемов электрической энергии, запланированных для производства по итогам конкурентного отбора для балансирования системы, определяется на основе индикаторов стоимости в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
При увеличении поставщиками объема производства электрической энергии по внешней инициативе:
стоимость объемов электрической энергии, указанных в заявках, которые учитываются при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 132 настоящих Правил, в части соответствующего отклонения рассчитывается на основании наибольшей величины из индикатора стоимости и цены, указанной в таких заявках;
стоимость объемов электрической энергии, указанных в заявках, которые учитываются при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 132 настоящих Правил, в части отклонения, соответствующего превышению предоставленного участником в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка минимального почасового значения мощности генерирующего оборудования над плановым почасовым производством, в случае установления системным оператором дополнительных ограничений на минимальные почасовые значения мощности генерирующего оборудования рассчитывается на основании индикатора стоимости;
стоимость объемов электрической энергии, производимой на гидроэлектростанциях, в части соответствующего отклонения рассчитывается на основании наибольшей величины из индикатора стоимости и соответствующей ставки водного налога, применяемой при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (ставки платы за пользование водными объектами или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов в целях производства электрической энергии);
стоимость объемов электрической энергии, производимой на гидроаккумулирующих электростанциях, в части соответствующего отклонения рассчитывается на основании наибольшей величины из индикатора стоимости и величины удельных затрат таких электростанций в насосном режиме;
стоимость объемов электрической энергии, принятых по оперативным ценопринимающим заявкам, а также объемов электрической энергии, заявки на которые не подавались или не соответствовали предусмотренным пунктами 132 и 133 настоящих Правил требованиям к заявкам, учитываемым при конкурентном отборе для балансирования системы, в части соответствующего отклонения рассчитывается на основании индикатора стоимости;
в период действия в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике стоимость объемов электрической энергии, принятых по оперативным ценопринимающим заявкам, а также объемов электрической энергии, заявки на которые не подавались или не соответствовали предусмотренным пунктами 132 и 133 настоящих Правил требованиям к заявкам, учитываемым при конкурентном отборе для балансирования системы, в части соответствующего отклонения рассчитывается на основании минимального из значений индикатора стоимости и регулируемой цены (тарифа) на электрическую энергию, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в отношении соответствующей электростанции поставщика (в отношении объемов электрической энергии, производимой на генерирующем оборудовании электростанций) и предназначенной для применения в период действия введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике;
абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556;
(см. текст в предыдущей редакции)
Величина удельных затрат гидроаккумулирующих станций в насосном режиме определяется организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе исходя из:
равновесных цен на электрическую энергию и (или) величин стоимости единицы электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации в период действия в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике;
объемов потребления электроэнергии в насосном режиме.
При снижении поставщиками объема производства электрической энергии по внешней инициативе:
стоимость объемов электрической энергии, указанных в заявках, которые учитываются при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 132 настоящих Правил, в части соответствующего отклонения рассчитывается на основании наименьшей величины из индикатора стоимости и определенной в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка средневзвешенной цены, указанной в таких заявках;
стоимость объемов электрической энергии, производимой на гидроэлектростанциях, в части соответствующего отклонения рассчитывается на основании наименьшей величины из индикатора стоимости и соответствующей ставки водного налога, применяемой при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (ставки платы за пользование водными объектами или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии);
стоимость объемов электрической энергии, производимой на гидроаккумулирующих электростанциях, в части соответствующего отклонения рассчитывается на основании наименьшей величины из индикатора стоимости и величины удельных затрат таких электростанций в насосном режиме;
стоимость объемов электрической энергии, принятых по оперативным ценопринимающим заявкам, а также объемов электрической энергии, заявки на которые не подавались или не соответствовали предусмотренным в пунктах 132 и 133 настоящих Правил требованиям к учитываемым при конкурентном отборе для балансирования системы заявкам, в части соответствующего отклонения рассчитывается на основании индикатора стоимости.
При увеличении поставщиками объема производства электрической энергии по собственной инициативе:
стоимость отклонения в отношении гидроэлектростанций рассчитывается на основании наименьшей величины из цены для балансирования системы при уменьшении объемов и соответствующей ставки водного налога, применяемой при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (ставки платы за пользование водными объектами или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии);
стоимость объемов электрической энергии, производимой на гидроаккумулирующих электростанциях, в части соответствующего отклонения рассчитывается на основании наименьшей величины из цены для балансирования системы при уменьшении объемов и величины удельных затрат таких электростанций в насосном режиме;
стоимость отклонения в отношении остальных поставщиков рассчитывается на основании наименьшей величины из цены для балансирования системы при уменьшении объемов и цены, указанной на соответствующий отклонению объем в заявках, учитываемых при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 132 настоящих Правил.
При снижении поставщиками объема производства электрической энергии по собственной инициативе:
стоимость отклонения в отношении гидроэлектростанций рассчитывается на основании наибольшей величины из цены для балансирования системы при увеличении объемов и соответствующей ставки водного налога, применяемой при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (ставки платы за пользование водными объектами или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии);
стоимость отклонения в отношении гидроаккумулирующих электростанций рассчитывается на основании наибольшей величины из цены для балансирования системы при увеличении объемов и величины удельных затрат таких электростанций в насосном режиме;
абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556;
(см. текст в предыдущей редакции)
стоимость отклонения в отношении остальных поставщиков рассчитывается на основании наибольшей величины из цены для балансирования системы при увеличении объемов и цены, указанной в заявках, учитываемых при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 132 настоящих Правил, на соответствующий объем, превышающий объем электрической энергии, производимой с использованием соответствующей установленному системным оператором согласно пункту 7 настоящих Правил минимальному значению генерирующей мощности.
При снижении покупателем объема потребления электрической энергии по собственной инициативе стоимость отклонения рассчитывается на основании наименьшей величины из цены для балансирования системы при уменьшении объемов и цены в его заявке, если она учитывается при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с пунктами 132 и 133 настоящих Правил.
До предусмотренной пунктом 6 статьи 36 Федерального закона "Об электроэнергетике" даты для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон, стоимость отклонения по собственной инициативе при снижении объема потребления электрической энергии по соответствующей группе точек поставки определяется исходя из наименьшей величины из цены для балансирования системы при уменьшении объемов и цены в заявке, если она учитывается при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с пунктами 132 и 133 настоящих Правил, а в части объема превышения величины отклонения над объемом покупки электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам в соответствующий час - исходя из наименьшей величины из цены для балансирования системы при уменьшении объемов, цены в заявке, если она учитывается при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с пунктами 132 и 133 настоящих Правил, и значения средневзвешенной цены покупки участником оптового рынка электрической энергии по регулируемым договорам в соответствующий час на территории субъекта Российской Федерации, определенного в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1707; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2018 N 534)
(см. текст в предыдущей редакции)
При увеличении покупателем объема потребления электрической энергии по собственной инициативе стоимость отклонения рассчитывается на основании наибольшей величины из цены для балансирования системы при увеличении объемов и цены в его заявке, если она учитывается при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с пунктами 132 и 133 настоящих Правил.
При снижении покупателями объема потребления электрической энергии по внешней инициативе стоимость соответствующего отклонения для участников с регулируемым потреблением в отношении не представленных на оптовом рынке отдельной группой точек поставки гидроэлектростанций рассчитывается на основании значения индикатора стоимости, стоимость отклонения для остальных участников с регулируемым потреблением рассчитывается на основании наибольшей величины из значения индикатора стоимости и цены, указанной в заявке, учитываемой при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с пунктами 132 и 133 настоящих Правил, а стоимость отклонения у иных категорий покупателей - на основании удвоенной цены для балансирования системы при увеличении объемов.
При увеличении покупателями объема потребления электрической энергии по внешней инициативе стоимость соответствующего отклонения для участников с регулируемым потреблением в отношении не представленных на оптовом рынке отдельной группой точек поставки гидроэлектростанций рассчитывается на основании значения индикатора стоимости, стоимость отклонения для остальных участников с регулируемым потреблением рассчитывается на основании наименьшей величины из значения индикатора стоимости и определенной в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка соответствующей средневзвешенной цены, указанной в заявках, учитываемых при конкурентном отборе заявок для балансирования системы в соответствии с пунктами 132 и 133 настоящих Правил, а стоимость отклонения у иных категорий покупателей - на основании уменьшенной вдвое цены для балансирования системы при уменьшении объемов.
141(1). Для групп точек поставки единого закупщика отклонения по внешней инициативе не определяются.
