Воздушный транспорт

В 2023 году в условиях переориентации на внутренние грузоперевозки перевозка грузов воздушным транспортом к уровню 2022 года снизилась на 22,9% и составила 0,5 млн тонн, грузооборот снизился на 39,0% и составил 1,7 млрд т-км.

По оперативным данным Росстата, в январе - июле 2024 г. перевозки грузов воздушным транспортом составили 0,3 млн тонн (на 2,3% выше уровня аналогичного периода 2023 года), выполненный грузооборот составил 1,0 млрд т-км (рост на 6,4 процента).

Объем перевозок грузов в 2024 г. оценивается на уровне 0,54 млн тонн (рост на 14,9% к уровню 2023 года), оценка грузооборота - 2,0 млрд т-км (рост на 13,4 процента).

В 2025 - 2027 годах прогнозируется рост перевозок и грузооборота воздушного транспорта. Воздушным транспортом в 2027 г. будет перевезено 0,82 млн тонн грузов (рост на 74,5% к уровню 2023 г.) и выполнен грузооборот в размере 2,7 млрд т-км (рост на 58,1 процента).

Восстановление воздушного пассажирского транспорта сдерживается сложной геополитической обстановкой. Сохраняются как ограничения на осуществление полетов в 11 аэропортах южной и центральной части страны, так и ограничения по поставкам запчастей, ремонту, страхованию самолетов зарубежного производства.

В настоящее время отрасль продолжает адаптироваться к новым условиям. В создавшейся ситуации в сфере гражданской авиации были приняты меры по поддержанию и развитию внутренних перевозок, а также сглаживанию санкционного воздействия на отрасль.

Объем перевозок пассажиров воздушным транспортом в 2023 г. составил 105,5 млн человек, что больше на 10,7%, чем в 2022 г., пассажирооборот вырос по сравнению с 2022 годом на 16,1% и составил 264,7 млрд пасс-км.

По оперативным данным Росстата, за январь - июль 2024 г. объем перевозок пассажиров воздушным транспортом составил 63,2 млн человек, что больше на 6,9% уровня аналогичного периода 2023 г., пассажирооборот вырос на 9,7% и составил 161,9 млрд пасс-км.

С учетом сохраняющегося влияния мер санкционного давления на сектор пассажирских перевозок воздушным транспортом (включая запрет на полеты, продажу самолетов, запасных частей и оборудования, оказание услуг по страхованию, техническому обслуживанию, возврат воздушных судов лизинговым компаниям) пассажирооборот воздушного транспорта с учетом мер государственной поддержки в 2024 году оценивается в размере 246,3 млрд пасс.-км (на 7,0% ниже уровня 2023 года), объем перевозок - 98,14 млн пассажиров (сокращение на 6,9 процента).

Объем перевозок пассажиров в 2027 г. прогнозируется на уровне 98,8 млн чел. (сокращение на 6,3% к уровню 2023 г.), пассажирооборот - 256,9 млрд пасс-км (на 2,9% ниже уровня 2023 года).

Инвестиции в основной капитал воздушного транспорта (включая аэронавигацию) в 2023 году составили 665,6 млрд руб., в том числе: из внебюджетных источников - 293,3 млрд рублей, средств федерального бюджета - 40,5 млрд рублей.

Развитие аэропортовой сети направлено на обеспечение приема современных типов воздушных судов и требуемого уровня безопасности полетов, улучшение качества предоставляемых услуг.

По итогам 2023 года обеспечен ввод в эксплуатацию 12 объектов:

девять взлетно-посадочных полос (Чара, Якутск, Певек, Черский, Усть-Камчатск, Усть-Нера, Благовещенск (досрочно), Магнитогорск (досрочно), Архангельск (досрочно);

три вспомогательных объекта аэродромной инфраструктуры (Петропавловск-Камчатский, Вилюйск, Братск (досрочно).

В 2024 году инвестиции в основной капитал организаций воздушного транспорта оцениваются в размере 411 млрд руб. (57,0% к уровню 2023 года).