Транспорт

На фоне сохраняющихся в 2023 - 2024 гг. ограничений со стороны недружественных стран (закрытие воздушного пространства, территорий для российских автомобильных перевозчиков, запрет на заходы в порты недружественных стран российских судов) продолжается структурная перестройка в транспортной отрасли. Так, экспортные потоки частично перенаправляются на юг и восток, импортные потоки в значительной степени переориентируются на автомобильный транспорт и железнодорожные контейнерные перевозки.

В 2023 г. объем перевозок грузов (без трубопроводного) составил 7,9 млрд тонн грузов (на 3,7% выше уровня 2022 года), грузооборот - 3 127,9 млрд т-км (на 2,0% выше уровня 2022 года).

Объем коммерческих перевозок грузов транспортного комплекса (без трубопроводного) в 2023 г. составил 3,8 млрд тонн (на 5,7% выше уровня 2022 года), грузооборот - 3 042,5 млрд т-км (на 1,7% выше уровня 2022 года).

В структуре перевозок грузов в 2023 г. лидирующая позиция сохранилась за автомобильным транспортом - 82,5% от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом (без трубопроводного). В структуре грузооборота превалировал железнодорожный транспорт, который составил 84,3% от общего грузооборота транспортного комплекса (без трубопроводного).

Объемов перевозок пассажиров в 2023 г. на транспорте общего пользования вырос на 5,7% к уровню 2022 г., пассажирооборот увеличился на 12,8 и составил 496,5 млрд пасс.-км.

В структуре пассажирооборота транспорта общего пользования в 2023 году доля железнодорожного транспорта составила 27,8% от общего пассажирооборота, доля воздушного транспорта - 53,3 процента.

Таблица. Основные прогнозные показатели развития транспортного комплекса (базовый вариант)

2023

2024

2025

2026

2027

2027/2023

отчет

оценка <1>

прогноз <1>

Перевозки грузов всего, млрд тонн

7,87

8,03

8,20

8,39

8,57

в % г/г

3,7

2,0

2,1

2,3

2,1

8,9

Грузооборот всего, млрд тонн-км

3 127,9

3 091,6

3 210,8

3 385,9

3 515,0

в % г/г

2,0

-1,2

3,9

5,5

3,8

12,4

Перевозки пассажиров <2>, млрд чел.

10,1

10,6

10,9

11,2

11,5

в % г/г

5,7

5,0

2,8

2,8

2,7

13,9

Пассажирооборот <2>, млрд пасс-км

496,6

487,0

479,6

494,3

521,2

в % г/г

12,8

-1,9

-1,5

3,1

5,4

5,0

--------------------------------

<1> По данным Минтранса России.

<2> По данным Минтранса России без учета трамвайного, троллейбусного транспорта, метрополитена.

Развитие транспортной инфраструктуры и обновление транспортных средств является одной из приоритетных задач Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

В среднесрочной перспективе развитие транспортной системы будет обеспечиваться путем реализации следующих приоритетных проектов:

развитие единой опорной транспортной сети общего пользования для всех видов транспорта;

развитие международных транспортных коридоров "Север - Юг", "Северный морской путь" для обеспечения эффективного выхода российских предприятий и организаций на зарубежные рынки и обеспечения объемов транзита Ирана и Индии, а также других стран Прикаспийского региона, Западной и Южной Азии со странами Европы через территорию Российской Федерации;

строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Санкт-Петербург";

увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей;

развитие опорной сети аэропортов и аэродромов;

увеличение пропускной способности внутренних водных путей, развитие Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, нацеленное на частичную разгрузку автомобильных и железных дорог на направлениях, где перевозка грузов может осуществляться внутренним водным транспортом;

развитие железнодорожных подходов и инфраструктуры морских портов Российской Федерации, включая порты Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов;

реализация программы развития пассажирского транспорта общего пользования;

обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Основными инструментами достижения стратегических целей в сфере транспортного комплекса будут являться национальные проекты "Эффективная транспортная система" и "Инфраструктура для жизни" (в части автомобильных дорог и общественного транспорта), реализация которых позволит обеспечить высокоэффективную качественную работу пассажирского и грузового транспорта общего пользования.