III. Осуществление консультирования

Консультирование в соответствии с пунктом 3(1) СВФА "Права и обязанности" осуществляется в том числе по вопросам, определенным:

1) при оценке бюджетных рисков и анализе способов их минимизации (устранения) (например, в ходе определения причин бюджетных рисков, выявленных на основании информации, указанной в поступившем от органа государственного (муниципального) финансового контроля представлении, субъектом ВФА после изучения данных прикладных программных средств, в которых были допущены нарушения, выявленные органом государственного (муниципального) финансового контроля, могут быть сформированы предложения о повышении качества финансового менеджмента в целях предотвращения повторных нарушений), в том числе по обращениям субъектов бюджетных процедур (например, от субъекта бюджетной процедуры поступила информация о внесении изменений в ведомственный (внутренний) акт в целях его приведения в соответствие с нормативным правовым актом, по результатам рассмотрения которой субъектом ВФА могут быть представлены предложения по совершенствованию внутреннего финансового контроля в части внесения изменений в такой акт);

2) в связи с изменением в течение текущего финансового года в деятельности главного администратора (администратора) (например, при актуализации сведений о владельцах бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков в связи с перераспределением в течение года полномочий по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним между структурными подразделениями главного администратора (администратора) субъект ВФА при отсутствии внесения субъектами бюджетных процедур изменений в ведомственный (внутренний) акт, устанавливающий распределение таких полномочий, может представить предложения по организации внутреннего финансового контроля в части внесения изменений в указанный акт);

3) в связи с изменением в течение текущего финансового года объема бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главным администратором (администратором) (например, в случае если при актуализации реестра бюджетных рисков исходя из положений соглашения о передаче бюджетных полномочий не представляется возможным определить владельцев бюджетных рисков);

4) при реализации субъектами бюджетных процедур выводов, предложений и рекомендаций субъекта ВФА (например, в ходе анализа информации о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, в отношении реализации предложений субъекта ВФА об автоматизации операций отмечена неполнота установления контрольных соотношений, препятствующих допущению ошибок, в целях предупреждения которых субъектом ВФА дополнительно могут быть направлены предложения по организации внутреннего финансового контроля в части установления таких контрольных соотношений);

5) при применении норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения (например, если в ходе проведения аудиторского мероприятия субъект бюджетной процедуры озвучивает вопрос в отношении применения положений единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России, в отношении которых отсутствуют вопросы, подлежащие изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, субъект ВФА может предоставить доступную ему информацию о методических рекомендациях, изданных Минфином России по данному вопросу, изученную им при формировании программы аудиторского мероприятия, в рамках консультирования);

6) при наличии фактов, свидетельствующих о признаках нарушений (недостатков), не связанных с объектом ВФА (например, в ходе аудиторского мероприятия, в рамках которого осуществлялось подтверждение полноты формирования актов о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств), была также выявлена неполнота формирования актов об утилизации (уничтожении) материальных ценностей, изучение которых не было предусмотрено программой аудиторского мероприятия).

Сбор информации в целях осуществления консультирования может осуществляться одним или несколькими из следующих способов:

1) на основе объяснений в письменной и (или) устной форме от субъектов бюджетных процедур;

2) путем получения доступа к прикладным программным средствам и информационным ресурсам в целях изучения имеющихся в них документов, информации;

3) путем ознакомления с организационно-распорядительными и техническими документами главного администратора (администратора) к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;

4) по результатам посещения помещений и территорий, которые занимают субъекты бюджетных процедур;

5) на основе обращений, подписанных руководителем субъекта ВФА и направленных:

- субъектам бюджетных процедур;

- главным администраторам (администраторам), во взаимодействии с которыми осуществляются бюджетные процедуры;

- юридическим лицам (организациям), которым переданы полномочия главного администратора (администратора), в том числе для получения доступа к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам.

При наличии фактов, свидетельствующих о признаках нарушений (недостатков), не связанных с объектом ВФА, изучаемым в ходе аудиторского мероприятия, при осуществлении консультирования не применяются методы ВФА. В случае принятия решения руководителем субъекта ВФА об осуществлении консультирования одновременно с проведением аудиторского мероприятия запрос информации формулируется с точки зрения осуществления консультирования (без указания на необходимость предоставления данных в связи с проведением аудиторского мероприятия).

При этом согласно пункту 4 СВФА "Планирование и проведение" отказ в предоставлении субъекту ВФА в целях осуществления консультирования данных (информации), в том числе посредством предоставления доступа к ним, учитывается при формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий.