Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

4. Анализ качества проведения и результативности мероприятий по использованию лесов и выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушения законодательства

4. Анализ качества проведения и результативности

мероприятий по использованию лесов и выявления воздействия

неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате

нарушения законодательства

4.1. Анализ качества проведения и результативности мероприятий по использованию лесов и выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушения законодательства (далее - дистанционный мониторинг использования лесов) проводится с использованием методов дистанционного зондирования.

4.2. Объектами работ дистанционного мониторинга использования лесов (далее - дистанционный мониторинг), в том числе при котором осуществляется ежемесячный анализ качества проведения и результативности мероприятий по использованию лесов и выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушения законодательства (далее - непрерывный дистанционный мониторинг), являются лесничества (участковые лесничества), расположенные на землях лесного фонда. При дистанционном мониторинге дешифрирование лесных участков производится однократно (ежегодно), а при непрерывном дистанционном мониторинге - многократно (ежемесячно) с максимально возможной частотой.

4.3. При дистанционном мониторинге и (или) непрерывном дистанционном мониторинге учету подлежат лесные участки, предоставленные в пользование для видов использования лесов, определенных статьями 29, 29.1, 43 - 46 Лесного кодекса, а также рубки лесных насаждений в соответствии со статьей 23.1 Лесного кодекса.

4.4. Работы по дистанционному мониторингу и (или) непрерывному дистанционному мониторингу планируются с учетом риск-ориентированного подхода преимущественно в многолесных районах с интенсивным уровнем использования лесов, большими объемами заготовки и переработки древесины, высокой долей арендованных лесных участков под виды использования лесов, указанных в пункте 4.3 Регламента, и где были выявлены факты незаконных рубок лесных насаждений в предыдущие годы, в том числе по материалам дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга. Непрерывный дистанционный мониторинг направлен на повышение оперативности выявления случаев незаконной рубки лесных насаждений, в том числе на стадии совершения преступления, и своевременного направления материалов в правоохранительные органы для их рассмотрения и привлечения к ответственности виновных лиц.

Работы по дистанционному мониторингу и (или) непрерывному дистанционному мониторингу не планируются в участковых лесничествах с наличием площади резервных лесов.

4.5. Работы по дистанционному мониторингу проводятся на лесных участках, где использование лесов осуществлялось в предшествующем году и первом квартале текущего года. По непрерывному дистанционному мониторингу работы проводятся на лесных участках, где использование лесов осуществлялось в текущем году и ноябре - декабре предыдущего года.

4.6. Дистанционный мониторинг и (или) непрерывный дистанционный мониторинг осуществляются в процессе выполнения следующих видов работ.

4.6.1. Получение по запросам Федерального агентства лесного хозяйства, территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства, исполнителя работ от органов государственной власти субъектов Российской Федерации материалов последнего лесоустройства, ГЛР, данных о выявленных случаях незаконных рубок лесных насаждений, сведений из отраслевой отчетности, от подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства организаций информации о пожарах, ветровалах, иных неблагоприятных природных факторах негативного воздействия на леса.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по запросам Федерального агентства лесного хозяйства, его территориальных органов, исполнителя работ предоставляют в электронном виде копии материалов для проведения дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга, среди которых: лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, данные отраслевой статистической отчетности, материалы последнего лесоустройства (в том числе векторные слои на повыдельном уровне с атрибутивной информацией из таксационных описаний), сведения из ГЛР, информация о пожарах, ветровалах, буреломах, выявленных случаях незаконных рубок лесных насаждений, реестры лесопользователей и иные материалы.

За достоверность, качество, комплектность и своевременность предоставляемых исполнителю работ материалов для проведения дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга несут ответственность органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом документы, поступившие после завершения работ по дистанционному мониторингу и (или) непрерывному дистанционному мониторингу, не рассматриваются.

В случае наличия вышеуказанной информации в ФГИС ЛК ее получение осуществляет исполнитель работ.

4.6.2. Актуализация дорожно-транспортной сети, гидрографической сети и границ категорий защитных лесов, особо защитных участков лесов (далее - ОЗУ) в отношении лесничеств (участковых лесничеств) по материалам последнего лесоустройства и данным ГЛР.