В целях настоящего пункта под увеличением объема потребления электрической энергии в группе точек поставки понимается такое отклонение фактического значения перетока электрической энергии в час суток от планового значения, которое приводит к покупке электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы, а под снижением объема потребления электрической энергии понимается такое отклонение фактического значения перетока электрической энергии в час суток от планового значения, которое приводит к продаже электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы.
Величина сальдированного планового объема потребления электрической энергии по группам точек поставки единого закупщика определяется в каждый час суток как разница между совокупным по всем группам точек поставки единого закупщика плановым объемом перетока электрической энергии из ценовых зон оптового рынка в территориальные энергосистемы новых субъектов Российской Федерации и совокупным по всем группам точек поставки единого закупщика плановым объемом перетока электрической энергии из территориальных энергосистем новых субъектов Российской Федерации в ценовые зоны оптового рынка. Величина сальдированного фактического объема потребления электрической энергии по группам точек поставки единого закупщика определяется в каждый час суток как разница между совокупным по всем группам точек поставки единого закупщика фактическим объемом перетока электрической энергии из ценовых зон оптового рынка в территориальные энергосистемы новых субъектов Российской Федерации и совокупным по всем группам точек поставки единого закупщика фактическим объемом перетока электрической энергии из территориальных энергосистем новых субъектов Российской Федерации в ценовые зоны оптового рынка.
Величина сальдированных отклонений по группам точек поставки единого закупщика определяется в каждый час суток как разница между величиной сальдированного фактического объема потребления электрической энергии в указанный час суток по группам точек поставки единого закупщика и величиной сальдированного планового объема потребления электрической энергии в указанный час суток по группам точек поставки единого закупщика. В случае если величина сальдированных отклонений является положительной, то данная величина распределяется по группам точек поставки единого закупщика пропорционально объемам отклонений по собственной инициативе в группах точек поставки единого закупщика в соответствующий час, направление которых соответствует увеличению потребления электрической энергии. В случае если величина сальдированных отклонений является отрицательной, то данная величина распределяется по группам точек поставки единого закупщика пропорционально объемам отклонений по собственной инициативе в группах точек поставки единого закупщика в соответствующий час, направление которых соответствует снижению потребления электрической энергии.
В случае если величина сальдированного планового объема потребления электрической энергии по группам точек поставки единого закупщика и величина сальдированного фактического объема потребления электрической энергии по группам точек поставки единого закупщика являются положительными и при этом величина сальдированного планового объема потребления превышает величину сальдированного фактического объема потребления, то совокупный объем продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего снижению совокупного по всем группам точек поставки единого закупщика планового объема перетока электрической энергии из ценовых зон оптового рынка в территориальные энергосистемы новых субъектов Российской Федерации, в данный час суток определяется как разница между величиной сальдированного планового объема потребления и величиной сальдированного фактического объема потребления.
В случае если величина сальдированного планового объема потребления электрической энергии по группам точек поставки единого закупщика является положительной, а величина сальдированного фактического объема потребления электрической энергии по группам точек поставки единого закупщика является отрицательной, то совокупный объем продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего снижению совокупного по всем группам точек поставки единого закупщика планового объема перетока электрической энергии из ценовых зон оптового рынка в территориальные энергосистемы новых субъектов Российской Федерации, в данный час суток определяется как величина сальдированного планового объема потребления.
Совокупный объем продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы, определенный в соответствии с абзацами пятым и шестым настоящего пункта, распределяется по группам точек поставки единого закупщика пропорционально объемам отклонений по собственной инициативе в группах точек поставки единого закупщика в соответствующий час, направление которых соответствует снижению потребления электрической энергии.
В случае если величина сальдированного планового объема потребления электрической энергии по группам точек поставки единого закупщика и величина сальдированного фактического объема потребления электрической энергии по группам точек поставки единого закупщика являются отрицательными и при этом величина сальдированного фактического объема потребления превышает величину сальдированного планового объема потребления, то совокупный объем покупки электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего снижению совокупного по всем группам точек поставки единого закупщика планового объема перетока электрической энергии из территориальных энергосистем новых субъектов Российской Федерации в ценовые зоны оптового рынка, в данный час суток определяется как абсолютное значение разницы между величиной сальдированного фактического объема потребления и величиной сальдированного планового объема потребления.
