Правовая позиция ФНС России

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности.

В соответствии с положениями статьи 214.10 НК РФ, действующими в отношении доходов, полученных в 2020 году, в случае, если цена сделки меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, сумма дохода налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества принимается равной умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта (пункт 3 статьи 214.10 НК РФ).

Таким образом, в отношении указанных доходов положения НК РФ устанавливали лишь общее положение о том, что подлежит применению кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, и непосредственно не определяли, подлежит ли применению к рассматриваемым правоотношениям измененная кадастровая стоимость при ее изменении решением суда в ретроспективном порядке.

В свою очередь, по смыслу пунктов 1, 3, 7 статьи 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

Для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2016 N 15-П и от 11.07.2017 N 20-П).

В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ) для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в ЕГРН.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в ЕГРН, за исключением случаев, установленных статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в частности, установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В свою очередь, в пояснительной записке к проекту Федерального закона N 814739-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования государственной кадастровой оценки), принятого в качестве Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ, было разъяснено, что данным проектом устанавливается правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости, которая была установлена на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, на весь период со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости в случае ее уменьшения.

Одновременно ФНС России установлено, что при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц (статьи 391, 403 НК РФ) за 2020 год прямо предусмотрена возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае пересмотра кадастровой стоимости по решению суда.

В Постановлении от 15.02.2019 N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 57 налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства, который исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения. В налогообложении равенство понимается прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Исходя из вышеизложенного, ФНС России посчитала возможным в рассматриваемой ситуации при исчислении заявителю суммы НДФЛ в связи с продажей здания применить его кадастровую стоимость, установленную решением суда от 15.02.2022 в размере его рыночной стоимости - 19,6 млн. рублей.

По мнению ФНС России, иное толкование противоречит общим принципам налогообложения и означало бы применение к одному и тому же объекту недвижимости в один и тот же период различной кадастровой стоимости для определения налоговой базы по различным налоговым платежам.

Позиция ФНС России согласуется с выводами Кассационного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2024 N 47-КАД24-3-К6.

Решением ФНС России жалоба удовлетворена.