Для проведения работ используется единая электронная картографическая основа, предусмотренная Федеральным законом от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказы Федерального агентства лесного хозяйства об установлении границ лесничеств, отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам и установлении их границ, выделении ОЗУ и установлении их границ.

В существующую векторную информацию о лесничестве вносятся изменения с производством следующих технологических действий: корректировка (при необходимости) векторных слоев дорожно-транспортной сети, гидрографической сети и границ категорий защитных лесов и ОЗУ, конвертация (при необходимости) оцифрованной информации в обменный формат.

В случае отсутствия векторной информации о лесничестве оцифровка производится по материалам лесоустройства и данным ГЛР, представленным на бумажном носителе.

Результатом работ являются актуализированные на лесничество векторные слои дорожно-транспортной сети, гидрографической сети и границ категорий защитных лесов и ОЗУ (далее - векторные слои).

4.6.3. Получение и обработка материалов ДЗЗ (в том числе аэрофотосъемки или съемки с помощью БВС) с пространственным разрешением не хуже 15 м/пиксель, полученных в результате съемки, проведенной в течение текущего года и не позднее двух предыдущих лет.

Технической (информационной) основой дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга являются материалы ДЗЗ (в том числе данные аэрофотосъемки или съемки с помощью БВС) с пространственным разрешением не хуже 15 м/пиксель, обеспечивающим необходимое качество проведения работ, в том числе контурно-аналитическое дешифрирование.

Процент облачности материалов ДЗЗ не должен превышать 5% площади лесничества.

Исполнителем работ полученные материалы ДЗЗ каталогизируются и обрабатываются с помощью специализированного программного обеспечения, сертифицированного на территории Российской Федерации, в срок не более 2 рабочих дней с даты их поступления.

Используются материалы ДЗЗ со сроками съемки: в год дистанционного мониторинга и давностью до 2-х лет от года проведения работ, предшествующих году дистанционного мониторинга. Для проведения непрерывного дистанционного мониторинга используются материалы ДЗЗ, поступающие с оперативной частотой (в том числе ежемесячно) в течение года непрерывного дистанционного мониторинга, а также за октябрь-декабрь года, предшествующего непрерывному дистанционному мониторингу.

Используемые материалы ДЗЗ для достижения необходимого качества проходят соответствующую обработку по коррекции изображения (геометрическая, фотометрическая и иная) и ортотрансформирование с использованием специализированного программного обеспечения, сертифицированного на территории Российской Федерации.

В ходе выполнения работ оцениваются качество и полнота покрытия материалами ДЗЗ территории лесничества (участкового лесничества) (рассчитывается процент покрытия площади лесничества материалами ДЗЗ с различных космических аппаратов с указанием пространственного разрешения).

Материалы ДЗЗ должны обеспечивать покрытие 100% площади объектов работ.

4.6.4. Совмещение ортотрансформированных данных ДЗЗ и векторной информации о лесничестве (участковом лесничестве), анализ данных ДЗЗ, полученных на одну и ту же территорию в разные периоды времени.

С использованием ГИС-технологий производится совмещение ортотрансформированных данных ДЗЗ и векторной информации о лесничестве (участковом лесничестве).

Для обнаружения изменений в состоянии лесов проводится мультивременной анализ данных ДЗЗ разных дат съемки на одну и ту же территорию с составлением мультивременных композитов.

4.6.5. Получение, обработка и анализ информации из ЛесЕГАИС об использовании лесов.

Выполняется получение информации из ЛесЕГАИС об использовании лесов по данным государственных контрактов, государственных заданий, отчетов об использовании лесов, договоров купли-продажи лесных насаждений, лесных деклараций, договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного пользования, решений о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесных участков, иных материалов, запрашиваемых исполнителем работ у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе с применением средств автоматизации.

Исполнителем работ при необходимости могут запрашиваться у органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительные материалы (договоры аренды лесного участка, договоры безвозмездного пользования, решения о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование, соглашения об установлении сервитута или публичного сервитута, договоры купли-продажи лесных насаждений, лесные декларации, проекты освоения лесов, отчеты об использовании лесов, технологические карты лесосечных работ, материалы отвода лесосек, акты осмотра мест рубок и иные).

