Железнодорожный транспорт

По итогам 2023 года погрузка грузов на сети ОАО "Российские железные дороги" составила 1,2 млрд тонн, что на 0,1% меньше, чем в 2022 году. Погрузка грузов выросла в сегментах перевозки кокса (на 13,7% к уровню 2022 г.), черных металлов (на 2,3%), лома черных металлов (на 6,7%), химических и минеральных удобрений (на 5,4%), зерна (на 37,1%). Наибольшее снижение погрузки наблюдалось в сегменте лесных грузов (на 14,2% к уровню 2022 г.), химикатов и соды (на 4,5 процента).

Грузооборот в 2023 году составил 2 638,3 млрд т-км, что выше на 0,02% уровня 2022 года.

По оперативным данным Росстата, в январе - июле 2024 г. погрузка на железнодорожном транспорте составила 699,1 млн тонн груза (на 3,4% ниже уровня аналогичного периода 2023 г.), выполненный грузооборот составил 1 471,5 млрд т-км (сокращение на 5,6 процента).

В 2024 году с учетом оценки макроэкономических параметров, сложившихся тенденций на рынке логистических услуг и прогноза ОАО "РЖД" погрузка грузов железнодорожным транспортом оценивается в объеме 1 239,0 млн тонн (рост на 0,3% к уровню 2023 г.), грузооборот - 2 588,2 млрд т-км (сокращение на 1,9 процента).

Динамика грузовых перевозок железнодорожного транспорта (по путям общего пользования) в среднесрочной перспективе будет определяться динамикой объемов промышленного производства в основных грузообразующих отраслях.

На формирование объемов погрузки грузов железнодорожным транспортом помимо макроэкономических факторов существенным образом влияет конъюнктура российского и мировых товарных рынков, находящихся в прогнозном периоде под геополитическим и санкционным давлением.

На перспективу до 2027 года существенное влияние на динамику погрузки будет оказывать развитие новых направлений поставок продукции российских производителей, как на внутреннем рынке, так и на экспорт.

В 2027 году погрузка грузов железнодорожным транспортом прогнозируется на уровне 1 358,6 млн тонн (рост на 10,0% к 2023 г.), грузооборот - 2 967,3 млрд т-км (рост на 12,5% к уровню 2023 года).

На железнодорожном транспорте по итогам 2023 года перевезено 1,2 млрд человек (рост на 5,8% к уровню 2022 года). Пассажирооборот в 2023 г. вырос на 11,2% по сравнению с 2022 г. и составил 138,0 млрд пасс.-км.

По оперативным данным Росстата, в январе - июле 2024 г. железнодорожным транспортом отправлено 732,9 млн человек, на 7,5% больше аналогичного периода 2023 г., пассажирооборот составил 82,6 млрд пасс-км (рост на 7,5% к аналогичному периоду 2023 года).

С учетом сложившихся тенденций число пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом в 2024 г. оценивается в размере 1 226,4 млн человек (на 1,5% выше уровня 2023 г.), пассажирооборот оценивается в размере 140,9 млрд пасс-км (рост на 2,1 процента).

В среднесрочной перспективе на железнодорожном транспорте прогнозируется поступательный рост пассажирских перевозок. В 2027 г. объем перевозок пассажиров составит 1 252,4 млн человек (рост на 3,6% к уровню 2023 г.), пассажирооборот - 143,2 млрд пасс.-км (рост на 3,7 процента).

Рост перевозок планируется обеспечить, в основном, за счет развития внутригородских перевозок железнодорожным транспортом в крупных агломерациях и пригородных перевозок железнодорожным транспортом на основе формирования оптимальной маршрутной сети, развития скоростного движения, повышения качества и внедрения инновационных технологий, развития безбарьерной среды для маломобильных пассажиров.

Инвестиции в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры:

развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (III этап);

развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла;

реализация инвестиционного проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ-1 "Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург";

развитие железнодорожной инфраструктуры направления Центр - Юг (Москва - Адлер)";

развитие железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга - строительство Петербургского полукольца;

строительство новой железнодорожной линии Аэропорт Анапа - Тамань-Пасс. - ст. Анапа;

строительство железнодорожного Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево";

развитие Пермского железнодорожного узла со строительством мостового перехода;

развитие инфраструктуры железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.