В случае если величина сальдированного планового объема потребления электрической энергии по группам точек поставки единого закупщика является отрицательной, а величина сальдированного фактического объема потребления электрической энергии по группам точек поставки единого закупщика является положительной, то совокупный объем покупки электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего снижению совокупного по всем группам точек поставки единого закупщика планового объема перетока электрической энергии из территориальных энергосистем новых субъектов Российской Федерации в ценовые зоны оптового рынка, в данный час суток определяется как абсолютное значение величины сальдированного планового объема потребления.
Совокупный объем покупки электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы, определенный в соответствии с абзацами восьмым и девятым настоящего пункта, распределяется по группам точек поставки единого закупщика пропорционально объемам отклонений по собственной инициативе в группах точек поставки единого закупщика в соответствующий час, направление которых соответствует увеличению потребления электрической энергии.
При увеличении потребления электрической энергии по группе точек поставки единого закупщика по собственной инициативе:
стоимость объемов отклонений, определенных в соответствии с абзацем десятым настоящего пункта, рассчитывается с применением наибольшего значения из средневзвешенной равновесной цены единого закупщика и средневзвешенной величины по всем включенным в сводный прогнозный баланс объемам производства электрической энергии генерирующими объектами, расположенными в новых субъектах Российской Федерации, рассчитанных коммерческим оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка исходя из регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на генерирующих объектах, расположенных на территориях новых субъектов Российской Федерации;
стоимость объемов отклонений, определенных в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта, в части, превышающей объем отклонений, определенных в соответствии с абзацем десятым настоящего пункта, рассчитывается с применением средневзвешенной равновесной цены единого закупщика;
стоимость иных объемов отклонений рассчитывается с применением средневзвешенной равновесной цены единого закупщика.
При снижении потребления электрической энергии по группе точек поставки единого закупщика по собственной инициативе:
стоимость объемов отклонений, определенных в соответствии с абзацем седьмым настоящего пункта, рассчитывается с применением средневзвешенной равновесной цены единого закупщика;
стоимость объемов отклонений, определенных в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта, в части, превышающей объем отклонений, определенных в соответствии с абзацем седьмым настоящего пункта, рассчитывается с применением наибольшего значения из средневзвешенной равновесной цены единого закупщика и средневзвешенной величины по всем включенным в сводный прогнозный баланс объемам производства электрической энергии генерирующими объектами, расположенными в новых субъектах Российской Федерации, рассчитанных коммерческим оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка исходя из регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на генерирующих объектах, расположенных на территориях новых субъектов Российской Федерации;
стоимость иных объемов отклонений рассчитывается с применением средневзвешенной равновесной цены единого закупщика.
(п. 141(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.07.2023 N 1230)
142. При проведении конкурентного отбора заявок для балансирования системы на час фактической поставки системный оператор также рассчитывает почасовые прогнозные величины диспетчерских объемов электрической энергии, индикаторов стоимости и цен для балансирования системы при увеличении (уменьшении) объемов на период, установленный договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Рассчитанные в соответствии с настоящим пунктом величины системный оператор передает организации коммерческой инфраструктуры в объеме, порядке и сроки, которые установлены договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
В случае если при проведении отбора заявок для балансирования системы системным оператором выявлена невозможность определения соответствующих системным ограничениям объемов или реализации рассчитанных электроэнергетических режимов, а также в иных случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, системный оператор принимает решение о применении для соответствующего часа фактической поставки прогнозных величин диспетчерских объемов, индикаторов стоимости и цен для балансирования системы при увеличении (уменьшении) объемов, рассчитанных на данный час при проведении конкурентного отбора заявок на час, ближайший по времени к указанному часу и соответствующий сложившимся условиям.
В случае если организацией коммерческой инфраструктуры зафиксированы нарушения установленных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка требований к порядку проведения конкурентного отбора заявок для балансирования системы, расчет стоимости отклонений в ценовой зоне в целом или в отдельной ее части осуществляется с применением представленных системным оператором прогнозных величин, определенных на данный час при проведении конкурентного отбора заявок для балансирования системы за предыдущие часы фактической поставки, а в случае отсутствия прогнозных величин - с применением индикаторов стоимости, рассчитанных для дня, аналогичного дню фактической поставки по условиям функционирования ЕЭС России.
143. При выборе состава генерирующего оборудования в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил системный оператор определяет максимальные и минимальные почасовые значения генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии. До проведения конкурентного отбора заявок на сутки вперед системный оператор выдает на каждый час в отношении отдельных групп точек поставки, удовлетворяющих установленным системным оператором условиям, диспетчерские команды и (или) распоряжения о снижении максимальных почасовых значений мощности электростанций на определенный объем генерирующей мощности (далее - внешняя регулировочная инициатива).
