Налог на доходы физических лиц

В целях более справедливого распределения налогов, сохранения бюджетной устойчивости, поддержки предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене, произойдет комплексная системная донастройка параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики.

1. Вводятся дифференцированные ставки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и пятиступенчатая налоговая шкала в зависимости от размера и вида дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде дохода:

- в части суммы дохода, не превышающей 2,4 миллиона рублей - 13%;

- в части суммы дохода, превышающей 2,4 миллиона рублей и не более 5 миллионов рублей - 15%;

- в части суммы дохода, превышающей 5 миллионов рублей и не более 20 миллионов рублей - 18%;

- в части суммы дохода, превышающей 20 миллионов рублей и не более 50 миллионов рублей - 20%;

- в части суммы дохода, превышающей 50 миллионов рублей - 22%.

2. Увеличивается налог на доходы физических лиц, уплачиваемый налогоплательщиками в фиксированном размере с доходов в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний.

3. Ограничиваются права на применение налоговых преференций в виде освобождения от НДФЛ при долгосрочном владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале, если соответствующие доходы превышают 50 миллионов рублей за налоговый период.

4. Сохраняется уровень налогообложения с максимальной ставкой НДФЛ 15% для доходов в виде дивидендов, операций с ценными бумагами, процентов по депозитам. Это направлено на сохранение стимулов для развития фондового рынка и сохранение уровня доходов большей части граждан, хранящих свои сбережения в банках.

5. Для родителей в семьях с двумя и более детьми, имеющими низкий доход, будет введен "кешбэк" - будет предусмотрен возврат части уплаченного НДФЛ по итогам года через инструменты социальной поддержки. Использование данного механизма будет также способствовать прозрачности доходов и стимулировать население не скрывать свои доходы, поскольку часть из них будет возвращена.

6. Для лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса "Готов к труду и обороне" и прошедших диспансеризацию, будет распространен стандартный налоговый вычет по НДФЛ.

7. Налогообложение НДФЛ доходов участников СВО, получаемых в связи с участием в ней, не изменится.

8. Увеличение начиная с 2025 года размера стандартного налогового вычета на второго ребенка - до 2 800 рублей, на третьего и каждого последующего ребенка - до 6 000 рублей, суммы предельного дохода налогоплательщика в целях применения указанного стандартного налогового вычета - до 450 тыс. рублей в год.

9. Расширение сферы применения налоговой льготы, установленной для семей с двумя несовершеннолетними детьми в отношении дохода от продажи жилого помещения при улучшении жилищных условий: льгота применяется не только для семей с несовершеннолетними детьми, но также для семей с детьми (подопечными), признанными судом недееспособными, вне зависимости от их возраста. Рассмотрение вопроса о необходимости сравнения с имеющимся жилым помещение не только по площади, но и по кадастровой стоимости.

10. Уточнение порядка применения освобождения от налогообложения выплаты установленной законодательством компенсации работодателем проезда в отпуск и обратно своим работникам и членам их семей, работающих (проживающих) в районах Крайнего Севере и приравненных к ним местностях. Предлагается снять условие о совместном проживании членов семьи.

11. Уточнение порядка учета в целях налогообложения расходов при продаже имущества, стоимость которого при приобретении налогоплательщиком включалась в налогооблагаемый доход налогоплательщика.

12. Для субъектов Российской Федерации будет предоставлено право увеличивать до 1 понижающий коэффициент 0,7 в целях определения подлежащих налогообложению НДФЛ доходов от продажи недвижимого имущества.

13. Предлагается установить, что доверительный управляющий и (или) брокер, осуществляющие в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами и (или) осуществляющие выплаты налогоплательщику по ценным бумагам признаются налоговыми агентами вне зависимости от наличия договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживания или иного договора с налогоплательщиком.

14. Предлагается установить, что профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокер и (или) доверительный управляющий) признаются налоговыми агентами по операциям с валютой, осуществляемым в интересах налогоплательщика, а также уточнить порядок налогообложения, например, когда валюта получена в результате реализации (погашения) ценной бумаги (ПФИ).

15. Предлагается установить, что агент (посредник), осуществляющий выплаты налогоплательщику в связи с совершением юридических и иных действий, признается налоговым агентом, если непосредственно источник выплаты дохода налоговым агентом не признается.

16. Распространение социального налогового вычета на расходы налогоплательщика, произведенные за медицинские услуги, оказанные его ребенку (подопечному), признанных судом недееспособными, вне зависимости от их возраста.

17. Установление порядка декларирования и уплаты налога при продаже имущества, если такое имущество находится в совместной собственности супругов, в том числе в случае, если такое имущество используется в предпринимательской деятельности.

18. Предлагается установить, что при дарении ценных бумаг и производных финансовых инструментов доход в виде такого дара освобождается от налогообложения только, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками. На текущий момент доход в виде подаренных ценных бумаг (за исключением акций) и производных финансовых инструментов, полученный от физического лица, освобождается от налогообложения вне зависимости от родства дарителя и одаряемого.

19. Установление единых условий для налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения доходов от реализации (погашения) находящихся в собственности налогоплательщика более пяти лет долей участия в уставном капитале российских организаций и акций, по которым также установлена налоговая льгота по налогу на прибыль организаций. Условие о предоставлении налоговой льготы в отношении долей участия в уставном капитале исключительно российских организаций распространить также на акции, то есть предоставлять льготу только по российским акциям. Условие о предоставлении налоговой льготы только по тем акциям, по которым также предусмотрена налоговая льгота по налогу на прибыль организаций распространить также на доли участия в уставном капитале российских организаций.

20. Предлагается установить, что при переезде работника на работу в другую местность освобождаются от налогообложения установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) осуществляемые работодателем выплаты на аренду жилых помещений в период обустройства работника в новой местности, но не более суммы выплат за три первых месяца.

21. В настоящее время в случае неудержания налога налоговым агентом налогоплательщик обязан самостоятельно задекларировать и уплатить неудержанный налоговым агентом налог. В этой связи предлагается:

- уточнить, что такое требование распространяется на налогоплательщика также при частичном неудержании налога налоговым агентом;

- установить исключение такого требования для налогоплательщика при условии, что налогоплательщик в срок до 31 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором получен соответствующий доход, сообщил в налоговый орган о неправомерном неудержании налога налоговым агентом по форме, утвержденной ФНС России.

22. Предлагается установить, что при продаже имущества (имущественных прав) налогоплательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, соответствующие доходы могут уменьшаться на фактически произведенные налогоплательщиками и документально подтвержденные расходы на приобретение этого имущества (имущественных прав).

23. Уточнение порядка определения части страховой выплаты, выплачиваемой по договору страхования жизни. Если страховые взносы уплачивались не только налогоплательщиком, но и членами его семьи и близкими родственниками, то при расчете необлагаемой части страховой выплаты учитываются страховые взносы, внесенные не только налогоплательщиками, но также и членами его семьи, и близкими родственниками.

24. Предлагается установить, что при продаже доли (ее части) в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении денежных средств, иного имущества (имущественных прав) акционером (участником, пайщиком) организации в случае ее ликвидации, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, фактически произведенные налогоплательщиком и документально подтвержденные расходы на приобретение этого имущества (имущественных прав) учитываются в целях налогообложения, в том числе, если ранее была реорганизация соответствующей организации (сейчас такое положение предусмотрено только для акций).

25. Предлагается дополнить перечень расходов, связанных со служебной командировкой, оплачиваемых в пользу налогоплательщика (компенсируемых налогоплательщику) и освобождаемых от обложения НДФЛ, страховых взносов по программе добровольного медицинского страхования, необходимой для отправления сотрудника в такую командировку.

26. Предлагается уточнить, что порядок учета расходов по сделкам с ценными бумагами (ПФИ) осуществляется по методу ФИФО по соответствующему брокерскому счету.

27. Предлагается установить, что для целей определения минимального 3-летнего предельного срока владения жилым помещением учитывается жилое помещение во владении семьи, в том числе детей до 18 лет, учащихся до 24 лет, недееспособных без ограничения по возрасту (в настоящее время учитывается только совместное имущество).

28. Предлагается установить, что для целей применения инвестиционного налогового вычета ценные бумаги должны быть обращающимися как на момент покупки, так и на момент реализации (погашения).

29. Предлагается установить, что сроки владения имуществом исчисляются непрерывно.

30. Предлагается установить порядок уточнения налогоплательщиком суммы подтвержденного налогового вычета.