4.6.6. Контурно-аналитическое дешифрирование материалов ДЗЗ, в том числе методами автоматизированной обработки с последующей векторизацией границ лесных участков, где осуществлялось использование лесов, а также имелось воздействие неблагоприятных природных факторов на леса, вычисление площадей отдешифрированных лесных участков, верификация с информацией из ЛесЕГАИС с целью выявления и определения признаков нарушений лесного законодательства Российской Федерации.

Выполняется контурное дешифрирование мест использования лесов (нанесение границ обнаруженных изменений) по материалам ДЗЗ, в том числе с применением средств автоматизации, вычисляются площади контуров дешифрирования средствами ГИС. Срок дешифрирования материалов ДЗЗ с момента поступления их к исполнителю работ составляет не более 30 календарных дней. При проведении непрерывного дистанционного мониторинга срок дешифрирования материалов ДЗЗ составляет не более 5 рабочих дней с момента поступления их к исполнителю.

В процессе аналитического дешифрирования производится сравнительный анализ площадей и адресности мест использования лесов, выявленных по материалам ДЗЗ, с информацией из ЛесЕГАИС, либо согласно пункту 4.6.1 Регламента.

В случаях отсутствия или несоответствия параметров участков использования лесов с информацией, полученной из ЛесЕГАИС, либо согласно пункту 4.6.1 Регламента, фиксируются признаки нарушений лесного законодательства. Объем срубленной древесины на конкретных выявленных участках с признаками нарушений лесного законодательства определяется на основе таксационных описаний лесоустройства.

При дешифрировании также выявляются случаи воздействия неблагоприятных природных факторов на леса и обращается внимание на возможность примыкания к вырубкам различных категорий земель, не занятых лесными насаждениями, и нелесных земель и достоверность их идентификации по материалам ДЗЗ.

Погрешность определения площади лесного участка при дешифрировании материалов ДЗЗ среднего и высокого пространственного разрешения составляет соответственно до 1 га - 15 и 10%, 1 га и более - 10 и 5%.

С целью обеспечения внутреннего контроля качества дешифрирования в период дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга (ежемесячно) камеральной проверке исполнителем работ подлежит не менее 10% площади и все выявленные лесные участки с признаками нарушений лесного законодательства на проверяемой площади в каждом лесничестве с оформлением акта камеральной проверки дешифрирования лесных участков по субъекту Российской Федерации (приложение 36 к Регламенту).

При дистанционном мониторинге и (или) непрерывном дистанционном мониторинге устанавливаются признаки следующих нарушений лесного законодательства Российской Федерации: рубка лесных насаждений без правоустанавливающих документов; рубка с превышением эксплуатационной площади лесосек; рубка за пределами отвода лесосек, незаконная рубка лесных насаждений в различных категориях защитных лесов и ОЗУ, где рубки запрещены или ограничены, рубка лесных насаждений без лесной декларации, использование лесов без лесной декларации, рубка до или после сроков действия лесной декларации, использование лесов без правоустанавливающих документов, нарушения организационно-технических элементов рубок (ОТЭ), нарушения при подаче данных в ЛесЕГАИС.

По результатам работ на каждый лесной участок с выявленными признаками нарушений лесного законодательства составляется карточка дешифрирования мест использования лесов с указанием расположения, конфигурации и координат крайней северной точки контура лесного участка с выявленными признаками нарушений (приложение 37 к Регламенту).

На карточке дешифрирования мест использования лесов могут отображаться несколько лесных участков с признаками нарушений лесного законодательства в пределах одного лесного квартала по каждому лесопользователю в разрезе категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов.

4.6.7. Направление в течение трех рабочих дней с даты дешифрирования информации о выявленных признаках нарушений лесного законодательства (карточек дешифрирования мест использования лесов, ведомостей выявленных признаков нарушений) в соответствующие территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства и органы государственной власти субъектов Российской Федерации с целью принятия мер реагирования.

Исполнитель работ в течение трех рабочих дней после дешифрирования, но не позднее 1 сентября года дистанционного мониторинга и 1 ноября года непрерывного дистанционного мониторинга направляет с сопроводительным письмом информацию (карточки дешифрирования мест использования лесов, ведомости результатов проверок субъектами Российской Федерации информации о признаках нарушений лесного законодательства, выявленных при проведении дистанционного мониторинга или непрерывного дистанционного мониторинга) о выявленных признаках нарушений лесного законодательства на официальные электронные адреса органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства для принятия мер государственного реагирования.

4.6.8. Верификация в натуре результатов дешифрирования (по требующим проверки в полевых условиях) по всем лесным участкам, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации не согласны с результатами дистанционного мониторинга (непрерывного дистанционного мониторинга), с опознаванием на местности и проведением инструментальной съемки границ лесного участка и определением его площади.

Исполнитель работ, в том числе совместно с территориальными органами Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляет натурное обследование (проверку) результатов дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга по лесным участкам с выявленными признаками нарушений лесного законодательства, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации не подтвердили результаты (не согласны с результатами) дешифрирования с признаками нарушения лесного законодательства. По непрерывному дистанционному мониторингу натурные проверки проводятся ежемесячно.

Перед проведением натурной проверки исполнитель работ не менее чем за 10 календарных дней направляет уведомление в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства и органы государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием перечня участков с признаками нарушений лесного законодательства, планируемых к натурной проверке, даты и места проверки.

Общий объем натурных проверок результатов дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга, выполняемых исполнителем работ, составляет 100% лесных участков с выявленными при дистанционном мониторинге и (или) непрерывном дистанционном мониторинге признаками нарушений лесного законодательства, по которым имеется несогласие органа государственной власти субъекта Российской Федерации и которые требуют проведения натурной проверки.

В случае согласия исполнителя работ с позицией органа государственной власти субъекта Российской Федерации о не подтверждении результатов дешифрирования указанные натурные проверки не проводятся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (представители лесничеств) принимают обязательное участие в натурной проверке результатов дешифрирования материалов ДЗЗ.

Натурная проверка результатов дешифрирования материалов ДЗЗ в части площадей используемых лесных участков осуществляется при опознавании на местности и обследовании контура лесного участка с выявленными признаками нарушений со съемкой его границ приборами и инструментами с известной точностью измерений, прошедших соответствующие поверки (калибровки) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Определение (вычисление) площадей в границах лесных участков, сформированных по данным полевых измерений, выполняется зарегистрированными в установленном порядке в Российской Федерации программными продуктами. Измерительные приборы и инструменты, применяемые при опознавании на местности и обследовании контура участка с выявленными признаками нарушений лесного законодательства, должны соответствовать приборам и инструментам, применяемым при отводе лесосек.

В ходе обследования участков с признаками нарушений лесного законодательства производится выборочная фотофиксация (аппаратами с разрешающей способностью не хуже 8 Мп) лесоустроительных знаков, лесохозяйственных знаков (при их наличии) и видимых признаков проведения рубки (пни, волока и другие) с фиксацией даты проведения фотосъемки.

По результатам натурной проверки составляется акт натурной проверки результатов дешифрирования лесного участка (приложение 38 к Регламенту) - по одному экземпляру для каждой из сторон, участвовавшей в проверке. Акт натурной проверки составляется по каждому выявленному признаку нарушений лесного законодательства.

Акты натурной проверки нумеруются по очередности в лесничестве.

Исполнитель работ в случае проведения натурной проверки без участия представителей территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства в течение десяти дней с даты окончания проверки направляет копии актов натурной проверки результатов дешифрирования лесного участка в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральное агентство лесного хозяйства.

По итогам натурной проверки исполнителем работ при необходимости вносятся изменения в результаты дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга.

Исполнитель работ организует и проводит натурные проверки не позднее 1 ноября при дистанционном мониторинге и не позднее 10 ноября при непрерывном дистанционном мониторинге. В отдельных случаях срок натурной проверки может быть продлен по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Исполнитель работ также принимает участие в контрольных натурных проверках совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства, территориальными органами Федерального агентства лесного хозяйства. Контрольные проверки по результатам дешифрирования материалов ДЗЗ при внешнем и внутреннем контроле могут проводится совместно с отображением результатов в отчетных материалах.

