Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации

С 1 января 2023 г. в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации - с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

Бюджет СФР на очередной финансовый год и плановый период сформирован раздельно по каждому виду обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Доходы бюджета СФР сформированы с учетом установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативов распределения доходов от уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (норматив установлен на уровне 72,8%), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (норматив установлен на уровне 8,9%) исходя из единого тарифа страховых взносов, установленного в размере 30% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 15,1% - свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны исходя из среднего по видам экономической деятельности страхового тарифа в размере 0,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия.

Расходы в части обязательного пенсионного страхования сформированы с учетом следующих особенностей:

- учтено повышение пенсионного возраста, ежегодная корректировка и индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению с учетом предусмотренных законодательством параметров;

- расчет бюджетных ассигнований на осуществление отдельных полномочий, переданных СФР в виде выплат, пособий и компенсаций, осуществлен исходя из прогнозных показателей численности получателей, средних размеров соответствующих выплат и иных индикаторов в зависимости от характера мер государственной защиты (поддержки).

В части обязательного социального страхования расходы сформированы с учетом параметров, установленных действующим законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Таблица 4.3.1. Основные характеристики бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2019 - 2027 гг. <*>

--------------------------------

<*> без учета накопительной составляющей пенсионной системы;

млрд рублей

Показатель

2019 <**>

2023 <**>

2024 <***>

2025

2026

2027

Доходы

9 490,8

13 212,7

15 622,3

16 554,9

18 527,4

19 669,7

Межбюджетные трансферты

3 364,0

4 383,8

5 529,4

4 549,6

5 252,8

5 251,1

из федерального бюджета, в т.ч.

3 346,7

4 017,7

5 052,7

4 021,0

4 689,2

4 658,3

переходящие от ПФР

3 303,8

3 866,0

4 870,9

3 798,8

4 447,8

4 400,9

переходящие от ФСС

42,8

151,7

181,8

222,1

241,4

257,4

из бюджета ФОМС

14,0

87,7

179,5

179,3

179,2

179,2

из бюджетов субъектов РФ

3,3

278,5

297,2

349,4

384,4

413,6

Собственные доходы

6 126,8

8 828,9

10 092,9

12 005,2

13 274,6

14 418,6

Расходы

9 302,4

13 819,7

16 175,1

16 934,4

18 212,5

19 333,7

переходящие от ПФР

8 564,3

12 704,4

14 580,5

15 306,4

16 413,1

17 387,6

переходящие от ФСС

738,1

1 115,3

1 594,6

1 628,0

1 799,5

1 946,2

Дефицит/профицит <****>

188,4

-607,0 <*****>

-552,8

-379,5

314,9

336,0

в части расходов/доходов, переходящих от ПФР <****>

155,9

-807,4 <*****>

-583,6

-682,8

0,0

0,0

в части расходов/доходов, переходящих от ФСС

32,5

200,4

30,9

303,3

314,9

336,0

Справочно: с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по накопительной составляющей пенсионной системы

Доходы

9 551,6

13 264,9

15 719,2

16 623,9

18 593,5

19 763,9

Расходы

9 365,2

13 858,3

16 227,9

16 993,4

18 273,6

19 425,6

--------------------------------

<**> отчетные данные об исполнении бюджетов ПФР и ФСС как обособленных юридических лиц в 2019 году, в 2023 году - отчетные данные об исполнении бюджета СФР;

<***> параметры с учетом показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета по состоянию на 1 сентября 2024 г.;

<****> "технический" дефицит в 2024 и 2025 годах будет покрыт за счет остатков средств бюджета СФР, связанных с ОПС, сформировавшихся в бюджете СФР по состоянию на 1 января 2024 г., и которые будут сформированы в бюджете СФР по состоянию на 1 января 2025 г.;

<*****> дефицит в 2023 году по переданным полномочиям покрыт за счет неиспользованных остатков МБТ из федерального бюджета, сформировавшихся в бюджете СФР по состоянию на 1 января 2023 г.