Акцизы

1. Будет проведена оценка возможности перехода на уплату акциза в отношении табачной и никотинсодержащей продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации, на основе использования в этих целях данных государственной информационной системы маркировки.

Итог рассмотрения:

По результатам проработки Минфином России совместно с ФНС России и ООО "Оператор-ЦРПТ" в 2022 - 2023 годах перехода на автоматизированный расчет сумм акциза в отношении табачной продукции на основании данных государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - ГИС МТ) и на уплату сумм акциза на основе налоговых уведомлений сделаны выводы о преждевременности такого перехода в 2024 году в связи с наличием рисков недопоступления сумм акцизов в бюджет.

Работа по устранению таких рисков будет продолжена в 2024 - 2025 годах.

Данные ГИС МТ в настоящее время используются налоговыми и таможенными органами как дополнительный инструмент контроля за полнотой декларируемых налоговых обязательств налогоплательщиками. Это закреплено законодательно с 01.06.2024 г.

2. В рамках анализа практики применения акциза на сахаросодержащие напитки планируется оценить динамику поступлений в федеральный бюджет сумм налога, изменения структуры и баланса производства безалкогольных напитков, в том числе сахаросодержащих, в целях подготовки предложений по совершенствованию такого налогообложения.

Итог рассмотрения:

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2022 г. N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2023 года сахаросодержащие напитки признаются подакцизными товарами.

Налогообложение акцизами операций с сахаросодержащими напитками производится в установленном порядке с указанной даты, а для организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 октября 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих сахаросодержащие напитки - с 1 октября 2023 г.

В федеральный бюджет Российской Федерации в 2023 году сумма акциза на сахаросодержащие напитки от более 600 производителей и импортеров поступила в размере 8,3 млрд рублей, 87% этой суммы приходится на сахаросодержащие напитки, производимые на территории Российской Федерации.

По данным ФНС России средняя месячная сумма поступлений акциза в III квартале 2023 года составила порядка 1,5 млрд рублей, в IV квартале 2023 года уменьшилась на 13% и составила 1,31 млрд рублей, хотя должна была увеличится за счет производителей из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. В I квартале 2024 года тенденция к уменьшению среднемесячных поступлений акциза сохранилась, и по сравнению с IV кварталом 2023 года этот показатель уменьшился на 3% и составила 1,28 млрд рублей.

Указанные данные свидетельствуют о сокращении объема производства сахаросодержащих напитков и увеличении производства безалкогольных напитков, содержащих заменители сахара.

По мнению налоговых и таможенных органов, идентификация отдельных видов товаров в качестве подакцизных сахаросодержащих напитков затруднена, в связи с большим перечнем безалкогольных напитков, не подлежащих налогообложению акцизами (обогащенная пищевая продукция, напитки на растительной основе и др.).

В рамках совершенствования налогообложения акцизами сахаросодержащих напитков целесообразно подготовить и проработать предложения по расширению перечня подакцизных безалкогольных напитков.