4.6.9. Анализ и обобщение результатов, подготовка по результатам работ ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации.

Исполнителем работ выполняется комплексная обработка результатов работ по дистанционному мониторингу и (или) непрерывному дистанционному мониторингу, которые анализируются и обобщаются по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств, где проводился дистанционный мониторинг и (или) непрерывный дистанционный мониторинг.

При выявлении дополнительных нарушений лесного законодательства в результате проведения документарных и натурных проверок органами государственной власти субъектов Российской Федерации выявленных признаков нарушений лесного законодательства по результатам дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга, а также при проведении документарных проверок исполнителем работ по каждому дополнительно выявленному случаю изготавливается карточка дешифрирования мест использования лесов.

В случае не подтверждения признаков нарушений лесного законодательства при проведении документарных и натурных проверок результатов дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга органами государственной власти субъектов Российской Федерации исполнитель работ уведомляет территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства об исключении карточек дешифрирования мест использования лесов с указанием оснований и причин, послуживших для их исключения.

По итогам работ в срок до 10 ноября года дистанционного мониторинга и до 15 ноября года непрерывного дистанционного мониторинга исполнителем работ подготавливаются и направляются в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства в электронном виде отчеты о дистанционном мониторинге и (или) непрерывном дистанционном мониторинге по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств (приложения 39, 40 к Регламенту).

Исполнитель работ прилагает к отчетным материалам мультивременные композиты, составленные по форме приложения 41 к Регламенту, на лесные участки с признаками нарушений лесного законодательства, по которым имеются неурегулированные несогласия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства обеспечивают рассмотрение отчетов и в оперативном порядке информируют о результатах их рассмотрения Федеральное агентство лесного хозяйства и исполнителя работ в срок до 20 ноября.

По результатам рассмотрения отчетов в территориальных органах Федерального агентства лесного хозяйства они с устраненными замечаниями направляются исполнителем работ в Федеральное агентство лесного хозяйства в срок до 22 ноября.

После принятия отчетов Федеральным агентством лесного хозяйства исполнитель работ направляет их в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства после принятия Федеральным агентством лесного хозяйства отчетов о дистанционном мониторинге и (или) непрерывном дистанционном мониторинге по субъектам Российской Федерации действуют в соответствии с полномочиями, установленными Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства, утвержденным приказом Минприроды России от 30.01.2015 N 38, в том числе направляют материалы в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

Цифровая информация дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга должна содержать сведения обо всех контурах и их границах, нанесенных на векторные слои.

Характеристики контура:

идентификатор контура (лесосека, лесной участок с выявленными признаками нарушения лесного законодательства, граница выявленных природных факторов);

вид признака нарушения законодательства, площадь и другие;

дата создания контура;

сведения о местоположении (наименование субъекта Российской Федерации, лесничества, участкового лесничества, урочища (лесной дачи, технического участка), номера лесного квартала и другие);

сведения о лесопользователе (наименование лесопользователя (арендатора), номер и дата правоустанавливающего документа на использование лесов и другие);

сведения о целевом назначении лесов (категории защитных лесов) и ОЗУ;

сведения о видах использования лесов;

сведения о нарушениях лесного законодательства по данным субъектов Российской Федерации;

сведения об используемых данных ДЗЗ.

4.7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации проводят документарные и натурные проверки выявленных признаков нарушений лесного законодательства по результатам дистанционного мониторинга (непрерывного дистанционного мониторинга).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при получении информации о признаках нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных при дистанционном мониторинге и (или) непрерывном дистанционном мониторинге, организуют и проводят на ее основе документарные и натурные проверки в срок до 30 дней при дистанционном мониторинге и в срок до 5 дней при непрерывном дистанционном мониторинге, но не позднее 20 октября при дистанционном мониторинге и не позднее 5 ноября при непрерывном дистанционном мониторинге с составлением соответствующего акта проверки.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации также проводят документарную проверку выявленных дистанционным мониторингом и (или) непрерывным дистанционным мониторингом фактов непредоставления, несвоевременного предоставления или предоставления недостоверной информации в ЛесЕГАИС.

