Информационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются основой стратегического развития в современном мире и неотъемлемой частью управленческих систем в ключевых отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики, связанных, прежде всего, с усилением внешнеполитического давления и введением экономических санкций, оказало непосредственное влияние и на российский сектор ИКТ.

Вместе с тем принимаемые Правительством Российской Федерации меры, в том числе меры поддержки бизнеса, ускоренная адаптация российской экономики и общества к новым условиям и накопленный ранее запас прочности позволяют превратить негативные факторы в точки роста. В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделяется повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке сектора ИКТ.

В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, снижены импортные пошлины, введены и продлены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний (до 2030 года), отсрочка от призыва ИТ специалистам и иные меры.

Комплекс мер стимулирующего характера ориентирован на обеспечение ускоренного развития ИКТ-сектора, вывод продукции ИКТ-сектора на новые рынки, замещение ассортимента продукции, выбывшей из обращения вследствие введения торговых ограничений, а также формирование отечественных технологических пакетов, обеспечивающих воспроизводство ассортимента используемых и перспективных цифровых технологий и решений.

Ускоренный процесс импортозамещения, рост разработки и внедрения отечественного программного обеспечения, а также рост производства отечественного ИКТ-оборудования обеспечивает увеличение добавленной стоимости сектора ИКТ. Основным компонентом роста добавленной стоимости выступает фонд оплаты труда.

Важную роль сыграют усилия по расширению присутствия продукции российского ИКТ-сектора на рынках стран ЕАЭС, а также по форсированному освоению целевых рынков нейтральных по отношению к Российской Федерации государств (стран Центральной и Южной Азии, стран Африки, а также стран Центральной и Южной Америки).

Важным направлением повышения инвестиционного потенциала и расширения производственных возможностей российского ИКТ-сектора станет организация инвестиционного и производственно-технологического партнерства с наиболее развитыми странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, расширение кооперации с дружественными странами.

Действенными мерами, направленными на ускорение развития ИКТ-сектора, станут меры по стимулированию спроса на отечественную продукцию ИКТ-сектора.

Серьезное внимание будет уделяться вопросам адаптации отечественных цифровых решений к применению в странах-импортерах, включая вопросы обеспечения соответствия требованиям законодательства стран-импортеров, адаптации к специфике развития телекоммуникационной инфраструктуры, а также вопросам локализации интерфейсов и документации.

В целях обеспечения устойчивого функционирования критической информационной инфраструктуры в прогнозный период субъекты критической информационной инфраструктуры будут планомерно переходить на преимущественное применение отечественных программно-аппаратных комплексов и российских программных решений на принадлежащих им значимых объектах, что придаст импульс развитию обширного класса программного обеспечения и компонентов вычислительного и телекоммуникационного оборудования.

В целях достижения технологического суверенитета будут разрабатываться меры, направленные на обеспечение полноты и целостности отечественных технологических пакетов, обеспечение доверия потребителей к отечественным цифровым решениям, обеспечение способности российского ИКТ-сектора поставлять на отечественный и зарубежные рынки продукцию и услуги мирового уровня.

Готовность правовой среды для освоения российским обществом преимуществ от внедрения новых цифровых технологий и решений на их основе обеспечивается за счет реализованных мероприятий в рамках федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", входящего в состав национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", который завершится 31 декабря 2024 года.

Кроме того, будет продолжена работа по обеспечению проникновения цифровых инноваций в отрасли экономики в рамках реализации экспериментальных правовых режимов. В 2022 - 2024 годах установлено 16 экспериментов в сфере беспилотного наземного и воздушного транспорта, государственных услуг и здравоохранения, в 2025 - 2027 годах ожидается установление не менее 10 экспериментальных правовых режимов.

В рамках национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" в прогнозный период продолжится работа по следующим основным направлениям развития:

повышение цифровых компетенций населения;

подготовка кадров для цифровой трансформации;

развитие информационной инфраструктуры;

обеспечение информационной безопасности;

развитие цифровых технологий;

цифровая трансформация государственного управления;

развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта;

обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи.