БЮДЖЕТНЫЙ ИМПУЛЬС: РАЗМЕР И КАНАЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Оценка бюджетного импульса включает как бюджетные операции, так и "квази-бюджетные" операции под чертой - такие как предоставление бюджетных и межгосударственных кредитов, инвестиции ФНБ в финансовые активы российских организаций.

В целях полноценного отражения бюджетных операций показатель структурного первичного баланса также скорректирован в 2020 - 2021 гг. на доходы от перечисления прибыли Банка России в результате продажи акций ПАО "Сбербанк", а в 2022 - 2023 гг. на авансового перечисление Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.

При оценке бюджетного импульса в 2023 и 2024 гг. также учтен эффект от изменения параметра базовых нефтегазовых доходов с 45 $/барр. до 8,0 трлн рублей в 2023 году и 60 $/барр. в 2024 году.

00000002.png

Бюджетный импульс транслируется в экономику (за счет влияния на деловую активность и инфляцию) посредством трех каналов:

- канал доходов: через воздействие на нефинансовый сектор (компании и домохозяйства) путем увеличения их доходов (пособия нуждающимся, индексация пенсий, МРОТ и прожиточного минимума, прочее) и прибыли (прямые отраслевые субсидии, снижение/отсрочка налогов, обнуление ввозных пошлин, прочее), что обуславливает рост внутреннего спроса;

- канал кредита: воздействуя на прибыль, доходы и капитал нефинансового сектора изменяется и его кредитная "емкость", что влияет как на "платежеспособный" спрос, так и опосредованно на предложение кредита в экономике;

- канал ожиданий: доверие экономических агентов приверженности проведению ответственной бюджетной политики смягчает возможные инфляционные последствия вследствие временного отклонения от целевых параметров, и напротив в отсутствие доверия (например, убедительного плана нормализации) способствует росту девальвационных и инфляционных ожиданий.

00000003.png

При этом фактическая скорость перестройки экономики и восстановления деловой активности оказалась более высокой, чем предполагалось. По мере достижения полной занятости на рынке труда это привело к появлению признаков перегрева. Внутренний спрос с 2023 года растет опережающими по отношению к производственным возможностям темпами, что сформировало повышенный инфляционный фон.

В этих условиях предусматривается завершение нормализации бюджетной политики к 2025 году. Это будет содействовать стабилизации инфляционных ожиданий и возвращению инфляции к целевому ориентиру (4%).