При выявлении признаков нарушений, связанных с рубкой до или после сроков действия лесной декларации, договора купли-продажи лесных насаждений и государственных контрактов и заданий, с которыми орган государственной власти субъекта Российской Федерации не согласен, исполнитель работ оперативно направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации и территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства сведения, внесенные в ЛесЕГАИС (скриншоты), и мультивременные композиты с признаками нарушений лесного законодательства. При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет по указанным случаям исполнителю работ и в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства все необходимые подтверждающие материалы.

В случае невозможности проведения натурной проверки по признакам нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проведения работ по дистанционному мониторингу и (или) непрерывному дистанционному мониторингу в установленные пунктом 4.7 Регламента сроки ввиду труднодоступности территории из-за природно-климатических условий и чрезвычайных ситуаций, органами государственной власти субъектов Российской Федерации составляется план-график проведения натурных проверок лесных участков с указанием номера карточки дешифрирования мест использования лесов, конкретной причины невозможности проведения проверки в установленные Регламентом сроки, наименования лесничества, участкового лесничества, планируемой даты проведения проверки (при этом срок проверки не должен превышать сроки, установленные пунктом 4.7 Регламента), который оперативно (в течение 5 рабочих дней от даты поступления карточек дешифрирования) направляется в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства и исполнителю работ.

По результатам проверок с подтвержденными случаями нарушений лесного законодательства органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают меры государственного реагирования.

В случае выявления по результатам проверок нарушений лесного законодательства, ответственность за которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, материалы, указывающие на их наличие, органами государственной власти субъектов Российской Федерации оперативно (в течение 3 дней) передаются в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежемесячно проводят сверочные мероприятия с территориальными органами МВД России о ходе движения и результатах рассмотрения материалов и уголовных дел с представлением в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства соответствующей актуальной информации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях отказа органов МВД России в возбуждении уголовных дел по материалам с нарушениями лесного законодательства, выявленными дистанционным мониторингом и (или) непрерывным дистанционным мониторингом, обеспечивают их рассмотрение на наличие признаков административной ответственности и принимают соответствующие меры государственного реагирования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при подтверждении результатов дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга, содержащих признаки административного правонарушения, также в рамках компетенции возбуждают дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства проводят анализ причин отказов в возбуждении уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренных статьями 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, направленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в правоохранительные органы по результатам проверок данных дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга, и при наличии на то оснований принимают меры к обжалованию указанных отказов в соответствии со статьями 123 - 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после проведения документарных и натурных проверок результатов дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга обеспечивают оперативное направление ведомостей по установленной форме (приложения 42, 43 к Регламенту) с подписями должностного лица, ответственного за составление формы, и руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации о результатах проведенных проверок в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства и исполнителю работ с приложением подтверждающих документов и соответствующих материалов, в том числе сделанные в ходе натурных проверок материалы фотофиксации лесных участков, на которых дистанционным мониторингом и (или) непрерывным дистанционным мониторингом выявлены признаки нарушений лесного законодательства, акты осмотра лесных участков.

Сводная информация о результатах документарных и натурных проверок результатов дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга направляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства до 1 числа месяца, следующего за отчетным.

Исполнитель работ анализирует полученную информацию, уточняет возникшие расхождения и совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации при необходимости корректирует данные дешифрирования, в том числе карточки дешифрирования мест использования лесов. Результаты анализа полученной информации в электронном виде в течение пяти рабочих дней направляются исполнителем работ в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства по установленным формам (приложения 44, 45, 46 к Регламенту).