После проведения конкурентного отбора заявок на сутки вперед и до начала конкурентного отбора заявок для балансирования системы системный оператор определяет суммарный объем генерирующей мощности, на который должны быть дополнительно снижены или увеличены соответственно максимальные или минимальные почасовые значения генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии, и по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы выдает на каждый час в отношении отдельных групп точек поставки, удовлетворяющих установленным системным оператором условиям, диспетчерские команды о снижении (увеличении) по сравнению с ранее запланированными значениями максимальных (минимальных) почасовых значений генерирующей мощности электростанций на величину, в совокупности соответствующую указанному суммарному объему (далее - оперативная внешняя регулировочная инициатива по уменьшению (увеличению)).
В случае если определенное системным оператором максимальное (минимальное) значение генерирующей мощности объекта по производству электрической энергии изменяется без соответствующей внешней регулировочной инициативы системного оператора, такое изменение считается произведенным по собственной инициативе поставщика (далее - собственная регулировочная инициатива по уменьшению (увеличению)).
144. Отклонение по внешней регулировочной инициативе определяется для поставщика на основе зарегистрированного диапазона регулирования активной мощности данного поставщика при участии в регулировании электроэнергетического режима энергосистемы в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе исходя из:
1) максимального объема электрической энергии, указанного в поданной для участия в конкурентном отборе на сутки вперед заявке по цене, которая ниже равновесной цены, и не превышающего объем электрической энергии, производимой с использованием соответствующей установленному системным оператором максимальному значению генерирующей мощности (до его снижения по внешней регулировочной инициативе, но с учетом снижения по собственной регулировочной инициативе);
2) объема планового почасового производства электрической энергии;
3) объема отклонения по внешней инициативе;
4) объема электрической энергии, производимой с использованием соответствующей сниженному по внешней регулировочной инициативе максимальному значению генерирующей мощности;
5) фактического объема производства электрической энергии, учитываемого в конкретной группе точек поставки в соответствующий час.
145. Отклонение по оперативной внешней регулировочной инициативе по уменьшению определяется для поставщика на основе зарегистрированного диапазона регулирования активной мощности данного поставщика при участии в регулировании электроэнергетического режима энергосистемы в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе исходя из:
1) максимального объема электрической энергии, указанного в поданной для участия в конкурентном отборе на сутки вперед заявке по цене, которая ниже индикатора стоимости, и не превышающего объем электрической энергии, производимой с использованием соответствующей установленному системным оператором максимальному значению генерирующей мощности (до его снижения по оперативной внешней регулировочной инициативе, но с учетом снижения по собственной регулировочной инициативе);
2) объема планового почасового производства электрической энергии;
3) объема отклонения по внешней инициативе;
4) объема фактического производства электрической энергии, учитываемой в данной группе точек поставки в соответствующий час;
5) объема электрической энергии, производимой с использованием соответствующего сниженному по оперативной внешней регулировочной инициативе максимальному значению генерирующей мощности.
146. Отклонение по оперативной внешней регулировочной инициативе по увеличению определяется для поставщика в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе исходя из:
1) объемов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 145 настоящих Правил;
2) объема электрической энергии, производимой с использованием соответствующего увеличенному по оперативной внешней регулировочной инициативе минимальному значению генерирующей мощности;
3) минимального объема электрической энергии, указанного в поданной для участия в конкурентном отборе на сутки вперед заявке по цене, которая выше индикатора стоимости, и превышающего объем электрической энергии, производимой с использованием соответствующего установленного системным оператором минимального значения генерирующей мощности (до его увеличения по оперативной внешней регулировочной инициативе, но с учетом увеличения по собственной регулировочной инициативе).
147. Отклонение по собственной регулировочной инициативе по уменьшению определяется как разница между объемом электрической энергии, производимой с использованием соответствующей установленному системным оператором максимальному значению генерирующей мощности (до его снижения по внешней регулировочной инициативе), и объемом электрической энергии, производимой с использованием генерирующей мощности, которую поставщик готов предоставить в конкретный час. Отклонение по собственной регулировочной инициативе по увеличению определяется как разница между объемом электрической энергии, производимой с использованием генерирующей мощности, которую поставщик готов предоставить в конкретный час, и объемом электрической энергии, производимой с использованием соответствующей установленному системным оператором минимальному значению генерирующей мощности (до его увеличения по внешней регулировочной инициативе).
