Международное налогообложение

1. Планируется ратификация подписанного 8 июня 2023 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от налогообложения.

Итог рассмотрения:

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращения избежания и уклонения от налогообложения от 08.06.2023 применяется с 01.01.2024.

2. Состоятся переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами по заключению Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество и о предотвращении избежания и уклонения от налогообложения.

Итог рассмотрения:

Министерством финансов Российской Федерации были проведены несколько раундов переговоров с Министерством финансов Объединенных Арабских Эмиратов, которые состоялись в апреле, июне и сентябре 2023 года, а также в марте 2024 года.

Переговорный процесс продолжается.

3. Будет проведена оценка необходимости внесения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, обеспечивающих установление в Российской Федерации уровня налогообложения российских холдингов, подпадающих под действие новых правил международного налогообложения, не ниже минимально принятого на глобальном уровне, в связи с планируемым внедрением новых правил налогообложения прибыли МГК, устанавливающих глобальный минимальный налог на прибыль на уровне 15% (GloBE Rules), иностранными государствами в свои национальные законодательства.

Итог рассмотрения:

В целом только "недружественные" государства проводят работу по внедрению правил GloBE. Соответствующие законы приняты во многих странах ЕС (в т.ч. в Германии, Франции, Италии, Австрии), а также в Великобритании, Южной Корее, Японии.

В США 16 августа 2022 года был подписан закон об альтернативном минимальном налоге (CAMT), который является относительным аналогом GloBE, но с существенными отличиями от модельных правил, разработанных ОЭСР.

В свою очередь в странах БРИКС+, других странах Глобального юга по данным открытых источников не наблюдается предметной работы по внедрению Pillar 2 (за исключением Гонконга и Малайзии, которые опубликовали законопроекты).

Внедрять полноценные правила GloBE в России на текущий момент нецелесообразно, так как вероятность их признания "квалифицированными" со стороны ОЭСР крайне низкая.

В силу того, что ОЭСР прекратила сотрудничество с Россией по всем проектам, действие в России правил GloBE, не признанных "квалифицированными", приведет де-факто к двойному налогообложению российских МГК в недружественных странах: дополнительный налог (top-up tax) по приоритетному правилу должен быть уплачен в России (т.к. здесь материнская компания), а по вторичному правилу - в странах, где ведут деятельность операционные компании российских МГК.

Вместе с тем, оценка результатов применения "недружественными" странами правил GloBE может быть проведена не ранее 2025 - 2026 гг.