При выявлении в рамках проведения дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга с использованием информации, содержащейся в ЛесЕГАИС, фактов непредоставления или несвоевременного предоставления должностными лицами уполномоченных органов государственной власти информации, а также предоставления заведомо ложной информации в ЛесЕГАИС территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства обеспечивают рассмотрение данных случаев на предмет наличия признаков административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации проводят анализ причин не выявления уполномоченными лицами фактов нарушений лесного законодательства, выявленных позднее в ходе дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга, и принимают соответствующие меры государственного реагирования. Результаты дистанционного мониторинга учитываются при разработке маршрутов патрулирования лесов, используя данные о пространственном расположении мест незаконных рубок лесных насаждений в предыдущие годы. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства представляют в электронном виде ежемесячно к 5 числу каждого месяца в течение года дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга информацию в Федеральное агентство лесного хозяйства о результатах проверок органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принятых ими мерах по установленным формам (приложения 44, 45, 46 к Регламенту).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, направляют в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства итоговую информацию о рассмотрении материалов проверок по результатам дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга, в том числе в правоохранительных органах, с учетом годовой формы 8-ОИП, а также итоги анализа невыявления государственными лесными инспекторами в ходе проверочных мероприятий фактов незаконных рубок лесных насаждений, выявленных позднее в ходе дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга, с принятием соответствующих мер, в том числе по обеспечению оптимизации маршрутов патрулирования; а также итоговую информацию о причинах отказов в возбуждении уголовных дел по признакам составов преступлений, предусмотренных статьями 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, направленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в правоохранительные органы по результатам проверок данных дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга. После анализа полученной информации территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства направляют ее в Федеральное агентство лесного хозяйства в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным.

Одновременно территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным, направляют в Федеральное агентство лесного хозяйства уточненную информацию о принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации мерах дисциплинарного взыскания с учетом результатов дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга.

4.8. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства обеспечивают контроль за сроками проведения органами государственной власти субъектов Российской Федерации натурных проверок лесных участков, на которых при дистанционном мониторинге (непрерывном дистанционном мониторинге) выявлены признаки нарушений лесного законодательства, и принятием органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер государственного реагирования на выявляемые дистанционным мониторингом (непрерывным дистанционным мониторингом) признаки нарушений лесного законодательства.

4.9. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнителя работ проводят натурные проверки результатов дешифрирования материалов ДЗЗ на не менее 50% лесных участков по мониторингу и по всем участкам по непрерывному мониторингу (не менее одного раза в месяц) в каждом субъекте Российской Федерации.

Натурные проверки назначаются по случаям несогласий органов государственной власти субъектов Российской Федерации с результатами дешифрирования материалов ДЗЗ, по которым требуется проведение натурной проверки.

В случае отсутствия разногласий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнителем работ по результатам дешифрирования материалов ДЗЗ указанные натурные проверки не проводятся.

При проведении территориальными органами Федерального агентства лесного хозяйства проверочных мероприятий (выборочных повторных обследований, документарных или натурных) в рамках контроля за проведением дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга согласование от органов прокуратуры не требуется.

Территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в 10-дневный срок после завершения проверки представляет в Федеральное агентство лесного хозяйства информацию о результатах проведенной проверки с приложением копий актов проверки.

Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства проводят натурные проверки не позднее 1 ноября при дистанционном мониторинге и не позднее 10 ноября при непрерывном дистанционном мониторинге. В отдельных случаях срок натурной проверки может быть продлен по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.

При несогласии представителей лесничества с актом натурной проверки территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнителем работ по указанным фактам проводят рабочие совещания на предмет решения рассматриваемых случаев.

4.10. В случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации сроков проверок карточек дешифрирования мест использования лесов, непринятия ими должных мер реагирования на результаты дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга или предоставления недостоверной информации о не подтверждении результатов дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства принимают меры государственного реагирования, в том числе направляют материалы в органы прокуратуры для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования с заполнением формы 3-ДЛХ, утвержденной приказом Рослесхоза от 14.01.2016 N 8.

Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства осуществляют мониторинг принятых мер прокурорского реагирования по направленным обращениям и в случае неполучения ответа направляют повторное обращение в органы прокуратуры. В случае отсутствия повторного ответа направляют информацию в окружные органы прокуратуры.

4.11. Результаты дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга в установленном порядке используются в том числе для оценки достоверности сведений о незаконных рубках, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

4.12. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства организуют освещение проведения дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга и его результатов, в том числе в части информации о проведенных натурных проверках лесных участков, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации были не согласны с результатами дистанционного мониторинга и (или) непрерывного дистанционного мониторинга, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", региональных и районных СМИ.