148. Предварительно рассчитанный объем требований поставщика увеличивается:
1) на стоимость отклонения по внешней регулировочной инициативе, определяемую как произведение величины такого отклонения и разницы между равновесной ценой и ценой, указанной таким поставщиком в отношении соответствующего объема электрической энергии в ценовой заявке, поданной для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед, если указанный поставщик не подал на рассматриваемый час оперативную ценопринимающую заявку на уменьшение объемов производства. В период действия в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике стоимость отклонения по внешней регулировочной инициативе не определяется;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) на стоимость отклонения по оперативной внешней регулировочной инициативе по уменьшению объема, определяемую как произведение величины такого отклонения и разницы между величиной, применяемой в соответствии с пунктом 141 настоящих Правил для расчета стоимости отклонений при увеличении объема производства электрической энергии по внешней инициативе, и ценой, указанной таким поставщиком в отношении соответствующего объема электрической энергии в заявке, поданной для участия в конкурентном отборе заявок для балансирования системы, если указанный поставщик не подал на рассматриваемый час оперативную ценопринимающую заявку на уменьшение объемов производства;
3) на стоимость отклонения по оперативной внешней регулировочной инициативе по увеличению объема, определяемую как произведение величины такого отклонения и разницы между ценой, указанной таким поставщиком в отношении соответствующего объема электрической энергии в заявке, поданной для участия в конкурентном отборе заявок для балансирования системы, и величиной, применяемой в соответствии с пунктом 141 настоящих Правил для расчета стоимости отклонений при снижении объема производства электрической энергии по внешней инициативе, если указанный поставщик не подал на рассматриваемый час оперативную ценопринимающую заявку на увеличение объемов производства.
Отклонения по собственной регулировочной инициативе поставщику электрической энергии иными участниками оптового рынка не оплачиваются.
Особенности определения стоимости соответствующего отклонения в группах точек поставки, зарегистрированных в отношении генерирующих объектов, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, в случае если продажа электрической энергии и мощности указанных генерирующих объектов осуществляется в соответствии с пунктом 125 настоящих Правил, определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
149. Поставщики и участники с регулируемым потреблением вправе заключать свободные договоры купли-продажи отклонений с указанием их причины и направления в любых группах точек поставки в ценовых зонах оптового рынка, за исключением групп точек поставки, прием заявок по которым приостановлен в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Объемы электрической энергии, указанные в таких договорах, включаются в диспетчерские объемы электрической энергии на общих основаниях (в том числе в соответствии с требованиями пунктов 132 и 133 настоящих Правил, предусматривающими учет заявок при конкурентном отборе для балансирования системы).
(см. текст в предыдущей редакции)
Свободные договоры купли-продажи отклонений, а также изменения к ним регистрируются организацией коммерческой инфраструктуры для определения обязательств (требований) участников оптового рынка с соблюдением процедуры, предусмотренной договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Покупатель по свободному договору купли-продажи отклонений оплачивает продавцу фактически поставленный в рамках такого договора объем электрической энергии по определенной в нем цене. Отклонения сверх договорного объема оплачиваются в соответствии с пунктом 141 настоящих Правил.
В целях возмещения своей доли системных затрат участники свободных договоров купли-продажи отклонений заключают договоры, предусмотренные договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Доля системных затрат для поставщика и покупателя, заключивших свободный договор купли-продажи отклонений, определяется исходя из определенного в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка объема электрической энергии, поставленной по такому свободному договору и учтенной в торговой системе оптового рынка, и разницы между величиной индикатора стоимости в группе точек поставки покупателя и величиной индикатора стоимости в группе точек поставки продавца. При этом если величина индикатора стоимости в группе точек поставки покупателя превышает величину индикатора стоимости в группе точек поставки продавца, стороны возмещают указанную долю системных затрат, в противном случае соответствующая доля системных затрат возмещается им.
Отклонения, оплачиваемые по свободным договорам купли-продажи отклонений, учитываются при распределении разницы между суммой предварительно рассчитанных объемов обязательств по оплате отклонений и суммой предварительно рассчитанных объемов требований по оплате отклонений в соответствии с пунктом 150 настоящих Правил.
