Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Формирование федерального бюджета в соответствии с "бюджетными правилами" предопределяет объем требуемых долговых источников на уровне, соответствующем размеру расходов по обслуживанию госдолга (на чистой основе 3,0 - 3,5 трлн рублей в год или 1,0 - 1,5% ВВП).

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета, как и ранее, будут выступать внутренние заимствования.

В целях минимизации рисков, связанных с обслуживанием и рефинансированием госдолга, долговая политика, как и ранее, будет нацелена на привлечение необходимого объема заемных ресурсов с приоритизацией предложения средне- и долгосрочных облигаций с постоянным доходом. С учетом рыночной конъюнктуры планируется обеспечивать комфортную дюрацию долгового портфеля и минимизацию стоимости заемных средств. При этом будет продолжена практика диверсификации предложения долговых инструментов по типам и срокам до погашения для максимального удовлетворения спроса различных категорий инвесторов, повышения ликвидности и развития долгового рынка.

Таблица 4.1.4. Источники финансирования дефицита ФБ в 2019 - 2027 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2023

2024 <*>

2025

2026

2027

Источники финансирования дефицита

-1 974,3

3 229,8

3 296,0

1 173,4

2 181,2

2 761,4

Связанные с использованием дополнительных НГД

-2 956,8

2 636,8

-258,7

-1 813,0

-1 226,7

-651,0

использование ФНБ/увеличение остатков на спец. счете по учету доп. НГД

-2 956,8

2 636,8

-258,7

-1 813,0

-1 226,7

-651,0

Не связанные с использованием дополнительных НГД

982,5

593,0

3 554,6

2 986,4

3 407,9

3 412,4

Государственные заимствования

1 631,9

1 507,9

2 541,3

3 257,0

3 536,7

3 626,1

Бюджетные кредиты

55,9

-194,6

-135,2

140,7

155,3

153,4

Государственные кредиты

35,0

-279,8

-431,8

-336,0

-222,8

-335,0

Приватизация

11,5

27,3

49,7

5,5

5,6

25,5

Прочие

-751,8

-467,8

1 530,6

-80,8

-66,8

-57,6

--------------------------------

<*> оценка

Формирование параметров федерального бюджета в целом и источников финансирования дефицита в соответствии с "бюджетными правилами" позволит сохранить уровень долговой нагрузки на устойчивом уровне.

Таблица 4.1.5. Государственный долг РФ в 2019 - 2027 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2023

2024 <*>

2025

2026

2027

Объем государственного долга

13 567,4

25 595,2

30 768,8

35 411,2

40 028,6

44 927,6

%% ВВП

12,4

14,9

15,7

16,5

17,4

18,1

в т.ч. по госгарантиям

1 661,0

2 381,3

4 241, 7

4 701,6

4 839,0

5 016,8

%% ВВП

1,5

1,4

2,2

2,2

2,1

2,0

Внутренний госдолг

10 171,9

20 812,8

24 948,9

29 385,6

34 046,2

39 004,8

%% к общему объему

75,0

81,3

81,1

83,0

85,1

86,8

в т.ч. по госгарантиям

840,5

700,4

1 736,2

2 060,2

2 128,3

2 196,4

Внешний госдолг

3 395,4

4 782,4

5 819,8

6 025,6

5 982,3

5 922,8

%% к общему объему

25,0

18,7

18,9

17,0

14,9

13,2

в т.ч. по госгарантиям

820,4

1 680,9

2 505,6

2 641,4

2 710,7

2 820,5

--------------------------------

<*> оценка

В силу превышения прогнозируемых нефтегазовых доходов над базовым уровнем в течение 2025 - 2027 гг. будут формироваться дополнительные нефтегазовые доходы, подлежащие зачислению в ФНБ.

Таблица 4.1.6. Фонд национального благосостояния в 2019 - 2027 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2023

2024 <*>

2025

2026

2027

ФНБ и доп. НГД (конец года)

10 729,9

12 787,3

12 613,7

14 696,5

16 153,8

17 148,2

%% ВВП

9,8

7,4

6,4

6,8

70

6,9

резервные активы (счет в ЦБ РФ) <**>

9 094,6

5 834,0

5250,1

7 335,2

8 824,5

9 960,5

(7 554,1) <***>

%% ВВП

8,3

3,4

2,7

3,4

3,8

4,0

иные финансовые активы

1 635,3

6 953,3

7 363,5

7 361,3

7 329,3

7 187,7

(9 594,1) <***>

%% ВВП

1,5

4,0

3,8

3,4

3,2

2,9

--------------------------------

<*> оценка;

<**> в т.ч. резерв на новые инфраструктурные проекты и антикризисные инвестиции;

<***> с учетом финансирования новых инфраструктурных проектов в объеме до 2,4 трлн руб.