Доходы федерального бюджета

Нефтегазовые доходы после роста до 7,5% ВВП в 2022 году (на фоне всплеска цен на энергоресурсы) и снижения до 5,1% ВВП по итогам 2023 года (на фоне снижения мировых цен на энергоносители и влияния ряда действующих ограничений на экспорт) прогнозируются на уровне 5,8% ВВП в 2024 году (с учетом динамики обменного курса, изменения структуры объемов добычи и экспорта углеводородного сырья и корректировок налогового законодательства) с последующим снижением по отношению к ВВП на прогнозном горизонте (до 3,9% в 2027 году) как вследствие стабилизации ценовой конъюнктуры (после резких колебаний в 2020 - 2022 гг.), так и в результате увеличения доли добычи нефти на месторождениях с льготными режимами налогообложения (в том числе с учетом перехода месторождений "вязкой" нефти на режим НДД с 2024 года).

Прогнозируется рост в номинальном выражении ненефтегазовых доходов федерального бюджета на прогнозном горизонте (при стабильном уровне относительно ВВП порядка 13,5%) в связи с изменением налогового законодательства, ориентированным на повышение справедливости и эффективности налоговой системы, и расширением прогрессивной шкалы налогообложения, а также за счет ожидаемого роста поступлений оборотных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, ввозные пошлины) на фоне динамики макроэкономических показателей, за счет реализации мер, принимаемых в части улучшения администрирования и увеличения собираемости.

Таблица 4.1.2. Доходы федерального бюджета в 2019 - 2027 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2023

2024 <*>

2025

2026

2027

ДОХОДЫ, ВСЕГО

20 188,8

29 124,0

36 110,7

40 296,1

41 840,9

43 154,2

%% ВВП

18,4

16,9

18,4

18,8

18,1

17,4

НЕФТЕГАЗОВЫЕ

7 924,3

8 822,3

11 309,5

10 936,4

10 564,3

9 766,1

%% ВВП

7,2

5,1

5,8

5,1

4,6

3,9

базовые НГД

4 967,4

8 000,0

9 750,8

9 123,5

9 337,7

9 115,1

дополнительные НГД

2 956,8

822,3

1 558,7

1 813,0

1 226,7

651,0

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ

12 264,5

20 301,8

24 801,2

29 359,7

31 276,6

33 388,1

%% ВВП

11,2

11,8

12,7

13,7

13,6

13,4

Оборотные налоги (НДС, акцизы <**>, пошлины)

8 785,4

13 806,0

15 663,1

18 212,0

19 679,1

21 128,9

%% ВВП

8,0

8,0

8,0

8,5

8,5

8,5

Налоги на доходы <***>

1 077,8

1 927,3

2 336,5

4 850,5

5 167,5

5 433,8

Доходы от использования имущества <****>

972,3

1 281,2

1 860,4

1 959,1

1 736,1

1 612,0

Прочие рентные доходы <*****>

305,4

1 014,0

950,9

984,6

999,7

1 018,2

Утилизационный сбор

319,2

659,0

1 079,8

2 011,5

2 451,6

2 716,1

Другие доходы

804,5

1 614,4

2 910,5

1 341,9

1 242,5

1 479,1

в т.ч. нерегулярного характера

155,6

752,0

1 752,8

177,3

180,3

426,5

--------------------------------

<*> Прогноз доходов федерального бюджета включает суммы, зачисленные или подлежащие зачислению в резервный фонд Правительства Российской Федерации путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись в рамках реализации пунктов 7 и 8 статьи 5 Федерального закона от 2 ноября 2023 г. N 520-ФЗ "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году";

<**> за исключением акциза на природный газ и газ, используемый для производства аммиака, жидкой стали;

<***> за исключением налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разработке месторождений нефти и газа;

<****> включая дивиденды, доходы от управления средствами ФНБ, доходы по остаткам средств ФК, проценты по межгоскредитам;

<*****> включают в себя - НДПИ ГМК, прочие вывозные таможенные пошлины, на товары, относящиеся к природным ресурсам, акцизы на газ природный, в том числе для производства аммиака, и жидкую сталь, платежи по режиму СРП.