150. В случае если в ценовых зонах оптового рынка сумма предварительно рассчитанных объемов обязательств участников по оплате отклонений отличается от суммы предварительно рассчитанных объемов требований по оплате отклонений, разница между указанными суммами учитывается при составлении окончательного расчета по итогам расчетного периода путем корректировки предварительно рассчитанных объемов обязательств и требований участников, функционирующих в ценовых зонах, в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с учетом следующих условий:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.2015 N 893)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) если сумма предварительно рассчитанных объемов обязательств превышает сумму предварительно рассчитанных объемов требований, разница между указанными величинами распределяется среди всех поставщиков и участников с регулируемым потреблением пропорционально сумме величин отклонений по внешней инициативе за расчетный период путем уменьшения их обязательств и (или) увеличения требований, с учетом особенностей, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Также в порядке и случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, часть указанной разницы может распределяться среди покупателей, увеличение (снижение) объемов потребления по собственной инициативе которых не превышает определенную этим договором величину;
2) если сумма предварительно рассчитанных объемов обязательств меньше суммы предварительно рассчитанных объемов требований, разница между указанными величинами распределяется среди всех поставщиков и покупателей пропорционально сумме величин отклонений по собственной инициативе участников за расчетный период (за исключением отклонений, произошедших в группе точек поставки гарантирующего поставщика в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения агрегатором обязательств по договорам оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, отклонений, произошедших в группе точек поставки гарантирующего поставщика в результате превышения фактического объема снижения потребления электрической энергии в рамках оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии над объемом снижения потребления электрической энергии, составляющим обязательства агрегатора по договорам оказания услуг по управлению изменением режима потребления, и отклонений в группе точек поставки единого закупщика, указанной в абзаце одиннадцатом пункта 24 настоящих Правил) путем увеличения их обязательств и (или) уменьшения требований с учетом особенностей, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Также в порядке и случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, часть указанной разницы может распределяться среди участников оптового рынка, отклонения которых возникли по внешней инициативе;
(пп. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.04.2024 N 461)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) корректировка предварительно рассчитанных объемов обязательств и требований участников по оплате отклонений происходит таким образом, чтобы у должников не возникали права требования по оплате отклонений, а у кредиторов - обязательства по оплате отклонений.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.2015 N 893)
(см. текст в предыдущей редакции)
151. Итоговая стоимость отклонений за расчетный период определяется для участника оптового рынка как предварительно рассчитанный объем обязательства (требования) по оплате отклонений, скорректированный на объем обязательств по оплате отклонений по свободным договорам купли-продажи отклонений и на распределенную в соответствии с пунктом 150 настоящих Правил часть разницы между суммой предварительно рассчитанных объемов обязательств и суммой предварительно рассчитанных объемов требований, с учетом положений пункта 142 настоящих Правил. Также при расчете итоговой стоимости отклонений за расчетный период в соответствии с пунктом 149 настоящих Правил учитывается разница между расчетными показателями стоимости отклонений в группах точек поставки покупателя и продавца электрической энергии по свободному договору купли-продажи отклонений.
152. В случае если после проведения конкурентного отбора заявок для балансирования системы параметры расчетной модели, в частности системные ограничения, а также производство или потребление на час фактического производства и потребления электрической энергии отличаются от используемых при проведении отбора, системный оператор так управляет технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей, чтобы обеспечить при соблюдении нормативов функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии минимально возможную стоимость электрической энергии, компенсирующую отклонения по собственной инициативе участников оптового рынка.
Предусмотренное настоящим пунктом управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей осуществляется с учетом особенностей, установленных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка в соответствии с абзацем двадцать восьмым пункта 214 настоящих Правил.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.03.2021 N 328)
153. Системный оператор ведет учет оперативных диспетчерских команд, выданных участникам рынка, инициатив субъектов оптового рынка (владельцев объектов электросетевого хозяйства, организации коммерческой инфраструктуры и системного оператора), а также изменений системных ограничений, повлекших отклонения.
Указанную информацию системный оператор передает организации коммерческой инфраструктуры и участникам оптового рынка в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Для обеспечения возможности получения команд по изменению активной мощности и контроля за их исполнением поставщики и участники с регулируемым потреблением обеспечивают постоянное информационное взаимодействие с системным оператором в соответствии с техническими требованиями, установленными договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей