Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 декабря 2012 г. N 1325

ПРАВИЛА

ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (ЗАДОЛЖЕННОСТИ)

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

ПО БЮДЖЕТНЫМ КРЕДИТАМ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2015 N 1446,

от 31.12.2019 N 1943, от 30.04.2020 N 619, от 18.03.2022 N 400,

от 20.04.2023 N 623, от 26.09.2024 N 1307)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и дополнительные условия проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее - задолженность по бюджетным кредитам).

2. Реструктуризации подлежит задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в следующих размерах:

а) в размере фактически произведенных расходов субъектов Российской Федерации на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам на подготовку к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани;

б) в пределах остатка не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации из федерального бюджета на мероприятия по обеспечению ликвидации последствий засухи и поддержке монопрофильных муниципальных образований.

3. Решение о проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам принимается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами.

4. Реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам проводится на основании заявления высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, которое должно содержать обоснование необходимости проведения реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, сумму задолженности по бюджетным кредитам, которую предполагается реструктурировать с разбивкой по каждому из них на основной долг, проценты, штрафы и пени, а также информацию об источниках и о сроках погашения реструктурированной задолженности. Заявление представляется в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 20 декабря 2012 г. с приложением следующих документов:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.04.2023 N 623)

(см. текст в предыдущей редакции)

выписка из долговой книги субъекта Российской Федерации на дату заявления о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам;

согласованный руководителем территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в субъекте Российской Федерации реестр фактически произведенных расходов субъекта Российской Федерации на подготовку к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани по форме согласно приложению. Указанный реестр представляется при реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил.

Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации несет ответственность за достоверность и полноту документов, представленных в целях реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.04.2023 N 623)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Министерство финансов Российской Федерации в течение 10 дней со дня поступления документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, рассматривает их на предмет соответствия установленным требованиям. В случае несоответствия установленным требованиям документы возвращаются заявителю с указанием причины возврата.

6. Реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам оформляется дополнительными соглашениями к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов, предусматривающими в том числе изменения графика погашения задолженности (далее -дополнительные соглашения), заключаемыми между Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее - должник). Задолженность по бюджетным кредитам признается реструктурированной с даты подписания обеими сторонами дополнительного соглашения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.04.2023 N 623)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Подлежащая реструктуризации задолженность по бюджетному кредиту консолидируется:

а) по основному долгу и начисленным за фактический срок пользования бюджетным кредитом на дату реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту процентам (далее - проценты);

б) по штрафам и (или) пеням, начисленным за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов.

8. Реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам осуществляется путем предоставления должнику рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом погашения задолженности по основному долгу и процентам с 2023 по 2032 год (включительно) ежегодно равными долями с возможностью ее досрочного погашения.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в 2024 году не подлежит погашению две трети задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам исходя из действующих на 1 марта 2024 г. графиков погашения задолженности по указанным бюджетным кредитам, за исключением задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, и по бюджетным кредитам за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения. Указанная задолженность списывается в 2025 году в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.09.2024 N 1307)

Погашение должником реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам осуществляется ежегодно, не позднее 1 декабря соответствующего года.

9. За пользование средствами федерального бюджета взимается плата в размере 0,5 процента годовых (далее - проценты за рассрочку), начисляемых с даты подписания дополнительного соглашения на остаток реструктурированной задолженности по основному долгу и процентам.

Уплата процентов за рассрочку осуществляется должником ежегодно, не позднее 1 декабря соответствующего года.

10. Задолженность по штрафам и (или) пеням, начисленным за несвоевременные возврат основного долга и уплату процентов, подлежит единовременному погашению должником до 1 января 2014 г.

11. В случае нарушения должником сроков погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплаты процентов за рассрочку должник уплачивает пени в размере 10 тыс. рублей за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства.

В случае если по истечении 14 рабочих дней со дня наступления срока исполнения указанного обязательства оно не исполнено, непогашенная реструктурированная задолженность по основному долгу и процентам по бюджетному кредиту, а также начисленные проценты за рассрочку подлежат досрочному единовременному погашению должником. Одновременно подлежат уплате пени за указанный период.

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1943)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Министерство финансов Российской Федерации в случае выявления фактов предоставления недостоверной информации о произведенных расходах уменьшает сумму реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту на сумму недостоверно подтвержденных расходов. Эта сумма, на которую уменьшена сумма задолженности по бюджетным кредитам, подлежит досрочному единовременному погашению должником.

13. Реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам проводится при условии принятия должником следующих обязательств:

а) не позднее 1 месяца со дня подписания дополнительных соглашений представить в Министерство финансов Российской Федерации утвержденный план мероприятий по оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, а также план мероприятий по сокращению государственного долга субъекта Российской Федерации;

б) ежегодно, начиная с 2013 года, в течение 14 рабочих дней после утверждения закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, представлять в Министерство финансов Российской Федерации выписку из закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год с указанием суммы средств, направляемых на погашение реструктурированной задолженности и (или) уплату процентов за рассрочку. Указанная выписка из закона о бюджете субъекта Российской Федерации на 2013 год должна быть представлена не позднее 3 месяцев со дня подписания дополнительных соглашений;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2015 N 1446)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 26.09.2024 N 1307;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) ежегодно до полного погашения задолженности по бюджетным кредитам, не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, представлять в Министерство финансов Российской Федерации информацию о выполнении условий реструктуризации.

14. В случае неисполнения должником обязательств, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, должник уплачивает пени в размере 5 тысяч рублей за каждый день просрочки исполнения указанных обязательств.

В случае если по истечении 2 месяцев со дня наступления сроков исполнения обязательств, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, они не исполнены, должник досрочно единовременно погашает непогашенную реструктурированную задолженность по бюджетным кредитам и проценты за рассрочку, а также выплачивает проценты по кредиту в размере, установленном соглашением о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета соответствующего бюджетного кредита, за вычетом сумм процентов за рассрочку, фактически уплаченных должником в соответствующий период. Одновременно подлежат уплате пени за указанный период.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.09.2024 N 1307)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1943)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Период погашения реструктурированной в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил задолженности по бюджетному кредиту (за исключением бюджетных кредитов, предоставленных на мероприятия по поддержке монопрофильных муниципальных образований) подлежит переносу в 2020 году на основании обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) на период с 2025 по 2034 год (включительно) с уплатой ежегодно равными долями и возможностью досрочного погашения указанной задолженности.

(п. 15 введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1943; в ред. Постановления Правительства РФ от 20.04.2023 N 623)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Период погашения реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту подлежит переносу в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил при условии принятия должником обязательства, подлежащего включению в дополнительные соглашения, о направлении средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам (далее - высвобождаемые средства), на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, и на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.04.2023 N 623)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объем высвобождаемых средств, подлежащих направлению на цели, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, рассчитывается как разница между объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, определяемым в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, и объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, определяемым в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, в 2023 - 2024 годах.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.04.2023 N 623)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 16 введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1943)

17. При неисполнении должником обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, должник погашает реструктурированную задолженность по бюджетным кредитам и проценты за рассрочку согласно графикам погашения задолженности по бюджетным кредитам в текущем финансовом году, а также досрочно, в срок до 1 июля текущего года, погашает задолженность по бюджетным кредитам, рассчитанную как разница между объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, определенным в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, и объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, в отчетном году.

При оценке исполнения должником обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, объем реструктурированной задолженности, подлежащий досрочному погашению в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, снижается на сумму фактически произведенных в отчетном году расходов в пределах объема высвобождаемых средств, предусмотренных абзацем первым пункта 16 настоящих Правил.

При оценке исполнения должником обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, объем средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежавших направлению субъектом Российской Федерации в отчетном году на цели, предусмотренные пунктом 16 настоящих Правил, в части направления высвобождаемых средств на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяется с учетом объема средств бюджета субъекта Российской Федерации, направленных на указанные цели в период с 2021 года по отчетный год (включительно).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.04.2023 N 623)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 17 введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1943)

18. Министерство финансов Российской Федерации применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по взысканию с должника просроченной задолженности по бюджетным кредитам и (или) пени за неисполнение обязательств в случаях, предусмотренных пунктами 11, 13, 14 и 17 настоящих Правил.

(п. 18 введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1943)